The news is by your side.

Имеет право

Классическое произведение Гоголя обрело современные формы

Совершенно черные стены, на которых развешаны набранные на компьютере объявления о сдаче квартир; семь простых стульев — по количеству персонажей; переносная дверь, в нужный момент трансформирующаяся в носилки; на заднем плане с потолка свешивается веревка с петлей. Такой увидели сцену Жамбылского областного русского драматического театра зрители, пришедшие в минувший четверг на премьеру спектакля «Мертвые души». Инсценировку бессмертной поэмы Николая Гоголя Михаил Булгаков написал в 1930 году для МХАТа. Писатель ввел в пьесу образ Первого, чем-то напоминающий самого Гоголя. С 1931 года в постановку включился Константин Станиславский, и спектакль приобрел реалистичные черты того времени. 

Но и они сегодня устарели, поэтому карагандинский режиссер Дина Жумабаева решила впустить в постановку, так сказать, свежий ветер. Уже в первом акте она отступила от общепринятых канонов. Во-первых, актеры вышли на сцену со зрительских мест. Во-вторых, все они оказались босыми. (Так удобнее, потому что им в течение постановки приходится выполнять сложные танцевальные па и почти акробатические трюки.) Актеры садятся за воображаемые печатные машинки, стремительно заполняя текстом чистые листы бумаги и выбрасывая их на сцену. Эти листы подбирает главный герой пьесы и начинает с интересом читать. В отличие от гоголевского персонажа, Чичиков вступает в жизнь прямо на наших глазах. У него нет предыстории, он — чистый лист. Но есть еще Первый — голос совести, ангел-хранитель, который все равно снимает свои крылья и превращается в стороннего наблюдателя. И зритель вместе с ним наблюдает, как Чичиков, стремясь достичь своей мечты, понимает, что честным путем добыть благосостояние невозможно. В итоге главный герой становится жертвой порочной чиновничьей системы, из-за которой честное и прибыльное предпринимательство почти невозможно.

Спектакль если не поражает, то вызывает удивление неординарностью подачи привычных классических персонажей. Оставив почти без изменения Первого (Тимур Ичиков), лишив Чичикова (Евгений Орлов) всего, что могло бы оправдать его, режиссер кардинально преобразовала и остальных героев: бездеятельный мечтатель Манилов (Ярослав Дубовенко) приобрел гротескные качества, присущие представителям сексуальных меньшинств, агрессивный Ноздрев (Анатолий Просалович) превращается в вечно пьяного клоуна, почтенная помещица Коробочка (Марина Просалович) — в неудовлетворенную престарелую самку, хитрый и практичный Собакевич (Данияр Кенжебеков) — в прожженного делягу, а скупой Плюшкин (Виктор Майнашев) предстает перед зрителем больным старикашкой с переносным медицинским штативом для капельницы. В итоге происходит знакомство со всеми негативными качествами современного общества. На сцене проходит череда зарисовок, сменяющих одна другую, в результате которых главный герой каждый раз опускается на очередную ступеньку, а пространство сцены раскрывается все глубже, слой за слоем, уровень за уровнем, ниже некуда.

Режиссер не скрывает, что перед нами всего лишь «фантазия на тему». Взяв за основу только главную интригу поэмы — грандиозную аферу, предпринятую Чичиковым, Дина предлагает нам свое собственное размышление о нынешнем мире, содрав с поэмы Гоголя все, что ей показалось лишним. Содрана «штукатурка» хрестоматийности с известных персонажей, убраны всевозможные красоты, лирические отступления и подробности. Минимизировав сценическое оформление и предельно сократив текст пьесы, главные акценты режиссер поставила на движении и интонации. Актеры непрерывно говорят, танцуют, жонглируют стульями и висят на протянутой через сцену широкой белой ленте. Пауз практически нет. Словом, сюрреализм присутствует во всем. Сюда же можно добавить музыкальное сопровождение («ДДТ» и «Аквариум»), а также частушки с использованием ненормативной лексики. Впрочем, неприличные слова не произносятся, но угадываются, вызывая искренний восторг у юной аудитории в зале.

— Долго решались на эту постановку? — спросили мы у режиссера после спектакля.

— Со второго курса театрального института, — ответила Дина. — И считаю, что мне удалось сделать спектакль, который будет интересен зрителю.

— А для кого приготовлена петля на сцене?

— Это пусть зритель сам решит, для кого. Собственно, вначале это была только веревка. Петля появилась потом, ее кто-то из актеров завязал. И я решила все оставить как есть.

В общем, главную оценку постановке даст зритель. И надеемся, что хотя бы каждый третий школьник, посмотревший спектакль, захочет прочитать поэму Гоголя, чтобы понять, что хотела сказать режиссер.

Гоголь, вдохновленный идеей, предложенной ему Александром Пушкиным, сочинил поэму, в которой показал свою безграничную веру в Родину, в ее великую миссию. Это потом выяснилось, что в России процветает маниловщина и полно ноздревых, плюшкиных и собакевичей. И что с этими качествами тогдашнего общества нужно было бороться. Дина Жумабаева, используя гротеск, тоже выразила огромную любовь к своей Родине. Потому и закончила спектакль песней Юрия Шевчука: «Это всё, что останется после меня, это всё, что возьму я с собой». Что ж, имеет на то полное право…

Людмила МЕЛЬНИК,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.