The news is by your side.

Интеграция как импульс к развитию. Транспортно-логистические комплексы облегчат движение товаров по территории Центральной Азии

Транспортно-логистические комплексы облегчат движение товаров по территории Центральной Азии

Развитие Центрально-Азиатского региона сейчас является одной из наиболее актуальных тем на постсоветском пространстве. Особую важность обрели проекты, направленные на раскрытие транзитного потенциала стран Центральной Азии, в том числе и членов Евразийского экономического союза. Одним из их инициаторов является Казахстан, прилагая максимум усилий для создания трансконтинентальных транспортных коридоров.

В последние годы центр мировой торговли и производства все больше смещается в Азию, что усиливает значение транспортной составляющей межгосударственного сотрудничества. С этой точки зрения именно Казахстан и его ближайшие соседи являются частью наиболее удобного транзитного маршрута для товаров и услуг по направлению Европа – Азия, который к тому же является важной составляющей китайской инициативы «Новый Шелковый путь». В этой связи стремление официального Нур-Султана, а с ним Бишкека и Ташкента стать основными транзитными хабами совершенно неслучайно.

Одним из самых крупных проектов в сфере развития логистики в Центрально-Азиатском регионе является Специальная экономическая зона «Хоргос Восточные ворота», которая расположена на границе Казахстана с Китаем. Это своеобразный сухой порт в системе международного транспортно-логистического комплекса, не только упрощающий товарооборот между странами, но и создающий возможность для развития промышленной кооперации. Дополнительно к в рамках программы «Нұрлы жол» прилагается немало усилий, чтобы вовлечь в создание трансконтинентального транспортного коридора Узбекистан и Кыргызстан.

Пару лет назад Президент РК Касым-Жомарт Токаев предложил создать на казахстанско-кыргызской границе крупный логистический центр по оформлению и обработке товаров, который должен «значительно облегчить административные процедуры и перемещение товаров по территории двух стран». Предполагалось, что в случае успешной реализации проекта подобные логистические центры появятся на всех пропускных пунктах вдоль Государственной границы с Кыргызстаном, позволив упростить передвижение товаров по территории обеих стран, а также усилив контроль над транзитом китайской продукции. Это было особенно важно с учетом проблем на границе, связанных со сложностью оформления грузов и недостаточной пропускной способностью таможенных пунктов.

Кроме того, в августе 2021 года стало известно, что Казахстан и Кыргызстан подписали Концепцию создания и функционирования совместных индустриальных торгово-логистических комплексов на границе. Предполагается, что на территории этих комплексов будут «созданы максимально благоприятные условия для привлечения местного и иностранного бизнеса, развития совместных производств путем предоставления преференций для инвесторов». Планируется, что первые такие центры появятся на участке границы вблизи пункта пропуска «Карасу». На площадке этого и других комплексов стороны планируют запустить проекты промышленной кооперации, сделав их частью товаропроводящей системы всего евразийского пространства. Причем это будет не только место аккумулирования товаров с их последующим экспортом, но и площадкой переработки и выпуска готовой продукции, в первую очередь пищевой.

Одновременно казахстанский Кабмин усилил работу и со своими узбекскими коллегами. В частности, еще в апреле 2017 года стороны подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу о строительстве международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия». За прошедшие годы Казахстан и Узбекистан провели множество совместных консультаций, а в апреле 2021 года приступили к практической реализации проекта. Официальные представители двух стран заложили фундамент строительства центра, который сможет ежесуточно пропускать через себя 35 тысяч человек и пять тысяч грузовиков в обоих направлениях.

Казахстанская сторона выразила заинтересованность в создании с узбекскими коллегами единой товаропроводящей системы, предложив открыть три оптово-распределительных центра в Сурхандарьинской и Ферганской областях Узбекистана с инвестициями 22,5 миллиона долларов и мощностью 67 тысяч тонн в год. Кроме того, стороны договорились уделять особое внимание строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Туркестан–Шымкент–Ташкент, которая должна способствовать развитию транзитного потенциала двух стран. Строительство транспортного коридора должно стартовать в начале 2022 года.

Согласно оценкам Азиатского банка развития, в случае реализации проектов, связанных с совершенствованием инфраструктуры и созданием новых транспортных коридоров, торговля в регионе может увеличиться к 2025 году на 35 процентов, а к 2030-му – на 65 процентов. Чтобы не допустить резкого увеличения нагрузки на существующие пропускные пункты, официальный Нур-Султан уже предложил своим партнерам «не перевозить через границу большое количество товаров, а создавать их на границе». Правда, этот проект все еще в процессе разработки, так как окончательно не решен вопрос его финансирования и правового статуса совместных производств. Однако и Казахстан, и Кыргызстан, и Узбекистан на официальном уровне утверждают, что имеют твердое намерение воплотить эту идею в реальность.

Параллельно с этим Казахстан продолжает наращивать сотрудничество в области развития транспортной логистики и инфраструктуры с Россией. Речь идет сразу о нескольких глобальных проектах. Например, можно вспомнить о строительстве транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай протяженностью 8445 километров, который соединит Север России через Казахстан с китайскими портами на Желтом море.

Кроме того, в июне 2021 года министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов и министр экономического развития РФ Максим Решетников заявили о планах создания торгово-промышленных хабов в приграничных с Россией регионах Казахстана, а также о развитии евразийской товаропроводящей системы. Эти заявления соответствуют ранее заявленным намерениям Москвы и Нур-Султана создать единую цепочку производства, торговли и транспортных коммуникаций в рамках продолжающегося расширения интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Это стороны еще раз подтвердили в октябре на саммите Евразийского экономического союза.

Вместе с тем Казахстан приступил к определенному пересмотру концепции дальнейшего развития Хоргосского узла и прорабатывает возможность запуска на границе с Россией хабов с дальнейшим выходом на рынки ЕАЭС и Евросоюза. В декабре Президент РК Касым-Жомарт Токаев сообщил, что Казахстан планирует осуществить строительство еще четырех транспортно-логистических центров, аналогичных тому, что уже существует в Хоргосе. Речь идет о двух хабах на границе с Россией и по одному – с Узбекистаном и Кыргызстаном. Планируется, что это позволит улучшить транспортную инфраструктуру региона и создаст дополнительные условия для повышения экономического и политического статуса Казахстана в Центральной Азии.

Таким образом, именно Казахстан сегодня является главным двигателем интеграции в Центрально-Азиатском регионе. Официальный Нур-Султан старается использовать выгодное географическое положение и политический статус среди соседних стран. А те, в свою очередь, пытаются за счет Казахстана выйти на новый уровень развития экономики и не попасть под полный диктат Китая. Несомненно, что казахстанские инициативы, которые поддерживаются и Россией, несут большую выгоду для экономически менее успешных стран региона, так как повлияют не только на их транзитный потенциал, но и способствуют развитию промышленного и сельскохозяйственного производства. При отсутствии серьезного интереса иностранных инвесторов к региону для многих государств Центральной Азии это является фактически единственной возможностью выйти из многолетнего экономического кризиса.

Азиз АБДРАИМОВ

Комментарии закрыты.