The news is by your side.

Интервью с юбиляром

Махметгали Сарыбеков: «Тяга к педагогической науке у меня заложена в генах»

В суете дней почти не остается времени оглянуться по сторонам, внимательно взглянуть на окружающих, понять и по достоинству оценить их. Хорошо, что есть юбилейные даты. Такую дату сегодня отмечает Махметгали Сарыбеков — гражданин, патриот, ученый. 

Его не надо представлять широкой общественности. Ректора Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати Махметгали Сарыбекова хорошо знают и в сельской глубинке, и в Таразе, и в солидных научных кругах. Знают, прежде всего, как глубоко порядочного человека, истинного патриота и, конечно же, как яркого представителя высшей школы.

Накануне корреспондент «Знамени труда» встретился и побеседовал с юбиляром. Как всегда, он был правдивым и откровенным. Таким, какой и есть на самом деле — без напускного самолюбия и бахвальства.

— Махметгали Нургалиевич, за плечами у Вас шесть десятков лет. Это солидный возраст, когда уже можно дать оценку пройденному пути. Как Вы оцениваете прожитые годы?

— У каждого человека рано или поздно наступает такой момент в жизни, когда надо оглянуться назад. Посмотреть, каких результатов достиг, кто сегодня находится рядом. 60 лет — это возраст, когда надо давать отчет самому себе и окружающим.

Вся моя жизнь прошла в системе образования и науки. Наверное, тяга к педагогике у меня наследственная, генетически заложена во мне. Ведь дед мой был учителем, учителями проработали всю жизнь и родители. Отец в 1956 году окончил Казахский государственный университет имени Кирова, мама — Казахский педагогический институт. Готовим к юбилею книгу «Әке жолымен» («Дорогой отца»). Работали они простыми учителями в селе Ангер ата (Казыгурт) Ленгерского, ныне Толебийского района Южно-Казахстанской области. Затем переехали в свой родной район, отец долгое время работал учителем, заместителем директора школы. С детства помню, что в доме всегда собирались их друзья, коллеги, говорили они в основном о работе. Все это откладывалось в моем детском подсознании, так что среда и сформировала мою будущую профессию. Поэтому я иду проторенной тропой, проложенной отцом. Иногда сравниваю себя с ним и нахожу много общего. Так же, как и он, я начал свою трудовую деятельность простым сельским учителем в селе Ванновка Тулькибасского района Южно-Казахстанской области. Проработал три года в школе имени Михаила Ломоносова, затем обучался в аспирантуре в Москве. После ее окончания был приглашен в Жамбылский педагогический институт, окунулся в педагогическую науку. Руководил рядом вузов, работал вице-министром образования и науки РК. Всегда считал и считаю, что основой профессиональной деятельности для меня была сельская школа. И своим коллегам, будучи на работе в Министерстве образования и науки, я всегда говорил, что человеку, не трудившемуся в школе, будет сложно работать, тем более руководителем системы образования. Я благодарен судьбе за то, что мне довелось поработать в сельской школе.

— Ни о чем не жалеете?

— Человек не может быть удовлетворен всем. Я далек от мысли, что достиг в жизни всего, реализовал все свои планы. Это просто невозможно. Наверное, надо говорить о краткосрочных задачах и о стратегических планах, которые строит каждый человек. Как человек системный, комплексный, стараюсь максимально реализовать жизненные цели и задачи, которые поставил перед собой. Что-то получается, что-то не получается. Ничто легко и просто не дается, всегда трудности бывают. Меня иногда спрашивают: «Легко ли быть ректором?» Отвечаю без прикрас: «Сложно». Это большой труд, который требует полной самоотдачи, профессионализма. До поста ректора я прошел все ступени карьерной лестницы, в разные годы работал в вузах преподавателем, доцентом, заведовал кафедрой, был деканом, проректором, и на каждом участке старался оставить заметный след после себя. Конечно, все задуманное реализовать сложно. Но всегда считал, что работать надо так, чтобы о тебе вспоминали добрым словом.

Мне довелось быть ректором трех вузов. В 2001 году меня пригласили в Астану возглавить Евразийский гуманитарный институт. В то время это был один из первых частных вузов страны. Его создали в 1995 году. Работать было сложно, ведь вокруг частных учебных заведений всегда много различных разговоров, кривотолков. Но нельзя все частные вузы грести под одну гребенку. Среди них есть и хорошие, отвечающие своему предназначению. Один из них — Евразийский гуманитарный институт, в котором я проработал три года.

По сравнению с государственным вузом у частного есть свои преимущества. Во-первых, он финансово независим от государства, менее консервативен и более демократичен. В нем легче реализовать принципы корпоративного управления, инновационные подходы в подборе и расстановке кадров. Без хвастовства могу сказать, что за годы моего ректорства в институте сделано очень многое: мы создали свой докторский диссертационный совет по педагогическим специальностям, начали издавать научный журнал, который вошел в перечень изданий Высшей аттестационной комиссии Республики Казахстан, наладили непрерывную систему многоуровневой подготовки педагогических кад-ров. В то время наш институт был ведущим вузом Астаны по подготовке учительских кадров.

А затем была работа в Таразе. Как известно, в 2004 году был образован Таразский государственный педагогический институт. Он отпочковался из состава Таразского госуниверситета. Надо признать, что новому вузу досталось плохое наследство: очень слабая материально-техническая база, старые учебные корпуса, изношенное оборудование. В то время у многих моих коллег были сомнения: сможет ли институт состояться как самостоятельное учебное заведение? Но прошло некоторое время, и ТарГПИ встал на ноги. Этому способствовала большая кропотливая работа по подбору профессорско-преподавательского состава, восстановлению материально-технической базы, привитию в коллективе хороших традиций. Сегодня это один из лучших вузов Казахстана.

С ноября 2009 года я возглавляю Таразский государственный университет. Здесь на первых порах были трудности иного плана. Это крупный вуз, махина. В университете более 800 преподавателей, полторы тысячи сотрудников. Работа осложнялась тем, что в университете существовало негласное противоборство между теми, кто ранее работал в технологическом институте, и теми, кто работал в гидромелиоративно-строительном институте. Это деление отрицательно сказывалось на отношении к работе. Надо было объединить людей общими задачами. С такой целью мы разработали стратегический план университета до 2020 года. И это сыграло свою положительную роль. Со временем в стенах университета сложился единый сильный коллектив, появился корпоративный дух. Люди стали мыслить по-новому, изменилось их отношение к работе. Конечно, говорить о том, что решены все проблемы, еще рановато. Но мы работаем над ними и уверены в успехе своего дела.

 

Строки из биографии

  • Родился 22 декабря 1956 года в селе Казыгурт Ленгерского района Южно-Казахстанской области.
  • Окончил Джамбулский педагогический институт (1978 г.) по специальности «учитель физики».
  • Доктор педагогических наук, профессор.
  • Трудовой путь:
  • учитель средней школы им. Ломоносова в селе Ванновка Тулькибасского района Южно-Казахстанской области (1978 — 1981);
  • стажер-исследователь Джамбулского педагогического института (1980 — 1981);
  • аспирант Научно-исследовательского института содержания и методов обучения АПН СССР (1981 — 1984);
  • старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики начального обучения, декан педагогического факультета, проректор по учебной работе Жамбылского педагогического института (1984 — 1996);
  • проректор, старший научный сотрудник Жамбылского университета, докторант Алматинского государственного университета (1996 — 1998);
  • заведующий кафедрой педагогики, проректор по УМР, проректор по учебной работе ЕНУ (1998 — 2001);
  • ректор Евразийского гуманитарного института (2001 — 2004);
  • ректор Таразского педагогического института (3.2004 — 11.2009);
  • вице-министр образования и науки Республики Казахстан (11.2009 — 11.2012);
  • ректор Таразского государственного университета им. М. Х. Дулати (с ноября 2012 года).
  • Автор книг «Теория и практика экологической подготовки будущего учителя начальных классов», «Система экологической подготовки учителей», «Экология и Я», «Словарь науки», имеет более 100 научных работ.
  • Женат. Вместе с супругой Жанат Туленовной вырастили троих детей.

 

— Насколько мне известно, Ваш конек — это экологическое образование, экологическая подготовка педагогов. Скажите, над чем Вы работаете сегодня?

— Экология — понятие широкое. У нее много аспектов — технологических, правовых, медицинских, педагогических. Меня, прежде всего, интересуют вопросы экологического образования и воспитания, формирования экологической культуры личности. Этим темам я посвятил кандидатскую диссертацию, а затем и докторскую. В своем активе имею более 100 научных трудов, три монографии. Горжусь тем, что сформировал собственную научную школу по этим проблемам. Под моим руководством защитились четыре доктора и более 20 кандидатов наук. Правда, в последнее время я немного отошел от своей тематики. Должность ректора не позволяет заниматься узкой специализацией. Надо мыслить масштабно, поднимать и решать общественно значимые проблемы. Поэтому теперь больше занимаюсь вопросами и проблемами, связанными с модернизацией системы образования. И научные публикации больше связаны с вопросами внедрения инновационных методов обучения.

— Махметгали Нургалиевич, а как Вы относитесь к нововведениям в системе образования? Что думаете о внедрении в процесс обучения трехъязычия?

— Иногда приходится слышать: вот, мол, пришел новый министр образования и затеял новые реформы. Пожалуй, все не так просто. Система образования у нас в целом консервативная. Реализовать в такой системе что-то серьезное за короткий срок сложно. И, наверное, то, что происходит сегодня в этой важной сфере, нельзя назвать реформированием. Это, скорее всего, модернизация, которая меняет подходы в системе образования. Конкретные результаты тех или иных нововведений можно увидеть лишь через годы. Поэтому, наверное, надо вопрос ставить так, чтобы министр образования работал не два-три года, а, предположим, семь — восемь лет, чтобы можно было спросить с него за то, что сделано или не сделано.

Что касается внедрения полиязычия. Это очень серьезное дело, и торопиться с ним не следует. Но в любом случае оно нам необходимо, таково требование времени. Другой вопрос, как его внедрять. Например, в ТарГУ по восьми специальностям созданы полиязычные группы, в которых занятия ведутся на трех языках. В этих группах 30% учебных дисциплин преподаются на английском языке, 50% — на языке обучения, 20% — на втором языке. Не скрою, вначале мы столкнулись с серьезными проблемами. Главная из них — языковой барьер. Формировать группы было сложно. Пришлось в срочном порядке вводить бесплатные языковые курсы, приглашали специалистов из-за рубежа. Благодаря предпринятым усилиям достигнут желаемый результат. Если вначале у нас были определенные трудности с формированием полиязычных групп, то теперь этих трудностей нет. Более того, из года в год растет количество студентов, желающих перейти в эти группы.

— Как известно, интеллектуал и интеллигент — слова одного корня. В разные периоды истории у этих слов было свое конкретное значение. Кого из наших современников Вы могли бы назвать истинным интеллигентом?

— Интеллигент — понятие емкое. Прежде всего, это культурный человек, который может не только говорить умные вещи, но и правильно строить и организовывать общение с людьми, который может слушать и прислушиваться к мнению окружающих. Человек безмозглый, туповатый никогда не сможет стать интеллигентом, какими бы званиями и наградами он ни украшал себя.

Настоящих интеллигентов у нас в стране немало. Есть они и в системе образования, и в сфере культуры и искусства. К числу истинных интеллигентов я бы отнес в первую очередь Главу нашего государства Нурсултана Абишевича Назарбаева. Все мы знаем, как тонко он выстраивает отношения с лидерами других стран. Это яркий показатель интеллигентности и, конечно же, мудрости человека.

Когда мы были детьми, старались подражать героям художественных фильмов и книг того времени. Сегодня у нашей молодежи другие примеры для подражания. Мне всегда приятно видеть, с каким уважением относятся наши студенты, молодые люди к Президенту страны, как внимательно слушают его речи.

В свою очередь в ТарГУ немало сделано для популяризации личности Елбасы. Прежде всего надо отметить, что в стенах университета действует конференц-зал имени Первого Президента Республики Казахстан, а также филиал Библиотеки Президента РК. В них имеются книги по двум направлениям. Первый раздел включает в себя труды Нурсултана Назарбаева, второй раздел содержит литературу о нем. Имеется и электронный каталог книг. Студенты с интересом читают эту литературу.

— Что Вы вкладываете в понятие «Мәңгілік Ел»?

— Прежде всего, это, конечно, национальная идея. Трактуется сегодня она по-разному. И чтобы исключить различное толкование, сейчас готовится Концепция понятия «Мәңгілік Ел». Говорю об этом вполне компетентно, поскольку я возглавляю Национальный научный совет при МОН, через который проходят республиканские проекты гуманитарного направления. И сейчас наш совет рассматривает проект Концепции национальной идеи, разработанный коллективом ученых Института философии, политологии и религиоведения НАН РК.

В этой концепции описывается и само понятие нашей национальной идеи. «Мәңгілік Ел» — это философия веры в будущее. Когда у человека нет веры в завтрашний день, ему жить сложно. Можно много говорить и кричать о патриотизме. Но должны быть и какие-то инструменты и рычаги, чтобы этот патриотизм был подтвержден конкретными делами во благо Родины.

Я часто сравниваю современную молодежь и свое поколение в молодости. И это сравнение, конечно же, не в пользу последних. Когда мы были молоды, в стране была совершенно другая ситуация, господствовала другая идеология, в обществе царила иная психология. Вся система воспитывала нас по принципу «Не высовывайся!». А в народе говорили: «Не болса да елмен көреміз, біз туралы жаман ойламасын», то есть как бы другие о нас не подумали что-нибудь плохое. Все делалось с оглядкой наверх, на центр, словно на пуп земли.

Благодаря обретенной независимости сегодня у нас другая идеология и другое мировоззрение. Особенно я радуюсь за нашу молодежь. Она отвергла старое мышление и чуждую психологию. Современные молодые люди верят в политику, проводимую Главой государства, и с оптимизмом смотрят в будущее.

— Помимо обязанностей ректора университета Вы проводите большую общественную работу. Как Вам удается все это совмещать?

— Вы правы: общественная нагрузка у меня большая. В настоящее время я председательствую, как уже отмечено, в Национальном научном совете при Министерстве образования и науки, вхожу в состав политсовета партии «Нур Отан». Также являюсь председателем совета ректоров южного региона Казахстана. Помимо этого, вот уже три года являюсь председателем областной территориальной избирательной комиссии. За это время проведены выборы Президента РК, депутатов Парламента, а также маслихатов всех уровней. Выборы в нашей области прошли организованно, особых замечаний со стороны наблюдателей не было. Уже несколько лет возглавляю казахский культурный центр при региональной ассамблее народа Казахстана. Мне также доверили возглавить комиссию при областном управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития по поддержке малого и среднего бизнеса. Это не считая различного рода совещаний и заседаний на уровне областного и городского акиматов. Стараюсь успевать. Ведь приглашают не для посиделок, а для того, чтобы принял правильное решение по тому или иному вопросу, высказал свое мнение относительно той или иной проблемы. Это большое доверие, и им надо дорожить.

— Спасибо за содержательную беседу.

Кукен ОРШАБЕКОВ

Комментарии закрыты.