The news is by your side.

Искусство — горение наших сердец. Жамбыл и его творчество в музыке

Жамбыл и его творчество в музыке

Творческое наследие народного акына-певца и летописца Казахстана в течение почти двух веков включает в себя айтысы, песни, оды, стихотворения, песни-обращения, песни-напутствия, часть которых потеряна безвозвратно, часть сохранилась фрагментарно, и только в советское время стали целенаправленно собирать их у представителей устного народного творчества и записывать. Песни Жамбыла впервые записал и издал на казахском языке поэт, писатель и государственный деятель Сакен Сейфуллин.

Образ знаменитого на всю страну акына, его гражданская лирика, знаменитые песни-поэмы, вдохновлявшие народы на трудовые и военные подвиги, вызывали отклик не только в сердцах деятелей литературы, мастеров кисти и резца, но и композиторов в различных жанрах музыкального искусства.

Композитор Василий Великанов (1898-1969), автор первого казахского балета «Калкаман и Мамыр», в 1942 году написал вокально-симфоническую поэму «Ленинградцы, дети мои!» для голоса, хора и оркестра.

Создатель первой казахской оперы «Кыз-Жибек», соавтор первого Государственного гимна Казахстана и первооткрыватель казахской симфонии, народный артист Казахской ССР (1936) Евгений Брусиловский (1905-1981) в 1942 году написал симфоническую сюиту «Ленинградцы, дети мои!», также создал вокальный цикл на стихи Жамбыла Жабаева для голоса и оркестра, солистом выступил оперный певец, народный артист Казахской ССР (1977) Бекен Жылисбаев.

Жамбыл создал немало произведений, прославлявших новь казахской степи, созидательный труд, культуру, образование, искусство и науку процветающего Казахстана. И среди них – стихотворение-ода «Родина радости» («Шаттық Отаны») о любви к Отчизне, которое привлекло к себе внимание классика казахской музыки, композитора Сыдыка Мухамеджанова (1924-1991), народного артиста СССР (1990).

Акын пел:

Джигитом стал я, я иду молодой

На всенародный ликующий той.

Джигитом стал я, я иду и пою

Родине радости песню свою.

В 1951 году С. Мухамеджанов написал симфонический кюй «Родина радости» специально для знаменитого оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы. И назвал свое произведение так же, как и акын. Восторженно-возвышенное звучание поэзии Жамбыла передано в симфонической музыке торжественностью и кипучей энергией звуков, которые сразу же, начиная с вступления, охватывают слушателей, вызывая радостный настрой и патриотические чувства. В воображении рисуются картины всенародных тоев в казахской степи, которые часто устраивались на джайляу для тружеников колхозов, с ярмарками и скачками, другими конными народными играми. Этот симфонический кюй в исполнении виртуозного оркестра народных инструментов прозвучал в Москве в дни Второй декады казахской литературы и искусства. В 1953 году данное музыкальное произведение Сыдыка Мухамеджанова было отмечено Республиканской премией имени Жамбыла.

Михаил Иванов-Сокольский (1899-1984) – композитор, дирижер и музыкальный педагог, заслуженный деятель искусств (1979) написал вокально-симфоническую поэму «О чем пел Жамбыл» (1960). Известный композитор Анатолий Бычков (1929–1997), заслуженный деятель искусств (1968), народный артист Казахстана (1986), автор симфонических произведений и музыки к кинофильмам, в 1967 году написал на слова Жамбыла вокальный цикл «Песни акына» (в 1958 году – «Песни»).

В 1969 году народная артистка СССР Газиза Жубанова сочинила ораторию «Ленин» из шести частей, в первую часть оратории включена песня композитора Гали Дюсекова на слова Жамбыла «День Ленина». Оратория написана для солиста и смешанного хора, органа и симфонического оркестра – это первое в Казахстане вокально-симфоническое произведение, в партитуру которого введен такой особый музыкальный инструмент, как орган. Произведение посвящено 100-летию вождя мирового пролетариата В. И. Ленина.

Знаменитый в республике и Союзе Государственный ансамбль песни и танца Казахской ССР, созданный в сентябре 1956 года, под руководством известного в стране режиссера-хореографа Лидии Чернышевой, народной артистки Казахской ССР, заслуженной артистки Украинской ССР, позднее народной артистки СССР (1967).

В 1957 году ансамбль был удостоен золотой медали на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, а группа участников – сереб­ряной медали. Особенностью стиля этого ансамбля было то, что помимо музыки и танца использовались пение и слово, а репертуар отличался номерами с ярко выраженной национальной самобытностью. Основными темами хореографических композиций были дружба народов, целина, народные традиции и игры, патриотические сюжеты. В своем репертуаре ансамбль имел несколько больших вокально-хореографических композиций по мотивам произведений знаменитого акына Семиречья. Одна из них создана под названием «У подножья Алатау». Это театрализованное представление, в котором использованы стихи и песни Жамбыла, прославляющие родной край, повествует о счастливом труде и отдыхе казахского народа. Действие происходит в цветущем саду, в котором ветви яблонь гнутся под тяжестью плодов – яблоневые сады в предгорных и равнинных местах были одним из природных богатств Жетысу и символом Алатау. Сюда пришли колхозники после трудового дня, устраиваются соревнования между молодежью в пении и танцах. Звучат песни и стихи Жамбыла Жабаева. Специально для этой композиции музыку написал композитор Бахытжан Байкадамов.

Кантату «Поэма о Конституции» написал композитор Еркегали Рахмадиев, народный артист СССР, Герой Труда Казахстана. Вокально-музыкальное произведение было написано в 1977 году по мотивам одноименной поэмы, стихотворений акына «Двенадцатое декабря» и других. Кантата удостоена Государственной премии Казахстана (1980).

Образ Жамбыла воссоздан и в постановках такого трудного жанра классической музыки, как опера. Впервые его образ был воплощен на театральной сцене в оперной постановке в 1940 году еще при жизни акына. Это опера Евгения Брусиловского «Алтын астық» («Золотое зерно») по либретто Сабита Муканова. Спектакль был поставлен в честь 20-летия Республики Казахстан и посвящен трудовым подвигам колхозного движения и участию Казахстана во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, которая прошла в Москве в 1939 году. Сюжет повествует о трудовых буднях и достижениях колхозников, которые избирают делегатов для поездки на выставку в Москве. Образ Жамбыла появляется в финале оперы, когда он в составе казахстанской делегации встречается с представителями Советского правительства на территории ВДНХ.

Латиф Хамиди (1906-1983) – композитор и дирижер, народный артист Казахской ССР, соавтор бессмертной оперы «Абай», задумал написать оперу, приуроченную к 100-летию великого Жамбыла, однако несколько творческих работ — создание музыки к художественному фильму «Песни Абая» (1945) к 100-летию Абая и совместная работа с Ахметом Жубановым над оперой «Тулеген Тохтаров» (1947) — задержали процесс написания музыки к произведению, посвященному Жамбылу.

В 1946 году композитор написал оперу «Жамбыл и Айкумис», посвященную истории айтыса Жамбыла с известной поэтессой Айкумис. Творческая дуэль двух талантливых акынов-певцов состоялась в 1871 году (по некоторым источникам – в 1874-м). Это период раннего творчества Жамбыла. Его впечатлили не только поэтический и певческий талант девушки, но и обаятельность ее внешности. Патриарх казахской литературы Абдижамил Нурпеисов в своей книге «Долг» (1988) пишет: «Во время айтыса с прекрасной девушкой Айкумис акыну она напоминала дикий цветок степи. Душа старого акына переполняется ее неотразимым очарованием. И он мгновенно зажигается трепетным юношеским порывом, о чем со свойственной ему прямотой заявляет ей довольно откровенно: «Несчастны в этом мире девушка и джигит, что не могут друг друга открыто любить». Айтыс между ними состоялся в шуточно-ироническом плане по отношению друг к другу. Основная тема айтыса между ними – несчастливая доля молодых девушек, которые не могут вый­ти замуж за любимых (история несчастной любви Жамбыла к девушке Бурым, такая же история девушки-акына Айкумис):

Несчастны джигит и любимая с ним,

Коль смех и веселье неведомы им.

(из «Айтыса Жамбыла с Айкумис»)

Эту встречу и историю любви и хотел отразить в своей опере Л. Хамиди.

Либретто написал поэт Калибек Бекхожин. Премьера одноактной оперы состоялась на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая в 1946 году. Оперу тепло приняли зрители, однако через несколько постановок она сошла со сцены. Неудачное либретто не позволило создать полноценно художественное произведение и состояться этой опере на театральной сцене.

К теме народного поэта композитор вернулся в 1952 году, написав новый вариант оперы под названием «Жамбыл». Авторами либ­ретто стали поэт Хамит Ергалиев и драматург Шахмет Хусаинов. Опера в четырех актах отражает последнее десятилетие жизни и творчества Жамбыла Жабаева – предвоенные, военные, послевоенные годы и торжество Великой Победы. В постановке показаны реальные люди из окружения акына — его сын Алгадай, переводчик Павел Кузнецов и литературный секретарь Гали Орманов, знаменитая домбристка-виртуоз Дина Нурпеисова, с которой Жамбыла связывали дружеские отношения, и другие, но под вымышленными именами. Звучат патриотические стихи и песни акына. В одной из статей, посвященных премьере оперы Л. Хамиди, написано: «… Наибольших успехов Хамиди достиг в характеристике Жамбыла. Прекрасный знаток казахского песенного фольклора и музыкально-поэтического наследия Жамбыла, Хамиди создал привлекательный образ любимейшего народного певца. Арии и песни Жамбыла эмоционально содержательны и глубоко национальны. В них слышится голос мудрого, душевно благородного и человеколюбивого народного певца». Однако была и серьезная критика со стороны музыкальных специалистов, которые усмотрели отсутствие драматической фабулы в сюжете, статичность отдельных эпизодов, и композитору как мастеру лирических песен и музыкальных произведений малых форм не хватило масштабных музыкальных выразительных средств для создания большой оперы.

Образ почтенного акына-старца в эпизодической роли воплотится на оперной сцене еще в одной постановке. Это опера композитора, народной артистки СССР Газизы Жубановой (1927–1993) «Двадцать восемь» («За нами Москва», 1981), посвященная подвигам героев-панфиловцев. Г. Жубанова – первая женщина-казашка, композитор в жанре классической музыки. Премьера оперы состоялась 13 июля 1981 года на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова в Ленинграде (ныне Мариинский театр, г. Санкт-Петербург) во время гастролей ГАТОБ имени Абая, затем она зазвучала на сценах театров Ярославля, Алма-Аты, Караганды. A 29 ноября 1982 года премьера оперы состоялась в Москве, на сцене Музыкального театра имени
К. Станиславского и В. Немировича-Данченко под названием «Москва за нами». Главные партии пели корифеи казахстанской оперы Ермек Серкебаев, Роза Джаманова, Мурат Мусабаев, Нариман Каражигитов, Алибек Днишев.

В начале первого акта есть эпизод, где исторические лица собрались на проводы бойцов на фронт, среди них убеленный сединой почтенный акын, который в сцене «Выход и монолог Жамбыла» обращается с песней-напутствием к красноармейцам Панфиловской дивизии.

В 2009 году был создан первый балет по творчеству Жамбыла, посвященный его бессмертному стихотворению «Ленинградцы, дети мои!». Балет в одном действии по мотивам поэмы поставлен на музыку первой части знаменитой Ленинградской симфонии (Седьмая симфония) Дмитрия Шостаковича, которая прозвучала в грозные дни Великой Отечественной войны сначала в Ленинграде, а затем и по всему миру. Балет называется «Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя!», балетмейстером-постановщиком стал народный артист Казахстана Булат Аюханов, основатель и руководитель Государственного академического театра танца РК, существующего более полувека. Спектакль был посвящен 65-летию Великой Победы, премьера его состоялась в Санкт-Петербурге на сцене Дворца имени Ленсовета в декабре 2009 года.

В Казахстане премьера балета состоялась 16 февраля 2010 года на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая в Алматы.

Следует отметить композиторов-песенников, создавших песни патриотического направления на стихи Жамбыла: Г. Дюсеков – «Ленин күніне» («День Ленина»), посвященная 100-летию В. И. Ленина (1970); фронтовик-панфиловец Рамазан Елебаев (1912-1943) – «Асқан бұлбұл», посвященная гению русской поэзии Александру Сергеевичу Пушкину, «Жаз жыры»; Мансур Сагатов «Толгау акына» (1972); фронтовик Аблахат Еспаев (1925-1976) – «Одағым — бақыт ордасы»; К. Дуртбаев «Кәрілік» («Старость»); К. Раисов «Великий закон» и другие. Немало песен о самом Жамбыле сложили композиторы-песенники, акыны-певцы. Народный акын Казахстана, певец и композитор Кенен Азербаев сочинил произведение «Жамбыл – песня» (1971), известна песня Тлеуханова «Жамбылдың ізімен» и многие другие.

Жамбыла называли «последним бардом казахской степи». Его песни-отклики на грандиозные события в стране и трудовые будни являются своеобразной летописью истории нашего народа, нашей страны, а импровизаторское мастерство всегда будет привлекать внимание представителей всех жанров искусства.

Фатима ОРАЗБЕКОВА,
педагог-ветеран, член Союза журналистов РК,

Арман ШАУХАНОВ,
кандидат педагогических наук,
доцент Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати

Комментарии закрыты.