The news is by your side.

Ислам и митинги. Что говорят богословы об акциях протеста

Что говорят богословы об акциях протеста

Нынешние времена — митинговые. Поводом для взрыва может стать любая причина, даже откровенный фейк. В то же время мы наблюдаем резкое повышение религиозности общества. Возникает вопрос — как же соотносятся эти две тенденции?

В исламе существует множество точек зрения о дозволенности участия в митингах, исходя из различных нюансов.

 

Доводы против

Одна часть мусульманских ученых считает такую протестную активность запретной. Ключевым доводом в данном случае служит тот факт, что во времена Посланника Аллаха и его сподвижников мусульмане не устраивали демонстрации или нечто подобное. Исходя из этого, митинги они расценивают как нововведение. Пророк сказал: «Любое деяние, не имеющее нашего указания, будет отклонено» (Муслим).

Во-вторых, массовый протест далеко не всегда выражается в рамках закона. Нет никаких гарантий того, что подобную акцию не будут сопровождать запретные действия со стороны митингующих (столкновения с органами правопорядка, порча чужого имущества и тому подобное). Исходя из этого, любой мусульманин, который выйдет на шествие или демонстрацию, может оказаться в эпицентре этого и получить травму, оказаться в числе задержанных. А ведь каждый человек должен беречь свое здоровье и избегать всего, что ему вредит. В хадисе, который приводит имам аль-Бухари, сказано: «Немало людей оказались лишенными двух милостей: здоровья и времени».

В-третьих, на массовых акциях не соблюдаются правила совместного пребывания полов. Согласно шариату, не дозволяется мужчинам и женщинам (которые не махрам) прикасаться друг к другу, находиться слишком близко. Среди митингующих необходимая дистанция между представителями противоположного пола явно не соблюдается.

Кроме того, участие в стачке, забастовке приводит к остановке производства, нарушению технологических циклов. Ряд алимов считают, что рабочий не имеет права прерывать производство, если это не оговорено с его начальством.

По словам казахстанского религио­веда Мухиддина Паттеева Исаули, протест — это то, чего нет в исламе.

— Ислам не допускает таких вещей, — говорит теолог. — Глава государства избирается народом посредством выборов. Противостоять тому, что избрал народ, все равно, что отрубить себе руку. Кто сейчас у власти? Те, которые избраны среди людей вчерашнего дня. В одном хадисе наш пророк сказал: «Тобой будут править такие, какой ты есть».

По словам М. Паттеева, есть люди коррумпированные, а если они не честны, то и члены семьи тоже. В Коране Аллах говорит: «Я не изменю общину или страну, пока они не изменятся сами».

— Я хочу, чтобы люди совершенствовались, хорошо воспитывали своих детей и потомков, научили их верить и бояться Бога. Сейчас есть много людей, которые не боятся Бога. Из-за того, как они не боятся Бога, они делают всякие неприятности. Мы можем воспитать богобоязненных людей, как наши предки, как Абылай хан, как Толе би, как Бауыржан Момышулы, говорящих правду, — считает спикер.

Теолог отмечает, что сегодняшние люди будут по-настоящему праведными, если будут воспитывать новое поколение в конструктивном русле, не ругая огульно власти, не отравляя сознание однообразно-негативным видением реальности. При таком восприятии реальности легко возникают беспорядки, и всем этим кто-то пользуется, но страдают в результате сами протестующие, народ.

— Кто-то идет убивать. Кто-то переоденется полицейским и устроит провокацию, и тогда вся страна будет разорвана на части. Если взять, к примеру, Кыргызстан, то там было три революции. Произошли ли изменения с тех пор? Ничего не изменилось. Ничего не изменится и у нас, — отмечает М. Паттеев и подчеркивает, что в исламе нет такой традиции, как противостояние президенту. Но есть обязанность мусульманина говорить правду.

— Если хотите говорить правду, то сейчас есть социальные сети, пишите, что хотите. Вас прочитает и узнает гораздо больше людей. Скажите правду, покажите себя. Надо ли для того, чтобы высказаться, выходить на незаконные митинги, устраивать беспорядки? — задается теолог риторическим вопросом.

— Хорошо воспитай потомство, хорошо воспитай себя. Если ты хорошо воспитаешь ребенка, он сам завтра встанет во главе правительства и будет работать, не давая поводов для массовых волнений. К счастью, казахстанцы — здравомыслящие люди и не дают себя обмануть. То, что на улицу вышли пять-шесть человек, не означает, что вышло все население. Люди тоже знают, они хотят сохранять спокойствие.

 

Доводы за

Более умеренная часть исламской богословской элиты считает участие в протестах дозволенным. Свою позицию они подкрепляют тем, что верующие вправе отстаивать свои законные интересы, трудовые права, противостоять произволу со стороны недобросовестных работодателей или чиновников. В качестве далиля в этом случае служит следующее высказывание пророка Мухаммеда: «Когда кто-то будет наблюдать порицаемое, то пусть помешает этому своей рукой, если же он это не может, то словами, а если и словами не получается, то сердцем» (Муслим, Тирмизи, Ибн Маджа).

Выражение протеста против угнетения с целью выражения поддержки истине и самим угнетаемым — это вполне законное действие в исламе, которое может даже становиться обязательным, если оно хоть как-то влияет на разрешение проблемы.

Если мы не имеем права даже выразить с помощью подобных демонстраций и митингов свою позицию, высказать свое мнение и заявить о нашей солидарности с нашими угнетенными братьями, так же, как и продемонстрировать нашу готовность защитить наши завоеванные и оккупированные земли, что же нам тогда вообще остается делать?

Но при этом стоит четко помнить — митинги, протесты и демонстрации не служат основанием и оправданием массовых беспорядков, причинения порчи и вреда общественной и частной собственности. Подобные бесчинства, безусловно, относятся к категории греховных действий, правонарушений и не могут быть оправданы даже противодействием властей.

Комментируя дозволенность и законность демонстраций в исламе, известный саудовский ученый, доктор Мухаммад аль-Ахмари утверждает: «Организация и проведение демонстраций с целью поддержать и укрепить истину, противостоять несправедливости, угнетению и нечестию — вполне законное действие. Аллах дозволил и предписал мусульманам активно выражать свое несогласие и противодействие нечестию, а также выражать радость и веселье во время праздников и торжеств».

Примерами тому могут служить проводы и прощание Посланника Аллаха и его сподвижников с армией и боевыми отрядами мусульман, а также торжественная встреча мусульманских воинов после их возвращения из похода.

Другим примером является приказ Посланника Аллаха своему дяде Аббасу в день покорения Мекки выдвинуться во главе армии мусульман с поднятыми знаменами по направлению к городу, чтобы продемонстрировать его правителю Абу Суфьяну силу и мощь мусульманской армии. Подобной демонстрацией мощи мусульман Посланник Аллаха хотел убедить Абу Суфьяна отказаться от столкновения и бесполезного сопротивления.

Таким образом, провозглашение и поддержка истины, как и противостояние несправедливости и нечестию всеми возможными способами — это неотъемлемое право мусульман в исламе.

Еще более проясняет вопрос со статусом демонстраций в исламе фетва другого крупного саудовского ученого, шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида.

Она гласит, что нет ничего предосудительного в акциях протеста мусульман против проявлений угнетения, противостояния им и выражения решительных требований прекратить подобные несправедливости. При этом мусульмане должны стараться использовать все возможные и наиболее эффективные методы протеста, митингов и демонстраций, которые являются приемлемыми с точки зрения ислама, избегая при этом действий, запрещенных шариатом.

Подобного рода запрещенным проявлением агрессии может быть совместное участие и шествие мужчин вместе с женщинами, не одетыми согласно исламским нормам.

Смешение рядов это неподобающее, непозволительное с точки зрения ислама смешение. При этом приверженцы ислама — и мужчины, и женщины, принимающие участие в митинге, — должны полностью соблюдать требования шариата в одежде и воздерживаться от неподобающего смешения друг с другом. Это предполагает, что в ходе демонстрации ее участники должны придерживаться того же порядка, как и в молитве, то есть мужчины впереди, а женщины позади.

Огромное значение также имеют возможные последствия организуемых демонстраций. Например, если существует высокая вероятность того, что женщины могут оказаться жертвами плохого обращения, грубости со стороны полиции или других людей, в этом случае им также стоит воздержаться от участия в митинге.

Это вытекает из правого принципа, гласящего, что «недопущение, устранение возникающей проблемы или затруднения обладает приоритетом над ожидаемыми выгодами». Однако это ни в коем случае не должно пониматься как запрещение женщинам в их праве на участие в усердии на благо ислама. Кроме того, существует еще огромное количество способов, которыми женщины могут оказывать посильную помощь на пути Аллаха.

Часть ученых фактически относит право на протестные акции к урфу — правовому обычаю, который уже стал обыденным для современных людей, а значит, может рассматриваться как источник исламского права.

Участвующие в пикетах, шествиях, митингах и забастовках мусульмане должны придерживаться правил поведения. Не выкрикивать оскорб­ления, ругательства, лозунги, побуждающие к запретному.

Не создавать дискомфорт другим людям (например, не перекрывать дороги). Не наносить вреда людям, а также их имуществу, избегать насилия. Стараться не находиться рядом с людьми противоположного пола. Использовать исключительно законные методы отстаивания своих интересов.

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.