The news is by your side.

Ислам как часть культуры. Археологические памятники — наследие предков

Археологические памятники — наследие предков

Интерес к исламу и другим религиям, возродившийся в обществе с конца 80-х годов прошлого века, привел к значительному росту верующих на территории современного Казахстана. Этот вполне объяснимый и в целом положительный момент в развитии нашего общества имеет, однако, и другие, менее привлекательные грани.

В Казахстане традиционным является суннитский (то есть основанный на Сунне) ислам, при этом в правовых вопросах мусульмане следуют ханафитскому мазхабу. Современные мусульмане в большинстве своем являются приверженцами именно этой школы исламского права, особенно мазхаб, заложенный Абу Ханифой, распространен среди тюркоязычных народов: турок, карачаевцев и балкарцев, ногайцев и кумыков, татар и башкир, узбеков, казахов, кыргызов и туркменов.

Кроме тех, кто придерживается канонов традиционного ислама, сохранившегося в наших краях даже в советское время, немало и так называемых отщепенцев. В 90-е годы в республику проникли и крайние, экстремистские, псевдорелигиозные течения, представляющие собой опасность для общества. Проявляются они по-разному, и одним из жестких проявлений был акт терроризма в Таразе в 2011 году…

Одной из причин распространения радикальных течений, как известно, является отсутствие элементарных знаний о своей религии у большинства сограждан, называющих себя мусульманами. Неоднократно общаясь с молодыми людьми, приходилось отмечать, что у большинства из них понятия о такой сложной, интересной и имеющей богатую историю религии, как ислам, сводятся к информации об обрядах. Хорошо, если имеется хотя бы этот минимум.

Но признав слабую религиозную грамотность сограждан, наверное, нужно предпринять меры. Не каждый ведь пойдет в медресе, чтобы изучать ислам. Тем более, что Казахстан — государство светское, и изучение основ той или иной религии является личным делом каждого.

Просвещение по минимуму

Нельзя сказать, что возникшая проблема никак не отра­зилась на учебных программах школ и гимназий. В 2004 году в школах Казахстана был введен элективный курс «Основы религиоведения» в рамках реализации Указа Президента «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма». Ввели этот предмет для формирования у молодежи толерантного сознания, не приемлющего идеи экстремизма и терроризма, повышения общего уровня знаний о религии, оценки и понимания современной религиозной ситуации.

В 2013 году была принята Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму, в рамках которой планировался стопроцентный охват школьников уроками религиоведения в организациях среднего образования. Для достижения этой цели с 2016 учебного года в школах Казахстана с девятого класса введен обязательный предмет «Светскость и основы религиоведения», который заменяет факультативный курс «Основы религиоведения».

Между тем период внедрения новой дисциплины в школах продолжается до сих пор. С 2003 года учебники по религиоведению менялись пять раз, а их название — четыре раза. К тому же учебники подвергались обоснованной критике со стороны экспертов, рядовых граждан и специалистов государственных органов.

Сейчас самостоятельного предмета «Светскость и основы религиоведения» вовсе нет, лишь тема эта включена в курс «Глобальной компетенции» в девятом классе школы. Для средних классов утверждены подкурсы «Добропорядочность и этика» (пятый класс), «Экология» (шестой), «Эмоциональный интеллект» (седьмой), «Медиа-грамотность» (восьмой).

Учебник по курсу «Светскость и основы религиоведения» дает девятиклассникам основные понятия по истории религии, начиная от ранних форм язычества вроде тотемизма и шаманизма до мировых религий и современных их течений. Большие разделы отведены темам ислама и христианства.

А ведут этот предмет прошедшие краткие курсы подготовки учителя-историки, филологи и даже географы. Впрочем, стиль подачи материала в учебнике простой, любой «ботаник» советской ковки проведет такой курс без особого напряга. Другой вопрос, как воспринимают все это дети.

Краеведение как краеугольный камень

Как и где еще обучать детей основам религии? За границей? Этот опыт, на самом деле, был «сын ошибок трудных». Ездили за светом истины в далекие края наши молодые земляки и возвращались домой упертыми вахаббитами с системой взглядов, от которых их соплеменники не знали, как избавить. Некоторые из обучившихся за рубежом так и остались замшелыми радикалами.

Проблема воспитания духовности вообще очень сложная, тем более в религиозном ключе. Но один из вариантов ее решения мы обсудили с археологом, историком-краеведом, директором ТОО «Археология Казахстана» Искандером Торбековым.

— Ислам — это важная часть нашей духовной культуры, что проявилось в разных аспектах: в литературе, философии, архитектуре, — говорит И. Торбеков. — Потому, если речь идет о пробуждении интереса у молодого поколения к изучению религии предков и противодействии экстремистским течениям, то это — многогранный процесс. Дело не только в изучении хадисов, но и в осознании того, какую роль сыграл ислам в становлении нашей культуры. Взять, к примеру, такой вопрос. Много ли наших горожан знают, что самая древняя мечеть Казахстана обнаружена археологами на территории города Тараза? Территория нашей области — это рай для археологов, изучающих времена от античности до средневековья.

— Наш регион включен в госпрограмму «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма», — напомнил Искандер. — В 2006 году археологи Института археологии имени А. Маргулана раскопали в Таразе близ знаменитого мавзолея Карахана фундамент древнего храма. То, что это именно исламское сооружение, специалисты во главе с Карлом Байпаковым обосновали обнаруженными колоннами по арабскому образцу, найденным в направлении запада михрабом. Характер и форма сырцовой кладки, конструкция и ширина трехметровых стен, расположение пилонов и сохранившихся оснований колонн не вызывали сомнений, что это здание в стиле, характерном для мусульманских культовых со­оружений, датируемое не позднее чем X веком. Это время историки относят к раннему периоду ислама в Казахстане.

Дальнейшее изучение показало, что эта мечеть была воздвигнута на фундаменте существовавшего еще ранее несторианского или манихейского храма. Так что сооружение это еще более древнее, приблизительно VI-VII века. Подтверждение этому есть в исторических летописях. Таразская мечеть упоминается в средневековых письменных источниках в связи с военным походом на Тараз в 893 году саманидского правителя Исмаила ибн Ахмеда, который, завоевав Тараз, обратил жителей города в ислам и повелел перестроить древнюю соборную церковь в мечеть, что подтвердили найденные археологами фрагменты с христианской символикой. Так что открытие археологов дает довольно точное указание на то, когда на территории Казахстана впервые появился ислам.

Специалисты Института археологии имени А. Маргулана в ходе раскопок обнаружили редкие находки: серию медных и золотых монет XII века, фрагменты старинной рукописи Корана. Попутно с археологическими исследованиями велись и реставрационные работы. Древняя мечеть была отреставрирована по восстановленным строительным технологиям средних веков. В 2007 году состоялась официальная презентация древней таразской мечети с участием Президента РК, после чего здание было открыто для широкого посещения. И впервые за прошедшее тысячелетие под сводами древней мечети Тараза опять зазвучали суры Корана. Позже здание было реконструировано и сейчас открыто для посетителей. Там экспонируются найденные во время раскопок артефакты, рассказывается о древней истории города.

Нельзя не отметить оригинальный проект, имеющий большое значение для облика города — центральную мечеть Тараза Һибатулла Тарази. В 2011 году после подведения итогов виртуального народного конкурса по определению семи чудес региона центральная мечеть попала в их число. Само здание главной мечети Тараза построено в 2008 году. В 2010 году проведена реконструкция, и здание обрело более привлекательный облик в соответствии со статусом культового учреждения.

А в 2015 году в Таразе появился новый образец исламской архитектуры — оригинальная мечеть в форме раскрытого Корана.

Возведенная в центральной части города, близ мавзолея Карахана, эта мечеть гармонично вписалась в архитектурный ансамбль. Оригинально найденное архитекторами решение фасадной части здания. Получилось символично, привлекательно и красиво.

И, наконец, важно отметить, что в Таразе на проспекте Толе би по соседству с центральной мечетью Һибатулла Тарази находится православный храм Успения Божией Матери. В нашем городе, как и сотни лет назад, мирно перекликаются голоса муэдзинов и малиновый звон православных колоколов. Поликонфессиональность — отличительная черта Тараза с древних времен.

По большому счету, изучение памятников археологии, истории и архитектуры — это тоже один из способов узнать, как давно появился ислам на этой земле, какие у него исторические корни, как гармонично он вписался в мировоззрение тюрков-кочевников и оседлых народов, как в итоге сформировался менталитет народа и оказал огромное влияние на его историю. И такие познания очень важны для создания и укрепления мировоззрения всех поколений казахстанцев.

Тем более, что для знакомства с достопримечательностями не нужны далекие поездки — все находится рядом. Нужно только разработать программу развития и информационного освещения данной темы в рамках религиозного просвещения молодежи. И реализация этой программы станет к тому же хорошей рекламой для привлечения дополнительного числа туристов как из других регионов страны, так из ближнего и дальнего зарубежья.

Юрий ЕФИМОВ,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты.