The news is by your side.

Источник силы

Волшебная энергия волос

Культурные традиции многих народов предписывают тщательный уход и бережное отношение к волосам, способы их укладки по тому или иному случаю. Много примет, суеверий и обрядов связано с волосами и у казахов.

 

Тема для сказок

Поверье о магической силе волос сохранилось до наших дней. Считалось, что отрезать косу девушке равносильно тому, чтобы лишить ее руки или ноги, лишить ее силы, отрезать ее путь. Есть такое проклятие «Шашын кесілсін!» («Пусть будут отрезаны твои волосы!»), в котором выражалось пожелание «отрезать дорогу, путь к счастью». К тому же никогда нельзя было выкидывать волосы где попало. Их собирали и закапывали в пустынном месте, где никто не ходит.

Казахские девушки заплетали волосы обязательно в две косы, потому что женщина не должна быть одна, рядом с нею всегда должен быть спутник.

Длинные косы у казахов считались признаком красоты, о них слагали песни, стихи и даже сказки. Например, когда описывали красоту девушки, говорили: «Қыпша бел, қолаң шаш» («Тонкая талия, длинные роскошные волосы»). К примеру, в народной песне «Ой көк» есть такие слова: «Шашын он күн тарап, бес күн өрген» («Расчесывала волосы десять дней, а заплетала пять»). Да что уж говорить, в девушку могли влюбиться только за то, что у нее красивые волосы!

Так, например, в сказке «Куламерген» жена батыра Куламергена обладала длинными роскошными волосами. Однажды, когда она купалась в реке, несколько ее волос уплыло по течению. Эти волосы подобрала жалмауыз кемпир (ведьма) и отнесла их хану, который был покорен их красотой и влюбился в их обладательницу заочно. Куламерген был брошен в темницу, а его жену привезли к хану и хотели насильно выдать замуж. Такая же сюжетная линия и в сказке «Аламан и Жоламан».

Довольно распространенными у казашек являются имена Алтыншаш, Карашаш, Сулушаш, Коланшаш, подчеркивающие природную красоту их обладательниц.

Женские штучки

Казашки тщательно ухаживали за волосами, расчесывали их роговыми гребешками. Косы подвязывали шашбау — лентой, украшенной монетами или серебряными бляшками. На кончики ленты нередко пришивали кисточки, которые также украшали косы. У взрослых женщин были скромные шашбау. Казахи верили, что шашбау защищал женщину от злых духов, излюбленным местом которых, по поверью, были волосы. Иногда на шашбау пришивались серебряные или золотые монеты, а иногда сам шашбау делался из толстой черной веревки, которая придавала косе дополнительный объем.

Еще одно украшение для волос, которое при ходьбе звенело, называется «шолпы». Шолпы — это украшение для кос в виде подвесок. Это нанизанные друг на друга небольшие звенья металла или серебряные монеты. Шолпы носили только молодые девушки. Они, кстати, часто упоминаются в произведениях казахских авторов. Поэты воспевали волнительный звук шолпы. Но это украшение имело также практическое и воспитательное значение. Обычно шолпы крепили к косам девушек для того, чтобы под тяжестью монет девушка держала голову прямо, спину — ровно и не сутулилась. Под тяжестью шолпы косы отрастали длиннее. Воспитательная роль заключалась в том, чтобы девушка не позволяла себе резких движений, не появлялась там, где ей не следует быть, так как звук шолпы выдавал ее присутствие. Если девушка ходила поздно вечером или громко смеялась, делала резкие движения, это считалось признаком невоспитанности. Поэтому девушки учились ходить плавно и тихо, и звук шолпы едва был слышен.

Наряду с шашбау и шолпы использовался шашкап, чехол для волос, чтобы защитить их от пыли и грязи. Шили чехол из бархата, плюша и сукна, а кроили специально по толщине и длине косы, украшали бусинами.

Тщательный уход

Мыли волосы мылом, которое в народе называется қара сабын (черное мыло). Изготавливалось такое мыло из золы лебеды (растение семейства амарантовых) или из золы других растений, таких как перекати-поле, полынь, саксаул, и обычного жира домашнего скота. Эти растения собирали осенью, сушили и жгли. Оставшуюся золу собирали и кипятили в казане с водой. Вываривали щелок из золы. Щелок сцеживали и долго помешивали. В итоге получался белый порошок, который смешивали с жиром и кусочком бараньей либо верблюжьей шерсти и лепили мыло. Такое мыло заворачивали в материю и хранили в таком виде. Некоторые предпочитали добавлять листья пахучих растений, что придавало мылу приятный аромат.

А еще женщины смазывали волосы специальным средством, которое называлось шашмай. Это был бальзам из яичного белка и сливочного масла, который придавал блеск волосам.

Айжан ХАМИТ

Комментарии закрыты.