The news is by your side.

Исторические тропы

Для привлечения туристов следует объединить усилия государства и бизнеса

Во многих странах мира туризм стал существенным источником дохода, позволяющим решать проблемы социального и экономического характера. В Жамбылской области о развитии туризма речь идет на протяжении последних 20 лет, однако число туристов остается практически на одном уровне, хотя древняя жамбылская земля богата уникальными историческими объектами. 

О том, что необходимо сделать для повышения привлекательности региона в туристическом плане, наша беседа с председателем ассоциации внутреннего и въездного туризма Жамбылской области Альбиной Веймер.

— В ассоциацию входят только туристические компании?

— Отнюдь. Мы представляем туристический кластер: логистика, гостиничный сервис, общепит и так далее. То есть интересы всех структур, содействующих развитию туризма в регионе. Ведь туристы когда-нибудь к нам приедут.

— Вы уверены в этом?

— Я уверена, что это обязательно будет. Но чтобы все инициативы давали ожидаемый результат, необходима помощь государства. Сами туристические компании, конечно, могут предпринять все усилия и, наконец, привлечь интерес к туробъектам региона, но без поддержки эта работа займет более длительное время. Вспомните, когда у нас впервые заговорили о необходимости развития туристического кластера. Если не ошибаюсь, это было более 20 лет назад. Недавно же сам Первый Президент Казахстана — Елбасы Нурсултан Назарбаев отметил в статье «Семь граней Великой степи», что развитие туризма должно осуществляться в тесном сотрудничестве государства и бизнеса. Мы, туристические фирмы, — малый бизнес. И поддержка нам нужна в виде предоставления разрешительных документов. До сих пор в Казахстане не принят закон о туризме. В результате к нам применяется единое лицензирование. А если лицензии разделят — для тех, кто работает в сфере туризма, и для тех, кто действует в сфере промышленного производства, нам станет намного легче. Ведь турфирмы, специализирующиеся на внутреннем туризме, платят такой же налог, как и крупные производственные предприятия. Это неправильно. Нам нужны рек-лама, привлекающая туристов, льготы. Все это применяется в странах, где туризм уже давно стал отраслью, приносящей хороший доход государству. В этой связи я могу напомнить опыт Узбекистана, где туризм стал отдельной статьей дохода, Объединенных Арабских Эмиратов, куда люди едут со всего мира. У нас же работа по развитию туризма находится в зародыше.

— Альбина, Вы практически всю жизнь работаете в сфере туризма, начинали в советское время. Вам есть с чем сравнить положение дел тогда и сейчас?

— Я начинала экскурсоводом еще в Джамбулском бюро путешествий. И сравнивая, как была поставлена работа в то время и сейчас, я понимаю, что инфраструктура — это не главное условие привлечения туристов. Среди тех, кто приезжает в нашу область, есть люди, для которых не обязательно нужны комфортные гостиницы и великолепные рестораны. Они хотят путешествовать по природным местам, сходить в горы. Им нужны привлекательность и реклама. А эту часть работы должны делать государственные структуры, в том числе управление туризма и туристические информационные центры. Их задача заключается в том, чтобы заинтересовать туристов. А вот когда туристы приезжают, то к их обслуживанию подключаются уже турфирмы, аэропорты, авто- и железнодорожные вокзалы, кафе, рестораны, гостиницы и развлекательные центры.

— Сколько в нашей области имеется памятников истории и природных мест, которые не стыдно показать туристам?

— На самом деле в регионе семь — восемь памятников являются уникальными, на них и делается ставка. И аким области Аскар Мырзахметов считает, что необходимо осваивать именно те объекты, которые интересны людям. Если мы сейчас начнем работать с городищами Баласагун или Орнек, расположенными на Великом Шелковом пути, то эффект получится незначительным. Тем более что к Баласагуну сегодня нет дороги. Да и сами эти объекты не настолько изучены, чтобы было чем заинтересовать обычного туриста. Зато к мавзолеям Айша-биби и Карахана, на раскопки древнего Тараза туристы едут охотно. Сегодня построили хорошую дорогу к дворцовому комплексу Акыртас. Это очень загадочное место, но оно не настолько хорошо рекламируется, чтобы к нему туристы ехали массово. А ведь Акыртас может стать фишкой нашей области. Я неоднократно об этом говорила. Я провожу большое количество экскурсионных программ и не устаю повторять, что каждый объект должен нести не только туристическую окраску, но и иметь определенную эмоциональную, даже сказочно-легендарную тональность.

— Между тем многое зависит от элементарных бытовых удобств. К примеру, туалеты, построенные у мавзолея Айша-биби, вообще стали притчей во языцех. В начале года вы в составе рабочей группы провели обследование туристических объектов на наличие достойного сервиса для людей, посещающих их. К каким выводам пришли в итоге?

— Глава региона поручил создать необходимые удобства на всех туристических объектах. Это совершенно правильно. И если к этой работе подключится государство, то это будет настоящий туризм. Почему, спросите вы? Потому что туристические компании просто не потянут подобные расходы. Во всех странах мира обеспечение инфраструктуры к туробъектам берет на себя государство. Там прекрасно знают, что туристические фирмы — это курицы, несущие золотые яйца.

— Вы часто бывали в других странах, знакомились там с их опытом. Что бы вы применили у нас?

— Мне очень понравилось, как сфера туризма устроена в Грузии. Там предпринимателям разрешили построить рестораны, кафе и магазины на первых этажах домов в старом квартале Тбилиси. Там есть такая улица, раньше она называлась Мануфактурная, которая сейчас стала сплошной туристической зоной, там люди ходят толпами. Я сама, когда там была, спросила у владельца магазина: «Как вам разрешили здесь устроить бизнес?» И услышала в ответ: «Разрешили? Нас заставили!» И это сейчас приносит огромную прибыль и бизнесменам, и, разумеется, государству.

— Этот опыт можно применить в Таразе?

— Вы имеете в виду аулиеатинский квартал? К этому, наверное, тоже придут. Мы встречались с акимом области Аскаром Мырзахметовым по этому вопросу. По его распоряжению создана специальная комиссия, которая работает над проблемой сохранения исторического облика аулие-атинского квартала. Не стоит забывать и о том, что здесь жили богатые купцы. Правда, нужно еще провести работу с жителями домов, построенных в XVIII — XIX веках. Несмотря на то что эти здания являются памятниками архитектуры, они находятся в частной собственности, и часть из них уже для историков потеряна. Дома простроены из самана, они ветшают. Поэтому необходимо заинтересовать людей, позволить им организовать на первых этажах сувенирные лавки, кафе, магазинчики. И тогда мы получим еще один интересный и привлекательный туристический объект.

— Сколько туристических маршрутов насчитывается в нашей области?

— Я вам точную цифру назвать не смогу. У фирмы «Золотой караван», которую я возглавляю, 12 туристических маршрутов. Все они охватывают наиболее значимые объекты нашей области. Некоторые из них занимают два дня. В настоящее время мы разрабатываем маршрут «От снежных вершин до песчаных барханов». Концепция его позволяет участникам в короткое время потрогать снег в горах и, спустившись вниз, — раскаленный песок в пустыне Мойынкумы. И эта работа будет продолжаться, потому что потенциал туристической сферы неограничен.

Мира АЗИМОВА

Комментарии закрыты.