The news is by your side.

Итоги и перспективы

Хорошее образование — не только грамотность, но и высокая духовность

В минувший четверг состоялась традиционная августовская педагогическая конференция на тему «Сфера образования: особенности нового учебного года». Участие в онлайн-мероприятии приняли аким области Бердибек Сапарбаев, директора и преподаватели школ, руководители колледжей и вузов. Конференция транслировалась в прямом эфире на странице управления образования в социальной сети Facebook.

Глава региона коротко рассказал о том, что делается для развития сферы образования в области, как решается вопрос трехсменных, аварийных школ, школ с дефицитом ученических мест. Бердибек Сапарбаев в очередной раз указал на необходимость контроля строительства и ремонта учебных заведений, обеспечения школьников, обучающихся дистанционно, компьютерами и Интернетом.

— Если в учебном заведении учатся не больше 200 детей, то процесс обучения может проходить и в традиционном формате, — отметил аким области.

В свою очередь руководитель управления образования Гульнар Ходжабергенова рассказала об итогах Единого национального тестирования, а также указала на ряд проблемных вопросов.

По словам Г. Ходжабергеновой, в текущем году средний показатель ЕНТ в области по сравнению с прошлым годом снизился на 20,2 балла, снижение коснулось всех параметров.

— Количество участников ЕНТ, получивших более 100 баллов, снизилось с 24,9 процента до 12,1 процента. Если в прошлом году 12 процентов выпускников, принимавших участие в ЕНТ, не смогли пройти пороговый уровень, то в текущем году этот показатель составил 24,8 процента. Слабые результаты показали выпускники в Жуалынском, Меркенском районах, районе Т. Рыскулова. Средний показатель ЕНТ в 21 школе был ниже 50 баллов. Это результат отсутствия ответственного отношения руководителей школ и учителей-предметников к своим обязанностям, низкая мотивация выпускников к обучению. Из 382 обладателей знака «Алтын белгі» свои знания подтвердил лишь 171 выпускник, набрав на ЕНТ больше 100 баллов, — с сожалением констатировала руководитель управления.

В то же время 37 школ области работают в инновационном режиме, 59 — в режиме саморазвития, наибольшая их доля приходится на Таласский и Сарысуский районы. А вот отделам образования Мойыкумского района и района Т. Рыскулова необходимо пересмотреть механизм внешней оценки деятельности школ, так как в этих районах нет ни одной школы, работающей в подобных режимах, отметила Г. Ходжабергенова. Средние школы № 18, 27 и 29 Кордайского района работают в кризисном режиме, некоторые директора освобождены от занимаемых должностей.

— Профессиональный застой, угасание творческого начала недопустимы в сфере образования, — заключила Г. Ходжабергенова.

— К сожалению, некоторые школы все еще не полностью готовы к новому учебному году. Это связано с неправильным планированием, контролем и подготовкой, — отметил аким области. — При этом ряд школ могут работать в традиционном режиме. Однако некоторые директора не хотят ломать голову и решать проблемы. Им легче все списать на карантин и отправить детей на дистанционное обучение. Это неправильно! Особенно по отношению к ученикам первых классов, которые с нетерпением ожидают
1 сентября. Все наши дети имеют право на получение качественного образования. Те, кто препятствуют этому и не справляются с возложенными на них задачами, понесут наказание.

Более того, по мнению Бердибека Сапарбаева, многие директора школ считают себя хозяевами учебных заведений, они не отвечают ни за результаты ЕНТ, ни за качество знаний учащихся, без внимания оставляют вопрос квалификационной подготовки педагогических кадров.

— Анализировать работу руководителей учебных заведений — основная задача управления и отделов образования на местах. Этот вопрос должен быть на контроле и руководства города и районов. К сожалению, на данный момент этим никто не занимается. Если директор школы годами не работает, не видно результатов деятельности, его нужно заменить, — считает Бердибек Сапарбаев.

Глава региона поинтересовался у руководителя управления образования, налажена ли у них связь с высшими учебными заведениями.

— Вы отслеживаете как-то судьбу лучших выпускников школ? Мониторите, соответствуют ли оценки в школьных аттестатах уровню их знаний в вузах? В области наблюдается дефицит учительских кадров. Вы знаете, в каких районах и каких учителей-предметников не хватает? Почему бы не направлять сельских студентов третьих — четвертых курсов педагогических вузов на практику в родные аулы? Они могут получить первый профессиональный опыт в своих школах, а мы — решить проблему кадрового дефицита. Это задачи управления образования, — обратился аким области к Гульнар Ходжабергеновой.

Глава региона коснулся и темы воспитания подрастающего поколения, заметив, что хорошее образование — это не только грамотность, но еще и высокая духовность, этика, примерное поведение учащихся. К сожалению, в последнее время в нашей области отмечено несколько случаев драк среди подростков и молодежи, а также нарушения прав несовершеннолетних.

— Поэтому воспитание школьников должно идти консолидированно с родителями учеников, бабушками и дедушками, активно должны подключаться школьные инспектора и психологи, члены родительского комитета. Родителям нельзя все взваливать на учителей, — считает Бердибек Сапарбаев. — Лучшие национальные традиции следует включить в воспитательный процесс, и нужно, чтобы шли они, прежде всего, из семей школьников.

Поддержали акима области в своих выступлениях ветеран сферы образования Нуркен Касымова, председатель городского родительского комитета Галия Рысбаева, начальник отделения ювенальной полиции управления местной полицейской службы полковник полиции Куанышбек Калжанов.

Онлайн выступил и начальник департамента полиции области Жанат Сулейменов. Он посетовал на то, что в общеобразовательных учебных заведениях не хватает школьных инспекторов, а директора школ не всегда дают реальные сведения об учащихся-хулиганах, опасаясь понизить рейтинг своей школы. Те же, видя свою безнаказанность, продолжают совершать противоправные действия.

Подводя итоги конференции, глава региона дал ряд поручений соответствующим органам.

— Если учебное заведение в течение последних пяти лет не показало никаких результатов, его директор должен быть наказан. Следующий год предлагаю посвятить дисциплине и воспитанию подростков и молодежи. Необходимо усилить работу сайта Түлек.kz, наладить совместную работу всех заинтересованных структур, усилить взаимодействие «детский сад — школа — колледж — университет — родители — местная власть». Только тогда будет результат. 1 сентября, в День знаний, во всех общеобразовательных заведениях должны пройти классные часы, посвященные дружбе, патриотизму, просвещению, — заключил Бердибек Сапарбаев.

В завершение конференции наградам отметили лучших педагогов. Почетную грамоту акима области за значительный вклад в улучшение системы образования получили учителя химии и биологии средней школы имени В. Чкалова Жамбылского района Багила Унгарбаева и средней школы № 23 Тараза Гульнар Бегалиева.

Гимназия имени Г. Мурат­баева Байзакского района стала обладателем гранта в 34 миллиона тенге в номинации «Лучшая организация среднего образования 2020 года». В номинации «Лучшая инновационная школа» победила казахская классическая гимназия № 45 имени Б. Момышулы (директор Фарида Шортанбекова). Лучшей школой города признана гимназия № 8 имени Толе би (директор Алишер Азимбай), лучшей сельской школой — средняя школа имени А. Макаренко Жамбылского района (директор Мейрамкуль Туребекова). Лучшей малокомплектной школой названа опорная школа (ресурсный центр) № 25 имени Актобе Жуалынского района (директор Гульнар Абильдаева). В номинации «Лучший колледж» победил Жамбылский высший медицинский колледж, руководит которым Жамиля Сарыбекова.

Лариса ГУБАШЕВА

Комментарии закрыты.