The news is by your side.

Избегайте общения с манипуляторами. Критическое мышление — якорь безопасности

Критическое мышление якорь безопасности

В наше время, когда реклама лезет из каждого «утюга», проповедники бродят по улицам и стращают нас скорым Страшным судом, а Интернет переполнен фейковой информацией вплоть до откровенного бреда, тема манипуляций массовым сознанием становится все более актуальной.

Радикальные настроения, если судить по новостям, во всем мире не уменьшаются, причем религиозный накал в этой сфере таков, словно мы вернулись в раннее Средневековье. Зачем же и кто раскручивает эту карусель лжи и домыслов?

Цель манипуляций — лишить человека способности критически мыслить, отнять свободу выбора, заставить признать неполноценность и ущербность традиционных ценностей и сделать приоритетными навязываемые идеи.

У технологий политической пропаганды и обычного маркетинга есть много общего. Сначала изучаются целевая аудитория, ее культурные и психологические особенности, потребности и источники, из которых она получает информацию.

Иногда попытки разгадать культурный код народа приводят к неожиданным результатам. Важным условием для сплочения групп или общественных масс является использование образа врага. По результатам исследований составляются материалы для пропаганды, которые должны соответствовать запросам большинства. В псевдорелигиозных сектах и радикальных организациях этот вопрос решается предельно просто: «кто не с нами — тот против нас».

Расскажем о различных видах манипуляций, которые используются во всех видах пропаганды.

Не говори правды

Пожалуй, самым простым методом манипуляции массовым сознанием является обыкновенная ложь: пустые обещания, клевета на противника, фейки. Обычно используют гибридную ложь, которую подмешивают к правде, искажая факты, это очень популярный метод в пропаганде. Есть еще «метод абсолютной лжи», или «метод Геббельса» («Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее поверят»).

Чувство вины и жертвенность

Эти виды манипуляций стары как мир и очень часто используются многими даже в быту, особенно в этом преуспевают женщины. Если перевод вины на партнера сработает, это дает преимущество в виде власти над ним с целью последующих манипуляций. Например, кто из мужчин не слышал в свой адрес: «Я стольким для тебя пожертвовала, а ты…»

Политики тоже весьма успешно используют эти способы. Например: «Где вы были, когда голодали дети Африки?» Детей всегда жалко, но разумный человек задаст вопрос: по чьей вине голодали дети Африки? Не причастны ли к их трагедии сами манипуляторы?

Не надо думать, что такие методы ограничены в пространстве. В так называемом цивилизованном обществе этот вид манипуляции тоже очень популярен. Раньше большинство европейских стран проводили колониальную политику и жестоко относились к разным меньшинствам. Теперь там играют на чувстве вины к беженцам Востока и Африки, а также к представителям разных меньшинств. В результате Европа становится только слабее.

Страх

Страх — еще одна древняя популярная форма манипуляции. Он сковывает разум, притупляет критическое мышление и защитные психологические механизмы.

В политтехнологии страх нацелен на то, чтобы люди не сопротивлялись, а доверили свою судьбу государству. Обычно в политических манипуляциях используется страх перед внешним врагом, развалом страны, ядерной войной, наступлением трудных времен. Эти угрозы могут быть вполне реальными, но чаще всего преувеличены. Например, в годы холодной войны и перед ее началом политики США пугали людей агрессией со стороны СССР и ядерной войной.

Манипуляции с помощью религии

Тут можно проследить такое количество вариантов манипуляции, что впору писать целую энциклопедию. Так, большую часть своей истории христианство служило инструментом для управления сознанием масс.

В наше время манипуляции с помощью религии используются в основном в исламских странах. Всем нам известны такие запрещенные организации, как «ИГИЛ», «Аль-Каида», «Талибан», члены которых готовы убивать и отдавать собственные жизни ради призрачной идеи. А в цивилизованных, условно христианских странах основная масса населения давно охладела к религии.

Давление большинства

На эту тему есть еще одна известная манипуляция, когда на мышление, понятия и принятие решений человека влияет мнение большинства.

Все знают историю про голого короля, когда люди видели правителя в чем мать родила, но продолжали делать вид, что он одет, одни — из страха и уважения, другие — из желания проучить короля.

Возможно, не всем известно, что подобные эксперименты с сознанием проводились на самом деле. Группу из нескольких участников подговаривали называть треугольник кругом или красное — зеленым. Потом к ним заходил другой участник, не знающий о подвохе, всем подготовленным участникам показывали картинку, и они давали ложный ответ, затем вопрос задавали последнему вошедшему человеку. Примерно в 40 процентах случаев он тоже давал ложный ответ, боясь показаться белой вороной.

Одолеть вниманием

Есть еще один интересный эксперимент, который вы можете провести над своими друзьями. Найдите в Интернете видео по запросу Basketball Gorilla tric или «Невидимая горилла и передача мяча». Зрителя просят сосчитать, сколько передач мяча делают участники видео. В какой-то момент на записи появляется человек в костюме гориллы, но большинство зрителей его не замечают, так как считают передачи мяча. Подобным образом политики с помощью СМИ часто отвлекают народ от важных проблем, акцентируя внимание на второстепенных. Иногда о важных проблемах просто умалчивают.

Подмена истории

Многим история кажется скучной наукой, но на самом деле ее очень важно изучать. Если внимательно слушать тех или иных пропагандистов, взывающих к «замечательному» или «единственно правильному» прошлому, то несложно заметить, как расходится реальная история с той, что соз­дана в чьих-то интересах. Тот же Абд-аль-Ваххаб в Аравии создал свой вариант ислама, оперируя к памяти «праведных предков» (по-арабски — «салаф»), а уж что там было на самом деле, никого особенно не интересовало. Осталось зато твердое понятие салафизма. А история — дело десятое. И речь идет не только о религии.

«Свежие» новости!

Рассмотрим один из способов манипулирования сознанием — fake news. Любой здоровый мозг имеет защиту от лжи, повреждающего информационного воздействия. Эта функция вложена природой с целью предотвращения ошибки из-за неверной информации, в результате чего организм может погибнуть. При подаче фейковой информации используются технологии, нарушающие способность мозга контролировать поток информации.

Наиболее распространенные: информационная посылка упаковывается в эмоцию, мозг не в состоянии критически оценить такую посылку, и она проскакивает; когда значительная часть информационной посылки — правда (по такому принципу действовала радиостанция Геббельса, где 60 процентов информации правдивы и 40 процентов — ложь).

Фейковый посыл проходит в мозг, как вирус встраивается во внутреннюю картину мира человека, перестраивает ее, и человек начинает воспринимать окружающую действительность в соответствии с новой программой, принимая решения и конструируя реальность на основе заблуждений.

Помня о вреде, который может причинить вам фейковая информация, выделим несколько правил информационной защиты для обычного гражданина: информационная гигиена, дисциплина ума, анализ собственных эмоций и настрой на позитив.

Информационная гигиена

Анализируйте источники информации, уровень профессионализма СМИ, а также попробуйте докопаться до первоисточника, который впервые подал новость.

Постарайтесь отключить из своих информационных подписок те, которые непрерывно несут негативный контекст.

Силой воли отделите себя от информационного потока и переключите на физический уровень: погуляйте, почитайте книгу, посмотрите доброе кино, пообщайтесь с друзьями на нейтральные темы. Так как наш мозг работает с негативной информацией как с угрозой, это чувство вынуждает его более внимательно и в еще большем объеме активно искать информацию для избежания угрозы, возникает эффект «залипания» на негативной информации.

Дисциплина ума

1. Развивайте свое мышление, включая критическое.

2. Изучайте способы распространения фейков.

Анализ собственных эмоций

Мы уже говорили, что информационные посылы часто упаковывают в эмоциональную обертку. Попробуйте отследить свои эмоции и осознать, в какое именно состояние вас хотят ввести. Чем меньше у вас контроля над ситуацией, тем больше контроля над вами извне.

То, как человек видит мир, в значительной степени зависит от его перцептивного набора — тенденции смотреть на вещи определенным образом, сформированной прошлым опытом, мотивациями, убеждениями и культурой, в которой он живет. Полностью объективной информации как таковой, согласно этому знанию, просто не существует, поэтому то, что вы видите, слышите или читаете, уже обработано чьим-то перцептивным набором, а то и не одним.

Действие перцептивного набора формирует аттитюды, напрямую влияющие на наши решения. Они закрепляются в нашем сознании либо в результате опыта и наблюдения, либо извне — через социальную среду и классическое или оперантное обусловливание, в результате которых, по мнению отца бихевиоризма Джона Уотсона, мы приобретаем все страхи, кроме врожденных — страха шума и падения. Одним из таких страхов, например, становится боязнь осуждения членами группы, описанная в 50-х в «Эксперименте Аша», выявившем, что люди склонны к конформизму, когда их мнение, даже правдивое, не соответствует мнению большинства. Роль конформизма в структуре манипуляции массовым сознанием особая — средства массовой коммуникации формируют социальные ориентиры, выступая основным источником информации о происходящем в мире для общества, то есть фактически имеют полную власть в формировании массовых убеждений и страхов. Причем, воздействуя на наши установки, пропаганда может не только провоцировать изменение общественного мнения в перспективе — будущем, но и менять массовые представления о прошлом: на воспоминания людей легко влиять с помощью внушения, избыточного повторения одной и той же информации и дезинформации, даже кратковременное воздействие которой приводит к долговременной ложной памяти.

Кроме того, человек и без внешнего внушения прекрасно ведется на ангажированную или недостоверную информацию — этому способствуют когнитивные искажения, свойственные всем. С эволюционной точки зрения модели первобытного мышления, ведущие к искажениям, необходимы были нашим предкам, чтобы лучше ориентироваться в непривычной обстановке, оптимизируя шансы на выживание. Сегодня же человеческий мозг использует их для экономии ментальных ресурсов — сосредоточении на доминирующей информации, которая совместима и согласуется с нашими знаниями, и пренебрежении той, что напрямую недоступна или массово не признана.

Как работает профайлинг

Есть ли методы, позволяющие определить степень искренности или, наоборот, опасности при общении с тем или иным индивидуумом? Их довольно много, один из таковых называется профайлингом.

Профайлинг сводится к стереотипизации: эксперт по присущим определенным типам личности поступкам, реакциям и внешности пытается определить характер и предсказать поведение конкретного человека. Несмотря на то, что существуют кейсы, когда практика действительно помогала и правоохранительным органам, и другим структурам, отношение к ней в экспертном сообществе неоднозначное.

Во многом это связано с тем, что профилирование только отчасти строится на научных методах — анализе следственной практики, криминалистическом и поведенческом анализе, психологической диагностике. С другой стороны, люди из этой области часто применяют не всеми признаваемые подходы, такие, как распознавание лжи и типизация человека по мимике, а также центрография.

Психотипы в профиле

Многие школы профайлинга в своей типологии используют систему психолога-спецслужбиста Виктора Пономаренко. В этой классификации семь видов характера, так называемых «радикалов», которые преобладают в каждом человеке сильнее в той или иной степени. Правильно определив это соотношение, можно предугадывать поведение людей.

Параноидальный (целе­устремленный) радикал — трудоголик с малоподвижной нервной системой и высоким энергетическим потенциалом. Такие люди предпочитают сдержанность, видят смысл жизни в работе и готовы ко многому ради достижения какой-то глобальной цели.

Истероидный (демонстративный) радикал любит обращать на себя внимание, имеет нестабильную трудоспособность и быстро истощается. Этот тип личности связан с эпатажностью, эгоцентризмом, беспринципностью и может быть склонен к имитации бурной деятельности.

Эпилептоидный (застревающий и возбудимый) радикал стремится к структурности, перфекционизму и излишней классификации предметов. Часто это асоциальный интроверт, который хранит чувства в себе и демонстрирует их лишь в случае эмоционального всплеска.

Шизоидный (странный) радикал не задумывается о своем внешнем виде — может выглядеть странно или неопрятно. Это творческий человек без рамок в мышлении, живущий в беспорядке и имеющий нестандартное мировоззрение и понимание окружающих вещей.

Гипертимный (жизнерадостный) радикал — неисправимый оптимист с высоким психическим тонусом. Предпочитает удобную и практичную одежду, легко находит общий язык с людьми, часто гибок и умеет быстро адаптироваться в разной среде и обстоятельствах.

Эмотивный (чувствительный) радикал обладает высоким уровнем эмпатичности. Добр, спокоен, мягок, доверчив и старается избегать конфликтов. Такие люди имеют тонкий вкус и сильную любовь к красоте.

Тревожный (боязливый) радикал — неуверенный традицио­налист, который боится перемен и склонен не привлекать к себе внимание. Обычно неспособен принимать решения или самостоятельно проявлять инициативу.

Криминалистика — самая традиционная для современного профайлинга область. Например, российские правоохранительные органы положительно относятся к применению криминального профилирования. При этом эксперты Санкт-Петербургского университета МВД наиболее целесообразной считают описанную выше классификацию Пономаренко. Основываясь на особенностях разных типов личности и материалах уголовного дела, профайлеры могут сузить круг подозреваемых.

Что касается обычной жизни, то навыки профайлинга помогают определять при общении с людьми разного рода мошенников, вербовщиков псевдорелигиозных сект и более опасных типажей.

Что в итоге

Данная тема просто неисчерпаема. Но промежуточные выводы из вышесказанного сделать можно. Главный из них — при получении любой информации ее нужно подвергать сомнению. И проверять минимум из нескольких источников, не связанных между собой. Можно придерживаться любых религиозных взглядов, избегая слепой веры в авторитет, особенно если этот «авторитет» — мелкотравчатый богослов местечкового розлива. Попросту ко всей информации, содержащий посыл, ориентированный исключительно на чувства, эмоции («Гигантские СКИДКИ!» «Только сегодня вечером!»), нужно относиться, как к не вызывающей доверия.

Критическое мышление — тот якорь безопасности, что позволяет нам удерживать себя от падения в бездну неуправляемых эмоций. А кто подталкивает к ней, делает это всегда с корыстной целью и совсем не для вашего блага.

Подготовил Юрий ЕФИМОВ

Комментарии закрыты.