The news is by your side.

Как это было

К 8 Марта отменили калым и многожёнство

В 1929 году на заседании бюро Аулие-Атинского райкома Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) рассматривался вопрос о проведении ряда мероприятий, посвященных праздникам 8 и 22 марта. Особенно запомнились эти праздники отменой калыма на выкуп невест и многоженства. 

Как жили жамбылцы, что заботило местную власть в теперь уже далеких 20-х и 40-х годах прошлого века? Праздновали ли тогда Международный женский день? Если да, то как?

Ответы на эти и другие вопросы можно найти в государственном архиве Жамбылской области, где бережно хранятся отчеты властных структур, докладные записки, информация о состоянии работы среди женщин. В частности, заведующая отделом работниц и крестьянок райкома Прокудина (к сожалению, не написала имени) подготовила информацию о проведении праздника 8 марта и дня отмены калыма. Чтобы передать дух и стиль письма того времени, мы решили изложить ее информацию в том виде, как она была написана самой Прокудиной (с небольшими поправками и сокращениями). Она пишет: «Подготовительная работа по проведению 8 марта и дня отмены калыма и многоженства была начата в феврале. Вопрос о проведении был проработан на совещании отдела работниц и крестьянок и на бюро райкома, где была избрана комиссия и одновременно ОРиК было выработано и разослано циркулярное письмо всем ячейкам, где имеются организаторы работы среди женщин. По аулам и селам были высланы уполномоченные. На делегатском собрании и активе был также проработан вопрос о постановке спектаклей и докладов, таковых было проведено по городу: 4 спектакля на русском языке, 2 — на узбекском и 2 — на казахском. По району была послана кинопередвижка, в некоторых селах проведены спектакли на русском языке, таковых было 3. Эта работа проведена в день 8 марта. Выпущены три стенгазеты, две на русском и одна на узбекском языке. Кинокартины шли по 4 сеанса в 2 кино, где пропущено 1828 человек.

В старом городе был проведен митинг против паранджи, всего проведено митингов 7, сняли паранджу 829 человек. Организовано 3 артели шелководных и тибетеечная, организована одна одеяльная артель, которая в данное время распалась. Не могли добиться передачи ее в коллектив безработных, так как там работали не союзные, а коллектив безработных организуется только из союзных. Так дал разъяснение Инспектор Труда.

Было проведено 2 конкурса на здорового ребенка в городе и на станции Аулие-Ата с премиями и почетной грамотой. Всего участвовало в конкурсе 128 человек. Выдано премий 28 и грамот матерям — 50. Одной выдано на год пособие по 15 рублей ежемесячно на троих рожденных одновременно. Были приглашены из аула и села 40 человек делегаток, которые были встречены женщинами, и был устроен митинг против паранджи, а также был устроен обед, который делегатки сами готовили и угощали, после ужина была устроена выставка ОСО-Авиахима, посетило выставку 500 женщин. Была прочтена лекция «Как бороться с газами».

В день отмены калыма в городе было проведено торжественное собрание в 3 местах — Старый город, Абай и Кож-Завод. Проведено 2 показательных суда — о выдаче малолетних замуж, больше провести показательных судов не представлялось возможным ввиду отсутствия Пред. Суда и Прокурора. Уполномоченных в район не посылали. Проведено угощение для женщин в 3 аулах и 2 рабочих районах. В день отмены калыма выпущено 2 стенгазеты на казахском языке. Открыто 3 школы ликбеза. В кишлаке Кош-Тюбе сняли паранджу 22 марта 60 узбечек, проведено в партию 6 человек, из которых 2 казашки, 2 узбечки и 2 европейки.

Торжественное собрание было проведено во всех частях города: на Вод-Заводе, Кон-Заводе, на станции Аулие-Ата, на Мойке, в Абае, где была избрана комиссия по проведению культпохода. Делегатки сейчас же приступили к обследованию всех учреждений. Комиссия по проведению культпохода до сего времени еще ни разу не заседала, все заняты на хлебозаготовках. Залы были украшены лозунгами «Долой паранджу!».

Так было в конце 20-х годов. В годы Великой Отечественной войны активность жамбылских женщин резко возросла. Это и понятно, потому что мужчины ушли на фронт. Многие женщины, которые раньше не работали, стали трудиться в колхозах. Например, в 1943 году более трех с половиной тысяч женщин Жамбылского района работали непосредственно на уборке бахчевых и сахарной свеклы. Из них 14 были бригадирами, а 342 — звеньевыми. В колхозе имени Молотова звеньевая товарищ Есенова на свои участки вывезла 720 центнеров местного удобрения — навоза, выполняла дневные нормы на 120-150 процентов. На фермах колхозов и совхозов района 23 женщины работали заведующими фермами, 148 — доярками, 148 — телятницами, 32 — свинарками. Они получали много приплода, сохранили поголовье скота, выполняли планы по надою молока. Например, доярка колхоза имени Молотова Тикибаева получила 8900 литров молока от 10 коров.

Во всех колхозах и совхозах были организованы женсоветы, которые действовали под руководством партийных и комсомольских организаций. Поэтому женщины стали активно участвовать в общественно-политической жизни района. К примеру, женская организация колхоза «Чайкурук» (председатель Булетбаева) обсудила на общем собрании вопрос о ходе выполнения обязательств, данных в письме товарищу Сталину, организовала женщин на уборку сахарной свеклы, наладила работу детских садов.

Вот такими были наши женщины в самые трудные годы страны. И сейчас они вносят свой посильный вклад в укрепление независимости Республики Казахстан — рожают детей, выращивают свеклу, жнут хлеб, руководят звеньями и коллективами, празднуют Международный женский день. Словом, продолжают славные традиции своих предшественниц.

Маруа ШИЯПОВА,
архивариус областного государственного архива

2 Комментарии
  1. Nurmuhamad говорит

    Бисмилляхи Рохманир Рохим.

    Ассалам алейкум труженики газеты » Знамя труда». Вчера просмотрел статью в вашей газете » 8 марта, как метод борьбы с многоженством, калымом и паранджой». Конечно, возможно сколько людей, столько мнений, но истина она одна. Аллах Субхана Таала разрешил мужчине иметь четырех жен ( об этом сказано в книге Его Коране), мужчина перед тем, как взять женщину в жены, должен принести подарок ( махр). Как много сейчас говорят за хиджаб (одежду женщин), а никому дела нет как наши жены, сестра, дочери оголили свои прелести на обозрение всем. После этого только и процветает прелюбодеяние, растет число пострадавших от насилия на сексуальной почве. Поэтому Всевышний наказал нас людей болезнью спид. Кому то, наверное, выгодно очернить религию Ислам, которую как милость дал нам Аллах Субхана Таала, чтобы мы были счастливыми в этой и будущей жизнях. Терроризм, экстремизм, вахабизм, все отрицательное повесили на мусульман.

    Уважаемый главный редактор, газета, как трибун истины, должна освещать какую нибудь тему всесторонне, а читатель найдет для себя правду. Если есть интерес освещать мусульманскую тему и все что касается религии Ислам, отправляйте на этот адрес письмо на какую тему вы хотите статью, попробуем украсить вашу газету статьями согласно сур и аятов Корана и сунны Мухаммада ( солалахи алейхи ва салям).

    Рузметов Еркин — житель города Тараза, поклоняющийся Аллах Субхана Таала.

  2. Ахметов Аскар говорит

    Рузметов Еркин – житель города Тараза, поклоняющийся Аллах Субхана Таала, это ведь просто архивная справка, передающая дух того времени.

Комментарии закрыты.