The news is by your side.

Как маленький городок стал горно-химическим центром. Фосфоритоносный бассейн в Каратау не имеет аналогов в мире

Фосфоритоносный бассейн в Каратау не имеет аналогов в мире

В 30-х годах в горах Каратау был обнаружен огромный фосфоритоносный бассейн, по мощности высококачественных фосфоритовых пластов не имеющий аналогов во всем мире. Это позволило создать новый промышленный район по производству фосфорных минеральных удобрений.

Фосфоритоносный бассейн Каратау расположен на стыке юга Жамбылской области и восточной части Сузакского района Туркестанской области. На 120 километров в длину и 25 километров в ширину залегают мощные пласты фосфоритов — несколькими параллельными грядами с юго-востока на северо-запад вдоль хребта Малого Каратау.

В 1935 году геолог Иван Машкара по поручению Казахского геологического треста произвел детальную геологическую съемку бассейнов рек Беркутты и Ушбас. А летом в 1936 году в процессе полевых и камеральных работ И. Машкара нашел своеобразные темные породы, химический анализ которых показал, что они содержат в себе 33,1 процента пятиокиси фосфора. И с этого времени началась большая комплексная работа по дальнейшему изучению фосфоритоносных недр Каратауских гор.

Через год в ходе экспедиции, возглавляемой геологом Пантелеймоном Безруковым, было установлено наличие в Каратау огромных запасов высококачественных фосфоритов. В 1939 году было выявлено крупнейшее месторождение бассейна Жанатас.

Месторождение Жанатас имело протяженность около 20 километров, мощность фосфоритовых пластов составляла 20-22 метра. Качество и мощность фосфоритов, компактность и огромное количество запасов ставило Жанатасское месторождение на первое место среди других месторождений. Однако значительная удаленность его от железной дороги отодвинула первоочередность его промышленного освоения.

Поэтому геологом Александром Соколовым проведены ускоренные работы по разведке месторождения Шолактау. В 1941 году поисковые работы фосфоритов в Каратау в основном были завершены. В бассейне было выявлено 45 месторождений, а прогнозы запасов фосфоритов, по расчетам А. Соколова, составляли более четырех миллиардов тонн.

В 1946 году геологам, которые провели все эти исследования, присуждены Государственные премии СССР.

В июне 1941 года, несмотря на трудности военного времени, на базе месторождения Шолактау было начато строительство горно- химического комбината «Каратау». Народный комиссариат путей сообщения выделил для строительства железной дороги Жамбыл — Шолактау необходимые строительные материалы. Были задействованы 500 человек, 100 подвод, четыре трактора и пять автомашин.

В конце 1941 года советское руководство приняло специальное постановление «О строительстве горно-химического комбината «Каратау». В этом постановлении определялась мощность комбината в 270 тысяч тонн фосфоритовой руды и 175 тысяч тонн фосмуки. Столь высокая мощность для вновь организуемого предприятия диктовалась обстановкой на фронте. Стране потребовались новые источники фосфора и минеральных удоб­рений. Благодаря самоотверженному труду строителей уже в октябре 1941 года были закончены земляные работы на 90-километровом участке железной дороги и установлена линия связи.

17 января 1943 года создан Шолактауский поселковый Совет при строительстве горно-химического комбината.

Несмотря на сложное военное время, Джамбулский обком партии выделил строительные материалы, 60 лошадей, 20 верблюдов, 30 бричек, сотни кувалд, кирок, кайл, ведер и ломов. Из районов области были направлены 600 человек.

За заслуги в строительстве горно-химического комбината «Каратау» и железной дороги правительство страны наградило орденами и медалями 57 человек, 30 строителей получили Грамоту Верховного Совета Казахской ССР.

За 1942 год коллективом строителей комбината выполнены горно-капитальные работы, подготовлено к добыче 50 тысяч тонн фосфоритной руды.

В апреле 1944 года по железной дороге Жамбыл — Шолактау началось движение рабочего поезда.

24 ноября 1946 года Государственной комиссией был подписан акт о вводе в эксплуатацию первой очереди горно-химического комбината «Каратау». Тогда численность работников рудника Шолактау составляла 157 человек.

В 1946 году сданы в эксплуатацию дизельная электростанция, дробильно-размольный цех, компрессорная станция.

Коллектив комбината план строительства 1946 года и план по выпуску валовой продукции выполнил на 140,7 процента.

5 декабря 1946 года из открытого карьера рудника Шолактау машинист мотовоза Сергей Леонидович Малинин вывез на станцию к приемным бункерам дробильно-размольного цеха первые тонны фосфоритной руды. Это радостное и знаменательное событие описывается в очерке известного журналиста Михаила Островского «Первая руда».

«Возле экскаватора «Воронежец» толпа народа. Здесь и те, кому положено тут быть, — геологи, маркшейдеры, и те, кому в общем-то делать здесь нечего. Но они пришли, чтобы посмотреть, как будет взят первый ковш руды, ради которого трудились, преодолевали все невзгоды.

Ковш приближается, повисает над самоопрокидывающимся вагончиком, руда с грохотом сыплется в него. Малинин по мере наполнения вагонов протягивает состав вперед. Погрузка закончена.

К мотовозу подбегает Рожко.

— Давай, Сергей, живо! Только смотри, осторожно!

Возле бункеров дробильно-размольного цеха тоже народ. Все возбуждены, машут шапками, флажками.

— Сергей, высыпай! — кричит молодой мельник Фаина Осокина.

Сыплется руда в бункер. Подходит второй эшелон. Его ведет Александр Неб. Включена дробилка. Грохот заполняет помещение дробильно-размольного цеха, слышно, как металл размалывает куски руды. Горно-химический комбинат «Каратау» начал выдавать продукцию. Это было в декаб­ре 1946 года».

Ежегодно коллектив комбината торжественно отмечает день выдачи первой руды — 5 декабря.

В этот торжественный день перед собравшимися выступил первый директор горно-химического комбината, видный организатор промышленности Борис Исаевич Шишханов, который успешно руководил предприятием с 1944 по 1949 год.

Знатные труженики — водитель Б. К. Стрельников, экскаваторщик Ерген Омиров, строитель Аманжол Байходжаев стали Героями Социалистического Труда, экскаваторщик Хыдыр Орынбаев — лауреатом Государственной премии СССР, а бурильщик Жаппас Тилеуов — лау­реатом Государственной премии Казахской ССР. Главному инженеру комбината В. Б. Рабилю присвоено звание лауреата Ленинской премии.

Руководители комбината разного ранга А. И. Шеин, В. Б. Рабиль, А. В. Недогон, М. М. Фрид, И. Абишев, С. Туйтебаев, Н. Абдихаликов, М. Кузембаев, Б. Асылбеков, Ш. Арипбаев, Ш. Кондыбаев, А. А.Поярель, А. В. Рябова, А. Омирзаков, М. Сарсенов и другие оставили яркий след в истории горно-химического предприятия.

Интеллектуальный потенциал технических работников предприятия славится кандидатами технических наук — М. А. Мухтаровым, Жандарбеком Каленовым, Отепбеком Менлибековым, Федором Сандом, Эльвирой Фрид, Маратом Жумагуловым. Большой вклад внесли в развитие горно-химического комплекса выдающиеся геологи Д. Айдымбеков, М. Бейзот, В. Дикарев, М. Исаев, Г. Страхов, Ю. Киперман и другие.

За эти годы в истории Каратауского производственного объединения были и подъемы, и спады. Например, в 1988 году оно достигло апогея экономического развития, а в 1994 году производство товарной руды снизилось на 17,2 раза. Но в годы независимости оно снова набирает силы.

Подготовил
Пернебай ДУЙСЕНБИН,
бывший редактор газеты «Қаратау кеншісі — Горняк Каратау»,
1998-2004 гг.

Комментарии закрыты.