The news is by your side.

Как молоды мы были…

Отзовитесь, мои одноклассники и учителя!

Не так давно мы отметили Международный день учителя – праздник людей, в чьих руках судьбы будущих поколений. Врач и ученый, водитель и строитель, ни одна профессия не обходится без учителя. Родители дают нам основу жизни, а учитель формирует из этой основы правильный стержень. Сегодня я хотел бы вспомнить своих учителей и одноклассников, память о которых хранится в моем сердце.

Я учился в Мойынкумской средней школе № 5 совхоза Дружба Чуйского района, где директором работал Узер Ашрафович Багиров, очень уважаемый в селе и районе человек. Он был пат­риотом, историком, умевшим мастерски доводить до каждого своего ученика даже сложный материал, идеологом и воспитателем высшей категории. Человек огромной души и сердца, он любил детей и свою работу. Для меня он был образцом человечности. Второй значимой для меня личностью был наш классный руководитель Мамед Ахмедович Мирзоев. Его еженедельные классные часы были настолько интересными, что мы ждали их с нетерпением. Он каждого окружал заботой и вниманием.

Любовь к искусству, пению, художественной самодеятельности с малых лет прививал нам учитель пения Андрей Андреевич Миллер. Он уделял нам время не только на уроках, но и во внеурочные часы. Благодаря ему мы не боялись сцены, выступали и в школе перед сверстниками, и в клубе, и на сцене районного дома культуры, участвовали в конкурсах художественной самодеятельности районного масштаба и получали призовые места. Пели в основном патриотические послевоенные песни. До сих пор помню «Песню о тревожной молодости», «Бухенвальдский набат», «Куба – любовь моя», «По долинам и по взгорьям» под аккомпанемент баяна. Были в нашем школьном репертуаре и произведения молодого тогда певца Муслима Магомаева.

Еще я очень любил урок физкультуры, преподавал который участник Сталинградской битвы, ветеран Великой Отечественной войны Дмитрий Федорович Пустоветов. Помимо любви к спорту и здоровому образу жизни, он учил нас основам военного дела, тем самым воспитывая будущих защитников Родины.

В то время все жили очень скромно, материально-техническое оснащение сельских школ было скудным. У нас не было ни спортивного зала, ни соответствующего инвентаря. Но даже и не думали о том, что можно прогулять занятия в школе, сбежать с уроков.

Мы покупали дефицитные книги по боевым искусствам, через знакомых и родственников в Алма-Ате родители приобретали для нас боксерские перчатки. И мы самостоятельно по книгам обучались боксу. Устраивали боксерские поединки.

Летом мы играли в футбол, зимой катались на коньках в долине реки Чу, на лыжах по оврагам. Сосед Роман, родители которого переехали в Казахстан из Украины, учил нас делать из березовых брусков и медной трубки самопалы, из железных листов — сабли, собирать самокаты. И наш совхоз, и школа, где я учился, были интернациональными.

Сейчас в селе Мойынкум проживает семья Ивановых — мои учителя физики Валерий Михайлович и химии Валентина Григорьевна. Именно они привили мне любовь к этим наукам, за что им огромная благодарность. По физике я был отличником, а химию, признаюсь, знал на «четыре».

При поступлении в институт я был уверен, что физику сдам на «пять» и категорически отказался от отцовского предложения обратиться за содействием к дальнему родственнику. Честно скажу, это чуть не обернулось для меня трагедией. На экзамене мне попался билет, в котором были два теоретических вопроса, на них я ответил моментально и четко, и одна задача.

Экзаменаторов было двое — мужчина — казах, лет 45, по имени Аскар и русская девушка, как я позже выяснил, Ирина Михайловна Железнова.

Я подумал, что раз задачу не решил, сяду к старшему преподавателю в надежде, что он по-человечески отнесется к моему положению. Начал отвечать, а дойдя до задачи, остановился, объяснив, что не могу вспомнить нужную формулу. В этот момент Ирина Михайловна обратилась к моему экзаменатору с просьбой обменяться абитуриентами. Парню, сидевшему перед ней, с трудом давался ответ на русском языке. Он окончил казахскую школу и русским владел плохо. Я же, напротив, прекрасно говорил на обоих языках. Мой экзаменатор согласился.

Сев перед Ириной Михайловной, я снова четко и правильно ответил на два теоретических вопроса, а на третий объяснил, что не успел. Она начала задавать мне град дополнительных вопросов, на которые я отвечал, не задумываясь.

Обращаясь к старшему экзаменатору, она сказала: «Этот абитуриент не решил задачу, но на первые два вопроса и множество дополнительных отвечает молниеносно и правильно. Как быть?». На что тот ответил: «Поставь двойку, пусть уходит!». «Нет, у него первый экзамен по химии сдан на «отлично», а здесь на все дополнительные вопросы он отвечает правильно и не задумываясь», — продолжала настаивать она. Тогда я, немного рассердившись на реплику ее коллеги, сказал: «Поставьте мне тройку».

Взяв в руки экзаменационный лист, она уверенно написала «удовлетворительно». Эта была для меня самая высокая оценка, так как проходной бал в институт по двум профильным предметам был восемь. Как раз столько я и набрал, оставалось написать сочинение, чего я не очень-то и боялся.

На экзамене выбрал вольную тему о дружбе народов СССР. В ту весну 1966 года страна пережила страшное землетрясение в Ташкенте, на ликвидацию последствий которого был мобилизован весь Союз, все республики направляли помощь и поддержку в пострадавшие районы, стройматериалы, строителей и технику. Об этом я каждое утро читал в республиканских газетах и слышал в новостях по радио. Благодаря чему сочинение написал на одном дыхании. Почти первым сдал его экзаменаторам. Получив в итоге оценку «4», я стал студентом первого курса Алма-Атинского зооветеринарного института.

Этот судьбоносный для меня случай, произошедший на экзамене по физике 54 года назад, навсегда остался в моей памяти. Благодаря внимательности, честности и характеру молодой ассистентки Ирины Михайловны я стал студентом, а ведь все могло сложиться куда хуже. Спасибо ей за это!

Этот случай научил меня ценить в людях, в первую очередь, их моральные качества и принципы. Поймите меня правильно, мы должны знать свои корни, историю, свято чтить их, но в то же время не забывать, что есть добро и зло, что мы все люди!

Мне повезло, что по жизни рядом со мной всегда были очень порядочные и доброжелательные люди, лучшие учителя и преподаватели. Я безмерно благодарен им. Скучаю по своим одноклассникам. С кем-то мы до сих пор поддерживаем связь, как, например, с Жолдыбеком Турмаханбетовым (Нур-Султан), Тазаханом Агаевым (Алматы), Алмашай Шакировой (Алматы). А Хасан Махмудов, Казим Аллахверанов и Абдулла Мамедов по-прежнему живут в родном селе Мойынкум Шуского района. Ну а с кем-то связь давно потеряна, но я не теряю надежды вновь увидеться с ними. Надеюсь, что они живы и здоровы! Это Зулейха Вердиева, Бачханум Гусейнова, Нина Топоркова, Анатолий Пустоветов и переехавшие в Германию в 1968-1975 годах Лида Май, Эрна Аппельганц, Лидия Цветцих, Элла Миллер, Виктор Фольгенштейн, Александр Берац, Виктор Госман, Иван Гользгеймер, Тамара Кельн и Лида Гейнц.

Обращаюсь к своим одноклассникам, к тем, кто их знал или знает, мои контакты есть в редакции газеты «Знамя труда». Буду рад любой информации. Так же меня можно найти в социальных сетях на странице в Facebook.

Поздравляю своих дорогих учителей и одноклассников с прошедшим Днем учителя. Здоровья вам, успехов и благополучия.

С уважением и любовью,
ваш одноклассник Касымхан ТУЛЕНДИЕВ

Комментарии закрыты.