- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Как наполнить русла?
Обновлённому кодексу предстоит решить накопившиеся проблемы в водной сфере
Нынешний вегетационный сезон в области выдался невероятно сложным для всех — и для аграриев, и для тех, кто обеспечивает поступление воды на поля. Уже сегодня специалисты вынуждены признать, что урожайность сельскохозяйственных культур будет ниже. А как сложится ситуация с водообеспечением в следующем году, зависит от слаженности действий всех структур, отвечающих за этот вопрос.
На полях сегодня жарко и сухо
По информации руководителя Шу-Таласской бассейновой инспекции по регулированию использования и охране водных ресурсов Гульмиры Имашевой, водные ресурсы региона формируются за счет поверхностного стока трансграничных рек Шу и Талас. Область в вегетационный период на 85 процентов зависит от Кыргызской Республики.
По предварительному прогнозу гидрометеорологической службы «Кыргызгидромет» водности рек и притока воды в водохранилища на вегетационный период (апрель-сентябрь) 2023 года, по реке Шу приток в Орто-Токойское водохранилище по прогнозу ожидался в пределах 474-727 миллионов кубометров, или 115 процентов. А по реке Талас приток в Кировское водохранилище предполагался в объеме 316-474 миллиона кубометров, или 109 процента. Учитывая прогноз, были составлены графики на вегетацию 2023 года, где по реке Шу должно было поступить 222 миллиона кубометров воды, а по реке Талас — 520 миллионов.
— Однако из-за низких ночных температур весной и в начале лета таяние ледников оказалось не интенсивным. В этой связи прогноз не подтвердился. К примеру, приточность Кировского водохранилища с апреля по 10 августа 2023 года составила 60 миллионов кубометров, в то время как в аналогичном периоде прошлого года в водохранилище поступило 297,09 миллиона кубометров воды. Такая ситуация и по Орто-Токойскому водохранилищу, — рассказала она.
Гульмира Имашева также отметила, что на 10 августа текущего года объем воды в Кировском водохранилище составляет 31,27 миллиона кубометров, то есть всего шесть процентов от проектной мощности. В августе прошлого года этот показатель был на уровне 174,29 миллиона кубометров.
При этом с 7 августа вода в Казахстан из водохранилища не подается. Общий водозабор по реке Талас составил 320,16 миллиона кубометров. В итоге дефицит поливной воды коснется владельцев приусадебных участков и фермеров Байзакского, Таласского и частично Жамбылского районов.
— Фактически из-за недопоставки воды из Кировского водохранилища возникает угроза потери урожая лука и сахарной свеклы на площади около четырех тысяч гектаров. Поэтому в настоящее время в целях увеличения поступления воды в русло реки Талас «Казводхоз» проводит очистку коллекторно-дренажных сетей на территории Кыргызстана непосредственно вдоль Государственной границы, что позволит усилить приток воды от пяти до 10 кубометров в секунду, — рассказывает Г. Имашева.
Что касается Орто-Токойского водохранилища, откуда вода поступает в реку Шу, то оно работает со 2 августа в транзитном режиме. И в нем на сегодня накоплено 8,55 миллиона кубометров воды, что ниже «мертвого» объема (20 миллионов кубометров).
— Казахстан осуществляет водозабор по пяти каналам: в Кордайском районе — по Георгиевскому магистральному каналу, магистральным каналам Шортобе, Колос, Объединенный, в Меркенском районе — по Западной ветке Большого Чуйского канала. Водозабор по реке Шу составил 112,87 миллиона кубометров. На сегодня по Георгиевскому магистральному каналу подается 4,82 кубометров воды в секунду при графике девять кубометров. По каналу Шортобе — ноль при графике один кубометр в секунду, по каналу Колос — 0,70 при графике один кубометр в секунду, по каналу Объединенный — 0,0 при графике 0,16 метра в секунду. В связи с острой нехваткой воды шесть тысяч гектаров посевных площадей Сарыбулакского, Беткайнарского и Какпатасского сельского округа Кордайского района, а также Степновского сельского округа отключены от полива, — рассказала Г. Имашева.
По ее словам, под угрозой гибели находятся посевные площади Жамбылского, Байзакского, Таласского и Кордайского районов. Сегодня фермерам подают воду только для полива кукурузы и бахчевых культур. Многолетние травы в приоритете не находятся. Водоподача осуществляется методом водооборота между каналами и сельскими округами. Также предусмотрен ночной полив с соблюдением очередности и полив по часам.
Решение близко?
В прошлом году Президент страны поручил разработать новый Водный кодекс. Ожидалось, что проект кодекса будет внесен в Парламент в первом полугодии 2023 года, однако документ по-прежнему находится на обсуждении.
Действующий в Казахстане Водный кодекс был принят 20 лет назад — в 2003 году. За это время в него вносились правки более 70 раз. Министерство экологии и природных ресурсов считает, что кодекс не отвечает требованиям времени, так как водные ресурсы в нем рассматриваются с точки зрения экономической выгоды, а вопросы водной безопасности и водосбережения не учитываются.
Сможет ли принятие нового кодекса изменить подходы к водной безопасности и водным ресурсам страны?
Международный эксперт по управлению водными ресурсами и изменению климата, координатор Центрально-Азиатской платформы по водным ресурсам Булат Есекин в беседе с корреспондентами vlast.kz выразил мнение, что обеспечение водной безопасности очень важно для Казахстана, так как страна находится в «аварийной зоне».
— У нас сильное опустынивание, существует зависимость по воде от соседей, от климата. Земля становится обезвоженной. К нынешнему моменту водные проблемы лежат в основе всех остальных: засухи, наводнений, проблем с продовольствием и климатом. Мы своими хозяйственными действиями нарушили глобальные водные циклы. Поверхностные и подземные воды, небесные реки поддерживали равновесие, а мы стали забирать воду на ирригацию, ставить плотины и загрязнять, нарушили эти процессы. Мы видели, что в Италии была страшная засуха, когда правительство ввело режим ЧС, а затем сильнейшее наводнение, унесшее жизни. Водные циклы сломаны, и мы должны их восстанавливать, — поясняет он.
В пример нарушенного природного баланса он приводит трагедию с Аральским морем, в результате чего появилась пустыня Аралқұм — «язва в региональном масштабе». Такие же процессы происходят в других бассейнах региона. В Уральский бассейн не поступает вода — и исчезли осетровые; существует угроза иссушения Балхашского бассейна из-за «бесхозяйственного использования воды» и забора воды с китайской стороны.
— Мы воду забираем на полив вообще бесплатно, за коробок спичек можно приобрести 30-40 тонн воды. Будет ли кто экономить воду для Балхаша? Кто будет ставить облицовочные каналы и систему учета (расхода воды — Прим. vlast.kz)? При таких инструментах никакого водосбережения и эффективного использования воды не будет. Наши узаконенные и экономические инструменты, тарифы, стандарты, нормы стимулируют увеличение забора воды. Для водоканала выгодно, чтобы люди брали воду больше, это их прибыль. Чтобы в канализацию сбрасывали больше — это же их прибыль. Мы своими действиями продолжаем убивать все живое. По всем прогнозам, в Казахстане происходит очень жесткое опустынивание, до 50 процентов будет дефицит воды. Разница между потребностями и наличием воды будет очень большая, — говорит эксперт.
Эколог и эксперт общественной палаты Мажилиса Айжан Скакова отмечает, что, помимо явного дефицита водных ресурсов в областях, которые занимаются сельским хозяйством, запасы воды почти исчерпаны в Туркестанской, Жамбылской и Кызылординских областях. Также проблемными остаются западные регионы страны.
— Особый дефицит воды наблюдается именно в районах рек Сырдарья, Урал, Шу, Или и Талас. С учетом глобального потепления, аридной территории страны, которая подвержена засушливости на 60 процентов, засух будет больше, — резюмирует она.
По мнению Б. Есекина, новый Водный кодекс при принятии правок и предложений должен искоренить существующие инструменты, которые стимулируют «разбазаривание воды».
Не так давно, 5 мая 2022 года, руководитель управления государственного контроля в области использования и охраны водного фонда комитета по водным ресурсам Минэкологии Марат Иманалиев отмечал, что «основным посылом нового Водного кодекса станет признание того, что вода — это основополагающий элемент окружающей природной среды, и вода необходима абсолютно во всех видах экономической деятельности человека».
— В соответствии с этим акцентом будут пересмотрены все нормы, определяющие требования к использованию водных ресурсов и их охране, в том числе и в других законодательных актах, — пообещал он.
В задачах, которые ставит новый документ, появляются такие понятия, как «водная безопасность» (как часть национальной безопасности) и «общенациональная политика водосбережения».
Вилами на воде писано?
Разработчики нового Водного кодекса утверждают, что одним из важных новшеств является то, что общественность и научное сообщество будут принимать непосредственное участие в формировании государственной политики в сфере водной безопасности. НПО и все граждане смогут вносить свои предложения, а госорганы будут обязаны их учитывать. У всех водопользователей будет право доступа к информации о состоянии водного фонда. Они смогут создавать общественные объединения для участия в решении задач по охране и использованию водного фонда, входить в состав бассейновых советов.
Инженер по водоснабжению и экоактивист Шерхан Сержан считает участие общественности в решении водных проблем страны важным шагом.
— Появление в Водном кодексе терминов «заинтересованные лица» и «заинтересованность общества» — маленький, но очень важный шаг. Также при разработке кодекса он выносился на всеобщее обсуждение, где большой объем вопросов рассматривался и экспертами, и разработчиками, вносились правки, — говорит Ш. Сержан.
Однако Б. Есекин, участвовавший в рабочей группе по созданию нового кодекса, отмечает, что существуют несколько экспертных групп, и у всех разные предложения.
— Нет целостного видения кодекса как алгоритма решения проблем, пока только фрагменты, — констатирует он.
Айжан Скакова, которая также входит в рабочую группу, не видит, чтобы мнения населения и экспертов учитывались при разработке нового кодекса.
— Как и прежде, разработкой нового кодекса занимаются чиновники. Хорошо, если они были в составе прошлых министерств или водного комитета, но должны быть местные независимые и международные эксперты, — говорит она.
Фрагментированные предложения от экспертов и отсутствие согласия создают трудности при принятии решений.
Дуют на воду…
Новым кодексом предполагается, что государство будет вести мониторинг состояния дна, берегов, водоохранных зон и полос, количественных и качественных характеристик водных ресурсов в целом, а также их использования. На его основе, а также научных исследований будет вестись государственный учет водного фонда.
Помимо этого, будут разработаны национальный план интегрированного управления водными ресурсами и национальная информационная система водных ресурсов, чтобы информировать население и формировать цели, исходя из прогнозов водообеспеченности.
Шерхан Сержан считает, что у Казахстана уже есть хорошая система по отслеживанию водных ресурсов — национальная гидрометеорологическая служба «Казгидромет». И если расширить информационную систему, добавив в нее информацию о бассейнах, реках, водохранилищах и озерах, сделать ее общедоступной, это улучшит ситуацию с информированием населения о состоянии водных ресурсов и стимулированием к охране окружающей среды.
— Однако я не уверен, как быстро она будет внедрена, потому что должен быть собран обширный объем данных. Это должны быть экологические посты и подразделения, которые должны этим заниматься. Необходимы соответствующее программное обеспечение и контроль местных, региональных и правительственных органов, — говорит он.
Отдельной статьей Водного кодекса предлагается законодательно расширить формы государственного контроля — профилактический контроль без посещения и с посещением, проверки на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям и внеплановые проверки. Этим будет заниматься государственный водный инспектор. При этом подвергать профилактическому контролю микро- и малый бизнес разработчик обещает не чаще двух раз в год.
— Сравнивая последнюю редакцию с кодексами 1993 и 2003 годов, можно увидеть, что расширяется пул проверок и экспертиз, а также обязательств перед водопользователями — в плане мониторинга водных ресурсов. Идет ужесточение норм. Они непосредственно улучшают экологическую ситуацию. Есть ужесточение требований к потерям и утечкам на транспортирующих и разводящих водных сетях, так как износ трубопроводной сети и открытых каналов достигает от 20 до 50 процентов. Это очень важно, — пояснил Ш. Сержан.
Развести потоки
Булат Есекин же считает, что сейчас в стране нет инструментов, которые бы заставляли бережно относиться к водным ресурсам.
— Мы же большие деньги вкладываем, чтобы дороги и здания строить. Там есть хоть один критерий по водосбережению? Паводковая вода каждый год наносит миллиардные ущербы Казахстану. В мире есть технологии сбора паводковой воды, закачка ее в резервуары. Это чистая природная вода, ее можно использовать, — говорит он.
Также, по его мнению, государственный контроль, надзор и управление должны находиться в руках бассейновых советов, которые будут формироваться из числа людей, живущих на территории этих бассейнов, — представителей бизнеса, фермеров, рыбаков и других.
Как отмечал ранее Марат Иманалиев, сегодня решения по управлению водными ресурсами принимаются без научного обоснования. Нет координации научно-исследовательских работ с учетом потенциальных потребностей страны, нет кадров в водной отрасли. По его данным, из 300 человек с высшим и средним техническим образованием, которые выпускаются ежегодно, в этой сфере остаются только 22 процента, а специалисты гидрогеологии не выпускаются с 2007 года.
Поэтому новым кодексом заложено создание научно-исследовательского и аналитического центра водных ресурсов. Также решено закрепить полномочия и роль научно-исследовательского центра «в планировании, управлении и нормировании водными ресурсами и спросом на них».
Шерхан Сержан называет это хорошим шагом, поскольку, по его словам, основным сдерживающим фактором, мешающим развитию водной безопасности, является отсутствие института по водным ресурсам.
— Мы испытываем дефицит в плане технических специальностей и политиков водной сферы, по трансграничным рекам. К примеру, Китай неплохо обеспечен водными ресурсами, он шестой в мире. Одним из залогов развития Китая в последние годы как экономического игрока стало развитие водной сферы. Там есть несколько крупных научно-исследовательских институтов, — отметил он.
В свою очередь А. Скакова добавила, что за 30 лет в Казахстане «разрушена инфраструктура научных исследований в водной сфере». В советское время, по ее словам, все управленческие решения принимались союзными научными учреждениями. Основная причина закрытия многих научно-исследовательских институтов — приватизация. По ее мнению, кратчайший путь решения проблемы — открытие филиалов ведущего мирового университета по водному хозяйству в Казахстане. Базой для подготовки высококвалифицированных кадров может стать бывший Жамбылский гидромелиоративно-строительный институт, а ныне Таразский региональный университет. Также она предлагает создать научный консорциум с включением туда ведущих научных организаций в сфере водных ресурсов.
На вес золота
В рамках политики водосбережения планируется внедрение ранжированных платежей за пользование поверхностными водными ресурсами и добычу подземных вод при использовании специальных сооружений. Размер этих платежей будет стимулировать к эффективному и экономному отношению к водным ресурсам, поскольку ставка будет «высокой».
Также государство будет субсидировать затраты водопользователей, внедряющих наилучшие технологии в области водосбережения. В Минэкологии отмечают, что сейчас водопользователи не заинтересованы в «экономической необходимости» применения водосберегающих технологий, а тарифы на подачу воды по каналам в Казахстане низкие.
Для специального водопользования необходимо будет получить соответствующее разрешение в бассейновой водной инспекции. В частности, его будут выдавать на добычу подземных вод в питьевых целях объемом более пяти кубометров в сутки.
Помимо этого, планируется конкретизировать лимиты на изъятие водных ресурсов для обеспечения потребностей населения и отраслей экономики в воде. Они будут подразделяться на перспективные и оперативные. Перспективные будут определяться на трехлетний период, а оперативные — распределяться ежегодно. Все это будет производиться в зависимости от прогнозов водности рек, экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов.
В начале мая текущего года Премьер-Министр Алихан Смаилов заявлял, что до конца 2025 года все население Казахстана должно быть обеспечено чистой питьевой водой. По его данным, у более чем 600 тысяч казахстанцев существуют с ней проблемы. Но Айжан Скакова считает, что главный вопрос — насколько выполнимы эти планы за короткие сроки — остается пока открытым, так как в предыдущие годы не все планы были выполнены.
В Казахстане с 2002 года реализовывались различные программы по обеспечению доступом к питьевой воде — «Питьевая вода» ($2 млрд), «Ақ бұлақ» ($2 млрд), «Нұрлы жер» ($232 млрд), но, по оценкам экспертов, они не достигли больших результатов.
Между тем А. Скакова считает, что сегодня необходимо решить вопрос освоения огромных бюджетных средств, предусмотренных на строительство и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения. На это в 2023 году выделено 280 миллиардов тенге. И тогда уже время покажет актуальность нового Водного кодекса.
Подготовила
Людмила МЕЛЬНИК
Комментарии закрыты.