The news is by your side.

Как рисуют фильм

В кино просто попасть, но сложно выбраться

Художник Жамбылского областного русского драматического театра Сергей Копылов рассказал нашей газете о своем участии в съемках фильма Эмира Байгазина «Раненый ангел». Напомним, молодой казахстанский режиссер триумфально вошел в мировой кинематограф с картиной «Уроки гармонии», завоевавшей «Серебряного медведя» на международном Берлинском кинофестивале. А «Раненый ангел» уже успел получить главную награду в специальной конкурсной программе проектов на стадии пост-продакшн в ходе международного кинофестиваля в Сараево. 

— Сергей, было бы интересно узнать, как судьба свела Вас с Эмиром Байгазиным, и о Вашем участии в съемках «Раненого ангела».

— С Эмиром меня познакомил в 2012 году Бейбитжан Муслимов — продюсер картины «Раненый ангел», а с Бейбитжаном, который родился и вырос в Таразе, — Айнур Саденова, в то время руководитель областного управления культуры. Для него это тоже был дебют. И уже можно говорить о положительном результате этого опыта. С Эмиром мы встретились еще до съемок «Уроков гармонии». Впервые увидел этот фильм на премьере в Алматы, уже работая над «Раненым ангелом». Так что Эмир авансом поверил в меня как художника, а я в него — как режиссера. Главное, что никто из нас не ошибся. Хотя то, что Эмир пригласил меня, было для нас обоих довольно рискованно, поскольку кинопроизводство стало для меня делом новым и неизвестным. Но опыт работы в театре, навыки в живописи, скульптуре и литературе помогли быстро освоиться. Учиться приходилось уже в процессе подготовки к съемочному процессу и на самих съемках. Полгода официально работал над картиной на «Казахфильме», а до этого полгода мы с Эмиром сотрудничали дистанционно — я делал эскизы к фильму, буклет для его презентации на рынках кинопроектов в Пусане (Южная Корея) и Абу-Даби (ОАЭ). Разрабатывалась визуальная концепция фильма. Мы быстро нашли общий язык, и стало понятно, что совместная работа возможна. Кстати, мне еще довелось сыграть в этой картине эпизодическую роль.

— Что, по Вашему мнению, хочет сказать зрителю режиссер в своих фильмах?

— Отвечу словами самого Эмира: «Для меня как для автора нет ничего важнее человека. Проблемы общества, политики, религии уходят на задний план, когда я вижу необъятное пространство души человека». В первом фильме — «Уроки гармонии» — мы видим подростка в условиях бескомпромиссного выбора. Как жить в обществе, можно ли в нем остаться самим собой? «Раненый ангел» — вторая картина трилогии Эмира Байгазина. До ее выхода в прокат не могу раскрывать содержание. Скажу только, что она о судьбе подростков эпохи перемен. Это фильм о любви, жадности, предательстве и жестокости. Все это вечные темы.

— Расскажите, как было найдено визуальное решение картины.

— Идея фильма у Эмира выросла из картины Хуго Симберга «Раненый ангел». Далее мы развивали эту линию. Изучали с ним европейскую живопись и находили какие-то образные интерпретации, сохраняя при этом уже заявленный в «Уроках гармонии» графический стиль эстетики саманных домов. В цветовых решениях, композиции, освещении обращались к живописи мастеров эпохи Возрождения. Кстати, в этом проявляется отличительная черта Эмира — являясь казахстанским режиссером, он находится в русле мировой культуры. Одним из основных подходов стал минимализм в деталях и интерьерах. Действие фильма разворачивается в середине 90-х годов, и «картинка» должна была в точности соответствовать времени. Для той поры были характерны веерные отключения электроэнергии, поэтому многие сцены снимались при искусственном освещении, с лампами и свечами. В пейзажах ориентировались на советского живописца Акопа Акопяна с его горами и степями. В фильме есть прямые цитаты из некоторых художников. Понимающий зритель их прочтет. Пришлось объездить вдоль и поперек Алматинскую, Жамбылскую, Талдыкорганскую области. В итоге мы нашли необходимые для съемок места. В Каратау это были шахты, в Жанатасе — многоэтажные заброшенные дома без окон и дверей. В Таразе снимали один из полуразрушенных корпусов ТОО «Казфосфат». Кстати, большую помощь в процессе съемок нам оказали акимат Жамбылской области и ТОО «Казфосфат».

— Процесс создания кино остается для зрителя за кадром, но кажется необыкновенно интересным и волнующим. Скажите, как на самом деле все происходит?

— Кино — это сложное производство, расписанное по минутам. В нем заняты десятки людей разных профессий — замечательных, я бы сказал, людей и интересных личностей. Например, оператором-постановщиком у нас был знаменитый Ив Кап, бельгиец, работающий во Франции. Два фильма с его участием стали призерами на Каннском кинофестивале. Его работа в картине Эмира Байгазина была настоящим мастер-классом для казахстанских операторов и осветителей. Вообще фильм снимается по сценам, которые не всегда следуют в хронологическом порядке. Кинематографическая смена — 12 часов, не считая времени в пути к месту съемки. Съемочная группа напряженно трудится строго по графику в течение 45 съемочных дней, чтобы с радостью и грустью услышать последнюю фразу: «Дубль снят. Сцена снята. Фильм снят. Всем спасибо за съемки!» Но это еще не последний день работы для режиссера и продюсеров. Далее начинается сведение звука, монтаж, цветокоррекция, собственно продвижение фильма на мировой кинорынок и презентация его на мировых кинофестивалях.

— На какой стадии картина сейчас, и планируется ли продолжение сотрудничества?

— Пока фильм находится в процессе монтажа и выйдет в свет в следующем году на одном из международных кинофестивалей. Выход в отечественный прокат планируется на весну 2015-го. Поскольку это второй фильм молодого режиссера, уже получившего мировую известность, его ждут с особыми чувствами, особенно кинокритики — «не промахнулся ли Акела?». Мы все надеемся, что картина станет новым этапом в развитии казахстанского кинематографа. И я надеюсь, что продолжу работать с Эмиром Байгазиным и далее. Говорят, что в кино бывает просто попасть, гораздо сложнее из него выбраться, тем более там так интересно, что и не хочется выбираться.

Елена ЛЯЛИНА

Фото из архива Сергея КОПЫЛОВА

Комментарии закрыты.