The news is by your side.

Капля по капле. Как эффективно использовать имеющиеся водные ресурсы

Как эффективно использовать имеющиеся водные ресурсы

Одной из стратегических задач развития АПК Казахстана является эффективное использование земли, воды и механизмов государственной поддержки. Особо актуальна данная проблема в условиях мелкотоварного характера сельскохозяйственного производства, характеризующегося высокой долей малых форм хозяйствования в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства.

Как отмечается в материале «Объединение фермеров в сельхозкооперативы с целью эффективного использования земельных, водных и других ресурсов села», опубликованном в казахстанском журнале «Проблемы агрорынка», основными сдерживающими факторами в развитии аграрной сферы являются финансовая несостоятельность мелких хозяйств, отсутствие сельхозтехники, износ ирригационных и дренажных систем.

В частности, значительное внимание в процессе исследования авторы статьи уделили реализации в Казахстане проекта «Усовершенствование ирригационных и дренажных систем» (ПУИД-2). В качестве примера послужили результаты тренингов для сотрудников ТОО «КазНИИЭАПКиРСТ» в рамках соглашения на субконсультационные услуги проекта ПУИД-2 в Алматинской, Кызылординской, Туркестанской и Жамбылской областях.

В Государственной программе развития АПК РК на 2017-2021 годы отмечается, что эффективное использование водных ресурсов заключается в обеспечении поливной водой земель, необходимых для развития сельского хозяйства, улучшения мелиоративного состояния и восстановления ирригационной инфраструктуры.

По завершении данной программы в октябре 2021 года был утвержден Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021-2025 годы, где отмечается необходимость «усиления потенциала фермеров по технологиям устойчивого управления земельными ресурсами через распространение знаний, согласно которому к 2025 году планируется доведение площадей, охваченных водосберегающими технологиями, до 450 тысяч гектаров. Это приведет к ежегодной экономии воды в объеме 1,5 кубических километров».

В Послании Главы государства народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана» говорится: «Мы должны поэтапно увеличить количество орошаемых земель до трех миллионов гектаров к 2030 году. Это позволит обеспечить рост объема сельхозпродукции в 4,5 раза».

В связи с этим Министерство экологии, геологии и природных ресурсов предлагает совместно с Министерство сельского хозяйства и акиматами разработать и утвердить дорожные карты по внедрению водосберегающих технологий по всем областям с определением площадей. На сегодня площадь орошаемых земель составляет 1,6 миллиона гектаров. В течение пяти лет будут продолжены работы по восстановлению 600 тысяч гектаров орошаемых земель. Для обеспечения этой задачи Министерство экологии, геологии и природных ресурсов ведет работу по реконструкции каналов и строительству водохранилищ. На данный момент в системе орошения имеют­ся порядка 3,5 тысячи магистральных и межхозяйственных каналов протяженностью 21,5 тысячи километров. Из них 55 процентов находятся в неудовлетворительном состоянии, что является основной причиной высоких потерь при транспортировке воды до конечных потребителей. Внутрихозяйственные оросительные системы находятся в более худшей ситуации, они остались без организованной эксплуатации и технического содержания. Периодически не хватает оросительной воды на каналах второго и последующих порядков, водопользователи действуют в одиночку, происходят конфликты.

Согласно исследованиям специалистов Казахского НИИ водного хозяйства, Казахстан относится к числу стран, где орошаемое земледелие в сельскохозяйственном производстве играет ведущую роль, на него приходится более 70 процентов забора воды отраслями экономики. По водообеспеченности Казахстан занимает одно из последних мест среди стран СНГ. Формирование большей части ресурсов страны оказывает определенное влияние на устойчивость развития АПК и продовольственную безопасность страны.

В республике в соответствии с Законом РК «О ратификации Соглашения о займе между Республикой Казахстан и Международным банком реконструкции и развития» с 2014 года реализуется проект по усовершенствованию ирригационных и дренажных систем (ПУИД-2). Для оказания услуг в качестве консультанта привлечен провайдер консультационных услуг — компания «SMEC International Pty Ltd». Заказчиком является Комитет по водным ресурсам Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК.

Данный проект, направленный на возвращение в сельскохозяйственный оборот 105 тысяч гектаров орошаемых земель, охватывает самые засушливые регионы страны, где жизнедеятельность сельского населения имеет наибольшую зависимость от орошения, а именно: Алматинская область -12,48 тысячи гектаров, Жамбылская — 15,17 тысячи, Туркестанская — 62,30 тысячи, Кызылординская — 15,12 тысячи гектаров.

По результатам обследования специалистов, «оросительные каналы заросшие и заиленные, их пропускная способность не более 40-50 процентов расчетных показателей, железобетонная облицовка изношена более чем на 70-80 процентов протяженности». Сведения о техническом состоянии оросительных систем свидетельствуют о необходимости проведения реконструкции.

«В противном случае по мере дальнейшего обострения износа оросительные каналы и сооружения могут оказаться непригодными для доставки воды к орошаемым земельным участкам. В итоге проектные 105 тысяч гектаров постепенно могут стать неконкурентоспособными и выйти из оборота. Это отрицательно влияет на социально-экономические условия жизни на селе, так как выход из оборота каждой 1000 гектаров орошаемых земель, по средневзвешенным расчетам, приводит к недобору урожая общей стоимостью 300-500 миллионов тенге, потере до 200-250 рабочих мест», —
отмечает координатор группы управления проектов.

С внедрением водосберегающих и почвоохранных конструкций, технологий и организационных мер, направленных на улучшение мелиоративного состояния подвешенных орошаемых земель, повышение урожая и его качества, обеспечивается улучшение социально-экономических условий жизни сельских жителей в проектных массивах трансграничных рек в юго-восточных и южных регионах (Сырдарья, Талас, Шу и Или).

Данная цель достигается путем решения задач в рамках четырех компонентов: реабилитация и модернизация оросительных и дренажных систем; устойчивое управление, эксплуатация и обслуживание оросительных и дренажных систем; сельскохозяйственное развитие, предусматривающее консультационные работы по подготовке хозяйств-водопользователей и их кооперативов к эффективному использованию проектных земель; институциональное развитие.

В настоящее время завершена реализация третьего компонента проекта «Сельскохозяйственное развитие». В рамках соглашения на субконсультационные услуги по проведению тренингов во второй фазе реализации ПУИД-2 между SMEC International Pty Ltd. и ТОО «Казахский научно-исследовательский институт экономики агропромышленного комплекса и развития сельских территорий» было проведено 10 обучающих семинаров-тренингов, в том числе в Алматинской, Жамбылской, Туркестанской и Кызылординской областях.

В целях подготовки руководителей, специалистов исследуемых хозяйств, способных эффективно вести освоение проектных земель, проведено их обучение на базе передового международного и оте­чественного опыта по управлению хозяйством, внедрению инновационных мер и технологий, организации и осуществлению агротехнических работ и водосберегающих поливов, использования сельскохозяйственной и поливной техники.

К одной из форм сельскохозяйственной кооперации, получившей недостаточное развитие и распространение, относятся кооперативы водопользователей, представляющих собой добровольное объединение сельхозтоваропроизводителей для
совместного управления гидротехническими сооружениями для нужд сельского хозяйства, услугами по обеспечению водой. Организационно-экономическими предпосылками формирования кооперативов водопользователей явились проблемы, которые образовались в ходе расформирования крупных хозяйств и создания мелких крестьянских (фермерских) хозяйств.

При этом водохозяйственные оросительные сети без конкретного владельца остались без ухода и технического содержания, что привело к повышенному износу и снижению КПД оросительной системы, возникли проблемы по заключению договоров с РГП (КГП) и поставщиками энергии, срывы сроков поливов, конфликты из-за обеспечения водой между хозяйствами и др.

Выявленные проблемы способствовали сокращению сроков эксплуатации построенных скважин вертикального дренажа. В процессе приватизации в системе орошения, обводнения и перераспределения водных ресурсов среди водопользователей произошли изменения: внутрихозяйственные сети остались бесхозными и постепенно пришли в негодность, что повлекло большие потери воды, недостаток объема воды для полива и, как следствие, — удорожание затрат на полив и снижение эффективности сельскохозяйственного производства. Отсутствие средств у кооперативов водопользователей на восстановление простаивающего оборудования, охрану имущества, разбросанного на территории, и другие проблемы подтверждают, что самым важным элементом в технологии производства сельскохозяйственной продукции и организации производственных структур являются организация подачи поливной воды и обслуживание оросительных систем.

Необходимо отметить особую актуальность в объединении мелких хозяйств водопользователей в кооперативы, которая связана со специфической их особенностью, заключающейся в том, что оросительные системы являются составной частью орошаемых земель. Важный принцип для кооперативов водопользователей на орошаемых землях —
они могут создаваться при строгом соблюдении гидравлического принципа (подвешенность земель хозяйств к общему каналу), а не административно-территориального. То есть членами данного вида кооперации могут быть только те хозяйства, земельные участки которых подвешены к одной оросительной системе или к одному каналу.

В связи с этим обосновывается необходимость объединения водопользователей в кооперативы, участники которых берут на себя ответственность за состояние внутрихозяйственной сети, контроль над распределением поливной воды между членами согласно установленному и утвержденному общим собранием кооператива графику, затратами по организации водопользования, очистке, ремонту оросительного канала. Эти и другие вопросы рассматриваются на общем собрании кооператива.

Кроме того, Комитет по вод­ным ресурсам Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан предлагает передать из ведения РГП «Казводхоз» сельхозкооперативам водопользователей в доверительное управление функции по организации водопользования на оросительных системах (бывшие внутрихозяйственные) действующих орошаемых земель, при этом оставляя за РГП «Казводхоз» функции технической эксплуатации (обслуживание, ремонт), что будет способствовать рациональному водопользованию, обеспечению заинтересованности, повышению ответственности членов кооператива водопользователей за сохранность оросительных систем и развитию новой формы государственно-частного партнерства.

«Международный опыт подтверждает эффективность процесса передачи управления оросительных систем фермерским объединениям, в том числе сельхозкооперативам водопользователей, позволяющего сократить эксплуатационные затраты, обеспечить улучшение водопользования, рост урожайности и доходов хозяйств», — отмечают авторы статьи.

Подготовила Мира АЗИМОВА

Комментарии закрыты.