The news is by your side.

Казначейство. Миссия — управление бюджетными средствами и контроль

Миссия управление бюджетными средствами и контроль

История казначейства уходит корнями в древние цивилизации. В Древнем Риме, например, существовала система казначейства (aerarium), которая управляла сбором налогов и расходованием средств на государственные нужды. Однако с течением времени и с развитием государства функции казначейства стали более сложными. В средние века казначейство приобрело более узкую специализацию. Во многих странах существовали отдельные казначейства для управления королевскими финансами. Это помогло установить более четкий контроль над финансовыми ресурсами и предотвратить коррупцию.

Важным этапом формирования системы государственных финансов независимого Казахстана стало принятие Закона РК «О бюджетной системе», который был подписан 17 декабря 1991 года, на следующий день после принятия Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан». Этот закон определил основные принципы формирования бюджетов страны, отношения между республиканским и местными бюджетами, отношения бюджетов с юридическими и физическими лицами по уплате налогов, другим платежам и бюджетным ассигнованиям. Основным принципом этого закона являлась самостоятельность частей бюджетной системы государства: республиканского и местных бюджетов.

С последующим укреплением экономики доходы и расходы государства постепенно увеличивались, финансовая система усложнялась и требовала дополнительного контроля для обеспечения строжайшего учета денежных средств.

15 ноября 1993 года в обращение поступила денежная единица независимого Казахстана — тенге. Именно тогда возникла необходимость реформирования экономических структур и в первую очередь — управления государственными финансами.

Принятие в 1995 году новой редакции Конституции Республики Казахстан и изменения экономической и политической ситуации, переход к рыночной экономике, принятие Налогового кодекса, создание органов казначейства обусловили подготовку и принятие Закона РК «О бюджетной системе» от 24 декабря 1996 года.

Период 1993-1997 годов был основным этапом становления новых экономических отношений. Проведение экономических реформ в республике требовало реформирования и бюджетной системы. В 1997 году была разработана и внедрена новая бюджетная классификация доходов и расходов Республики Казахстан, обеспечивающая прозрачность исполнения бюджета на основе требований международных стандартов, позволяющая взаимоувязать расходы бюджетов всех уровней с выполнением программных задач государства. Для ее разработки была использована методика Международного валютного фонда.

В 1998 году в результате проведенного Министерством финансов Республики Казахстан функционального анализа государственного сектора произошла оптимизация организаций, финансируемых из бюджета. Произведено основное разграничение направлений расходования бюджетных средств между республиканским и местными бюджетами.

Деятельность казначейства ориентирована на обеспечение качественного исполнения бюджета, формирование достоверной отчетности о доходах и расходах бюджета в рамках действующего законодательства.

В то непростое время у руля Комитета казначейства стояла Валентина Адамовна Саткалиева.

Одним из важных событий была модернизация казначейской системы в 2000-2004 годах, позволившая выйти бюджетной системе страны на международный уровень. Создавать новое – это всегда нелегко, а менять устоявшиеся процессы и модернизировать действующую систему было вдвойне ответственно.

Сегодняшнее процветание страны связано с работниками казначейства, умело организующими все возможности использовать финансы государства без растраты и эффективно выходить из трудностей. В исполнении бюджета Республики Казахстана особо ценятся вклад, добросовестный труд, профессиональная квалификация и высокий опыт казначейских финансистов.

В рамках финансовой реформы Указом Президента страны от 27 января 1994 года № 1526 при Министерстве финансов было образовано Главное управление казначейства. Это единый орган по исполнению бюджета, которому были переданы функции бюджетного управления по бухгалтерскому учету, а также методологии бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и финансовой системе. Кроме этого, Главное управление казначейства наделялось большими полномочиями, возможностью проверять министерства, ведомства, предприятия и организации на предмет целевого и разумного использования бюджетных средств, а в случае обнаружения подобных фактов – отзывать средства, используемые не по назначению.

7 февраля 1995 года начальник Главного управления казначейства РК Мырзахмет Ауанов подписал приказ об образовании областных управлений казначейства Министерства финансов Республики Казахстан. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 октября 1997 года № 1466 в целях организационно-структурного совершенствования Министерства финансов РК департаментам казначейства присвоен статус юридического лица, утверждено Положение о департаменте казначейства Министерства финансов РК.

На первом этапе формирования штат Жамбылского областного управления казначейства был малочисленным — всего 10 человек. В 1998 года было выделено по 14 единиц штатной численности на формирование районных отделов казначейства, эта работа была проведена в течение двух месяцев.

Напряженным был период ликвидации бюджетного банка и передачи его функций кассового исполнения бюджетов в систему казначейства.

Внедрение интегрированной информационной системы казначейства вызвало необходимость реформы внутренней структуры территориальных подразделений казначейства и создания условий для профессионального роста работников, сокращения текучести кадров. Повышен статус областных управлений казначейства, постановлением Правительства РК от 24 июня 2004 года № 695 областные территориальные органы переименованы в департаменты казначейства по областям, городам Астане и Алматы.

В 2008 году разработана информационная система «Казначейство-Клиент», автоматизированы функции казначейства по приему документов, предоставленных клиентами, а также по выдаче клиентам отчетности в электронном виде. В 2010 году система прошла этап модернизации, реализованы еще семь бизнес-процессов. С 2016 года система находится в промышленной эксплуатации.

Современное казначейство также играет важную роль в обеспечении финансовой устойчивости и управлении государственными долгами. Оно разрабатывает бюджеты, контролирует расходы и участвует в разработке налоговой политики.

В департаменте казначейства по Жамбылской области на сегодняшний день трудятся 132 работника, 67 из них — в районных управлениях. Департамент обслуживает более 620 государственных учреждений республиканского и местных бюджетов, 21 субъект квазигосударственного сектора, 18 субъектов государственных закупок.

Стоит также упомянуть, что у истоков создания Жамбылского областного управления казначейства стоял Сайдалы Жайлауов. С 1996 года он был начальником Жамбылского областного управления казначейства. В 2005-2008 годах управление возглавлял Әбілда Бақтымбет, в 2008-2011 годах — Мұхиддин Аязов, в 2011-2019 годах — Рахым Мынбаев. С 2019 года руководит департаментом казначейства по Жамбылской области Нурдос Тойбаев.

Зульфия БЕКЕЖАНОВА,
руководитель отдела утверждения
и контроля платежей департамента казначейства
по Жамбылской области

Комментарии закрыты.