The news is by your side.

Ко дню рождения

Стоит ли принимать подарки, которые придется возвращать с процентами?

Моя история общения с Кaspi bank началась в 2009 году, когда я впервые взяла у них кредит. Расплатившись, я периодически стала получать от них «выгодные предложения»: то взять еще один кредит, то открыть кредитную карту… В общем, продолжить, так сказать, плодотворное сотрудничество. 13 июня сего года поступил последний такой звонок. Приятный молодой женский голос, поздравив меня с наступающим днем рождения (он у меня 15 июня) сообщил радостную новость: «Вам в честь дня рождения предлагается взять кредитную карту на выгодных условиях». 

Выгодные условия эти заключались в 55 днях отсрочки погашения с момента использования средств.

Я как опытный пользователь кредитных карт неоднократно уточняла: «С момента использования средств? 55 дней? Или два календарных месяца?» Девушка меня столько же раз заверяла: «С момента использования средств. В последующем, по истечении 55 дней, на использованную сумму начисляются два процента в месяц».

Сумму кредита обещали немалую — до 430 тысяч тенге.

«Чем черт не шутит?» — подумала я. И решив, что еще одна кредитная карта мне не помешает, согласилась прийти на консультацию в банк.

Эта же милая девушка, поинтересовавшись удобным мне временем и местом посещения банка, забронировала мне визит: на 16.30 в отделении Кaspi bank.

Явившись в указанное время по указанному адресу, я увидела огроменную очередь, волнующуюся по любому поводу. На мои слова ближайшему менеджеру, что мне забронировано посещение, отозвались: «У нас живая очередь».

Но тут уже возмутилась я: «Ваши мне звонили, меня приглашали, посещение забронировали — будьте добры, примите».

Таки приняли. Правда, для этого пришлось ждать еще минут 20.

И тут началось самое интересное…

Юная особа Зарина Рахим-
жанова — менеджер Кaspi bank — долго рассказывала о плюсах карты, честно сообщив, что процентная ставка — 40 процентов годовых. Я удивилась: «Мне говорили про 22 процента». Она пожала плечами.

Второе удивление: беспроцентное время действует лишь на средства, оплаченные за товары (услуги) через POS-терминалы. В случае обналичивания кредитных средств ни о каком «льготном периоде» речи и быть не может.

Я подумала: все равно оплачиваю покупки карточкой. И согласилась.

О Боже! Зачем я это сделала?

Первое, что я подписала, — бумага на разрешение использования моего ИИН во всех договорах банка. Я поразилась: разве это не положено делать по закону? Зарина что-то произнесла про правила. Ну, думаю, ладно. У каждого банка свои «приколы».

И тут мне подсовывают еще один договор.

В нем-то и обнаруживаются интересные фактики.

Пункт 1.1.2 Договора банковского займа гласит, что задолженность погашается в течение «одного календарного месяца».

Я опешила. Как месяц?

И тут мне Зарина рассказывает, что к этому договору прилагаются еще и «Пояснения по условиям и тарифам». И заявляет, что 55 дней льготных — с момента выпуска карты!!! То есть не с момента использования средств, а со дня, как я карточку закажу!

Я, прямо скажем, опешила. (К слову, пришла домой и увидела, что юная девушка по телефону рассказывала мне то, что на сайте Кaspi bank прописано: 55 дней с момента использования средств.) Я опять уточняю: «С момента использования денег?» «Нет, с момента открытия карты», — твердит мне Зарина.

Но пардон! «Пояснения», по сути, — филькина грамота. Договор есть договор. И в случае чего (если первая мадам по телефону была права) мне проценты «капать» начнут через месяц.

И еще что меня насторожило: ежемесячный минимальный платеж должен составлять 7% от «кредитного лимита», а не от потраченных денег.

Ну и наконец еще несколько пунктов, которых нет в пояснении к карточке на сайте банка.

Банковское обслуживание по карте составляет 2,19% от суммы кредитного лимита в месяц. Финансовое сопровождение карты — 349,99 тенге в квартал. Добавьте к этому годовое обслуживание карты (1999 тенге в первый год и 3999 — во все последующие), эффективная ставка повышается до 49 процентов годовых.

Но вот что интересно. «Пояснения по условиям и тарифам» менеджер мне отказывалась выдавать, поясняя, что компьютер выдает все последовательно. Мол, подпишите договор о займе, вам вторую бумажечку и дадут. Я возмутилась: подписывать не буду, пока все бумаги не увижу. Зарина, вздохнув, пошла их искать и принесла.

Главное началось чуть позже.

Я, естественно, решила подумать. И сказала менеджеру, что, увидев все условия, уже не столь уверена в своем желании брать карту.

Неподписанный договор я решила взять с собой: подумать, почитать еще внимательнее, проконсультироваться с финансовыми спецами. Девушка согласилась, добавив к неподписанному договору еще и карту. Сообщив при этом: «Как надумаете, приходите, все подпишем и кредитный лимит на карте откроем». Я удивилась, но мало ли что… Взяла.

И в задумчивости покинула Кaspi bank. Лишь спустя минут 40 я вспомнила, что удостоверение личности у менеджера оставила.

Вернулась. Говорю: «От-
дайте удостоверение. Я его тут у вас забыла».

И тут вот началось.

«Вы мне должны отдать договор», — молвит Зарина. Я говорю: «Без проблем». И достаю из сумки тот самый, неподписанный.

Но Зарина заявляет, что я должна (!!!) его подписать.

«На основании чего?!» — интересуюсь я.

«Мы же вам карту открыли», — отвечает менеджер.

«Но я не ничего не подписала!»

«Вы же вначале согласились. Я галочку поставила», — был ответ.

Дальше я не выдержала, достала диктофон, представилась официально по должности. Представляю вам расшифровку нашей беседы. (К слову, во время этой беседы к столу Зарины подскочила еще одна менеджер, видимо, старший.)

— Юлиана Жихорь. Пред-
ставитель газеты «Новое поколение». На основании чего вы открыли эту карточку, если ваш клиент не подписывал договор банковского займа?

— Хорошо. Перед тем как мы начали подписывать, вы начали же документы подписывать (речь идет о том самом разрешении использования ИИН. —
Ю. Ж.), я галочку поставила. Начала оформлять документы. Потом вы отказались. Я вам сказала: давайте теперь закрытие карточного договора сделаю. Вы отказались и ушли.

— Я вам сказала, что я не приняла решения взять ваш кредит.

— Я вам сказала: давайте теперь закрытие карточного договора…

— Я сказала: пожалуйста.

— Но вы встали и ушли.

— Но вы на основании чего открыли?

— Вы еще мне сказали: я подумаю два дня.

— Я подумаю два дня над тем, открывать карту или нет.

— Да.

— То есть вы открыли договор без моей подписи, без моего согласия на основании только того, что вы поставили галочку?

— Нет, вы согласились.

— Так, стоп. Я подписала юридический документ?

— Вы не успели подписать. Половину документов вы…

— Девушка, давайте так. Я подписала документ?

— Вы половину документов подписали.

— Я подписала документ, что я согласна использовать ИИН. Я подписала договор банковского займа?

— Хорошо, давайте сделаем так…

— Я подписала договор банковского займа, что вы открыли на меня карту?

— Вы не успели просто.

— Успела, не успела, вы открыли. Я подписала этот договор?

— Нет, вы не успели.

— Отлично. Значит, этот договор не действует. То, что вы мне дали, не действует.

— Да, можете оставить подлинник.

— Все? Мы с вашим банком полностью рассчитались?

— Полностью.

— Точно? Подтверждаете?

— Подтверждаю.

Вот такой интересный визит состоялся у меня в Кaspi bank.

Мой муж долго надо мной смеялся. Он с Кaspi bank уже давно мучается. Дозвониться до его справочного бюро нереально (сама была свидетелем, как муж до них полтора часа пытался дозвониться), «зазывочные» условия красивые, реальные — страх божий.

К тому же моему мужу Кaspi bank тоже удружил — без его «хочу» открыл кредитную карту вместо запрошенного небольшого кредита на потребительские цели.

В общем, люди, при общении с Кaspi bank не теряйте бдительности!

Юлиана ЖИХОРЬ,
г. Алматы

Комментарии закрыты.