The news is by your side.

Когда дороги перестанут убивать?

В области выросло число жертв автокатастроф

Рост аварий со смертельным исходом зафиксирован на дорогах Жамбылской области. Для выяснения причин ситуации в регион от МВД РК был командирован заместитель начальника Комитета административной полиции полковник полиции Жанат Абдрахманов. По итогам проведенной им инспекции департамент полиции провел большую пресс-конференцию. 

Страшную статистику озвучила руководитель пресс-службы департамента полиции Гульсара Мухтаркулова: произошло 687 ДТП — 90 погибших, 1138 раненых. Для сравнения: в 2018 году на 657 ДТП приходилось 55 погибших и 984 раненых.

Исполняющий обязанности начальника департамента полиции Жамбылской области подполковник полиции Бауыржан Удергенов и заместитель начальника МПС департамента полиции области полковник полиции Самат Хусаинов рассказали, какие факторы зафиксированы в качестве причин аварий. Это сон за рулем, превышение скоростного режима, потеря контроля над управлением, управление в нетрезвом состоянии, плохое качество дорог на тех участках, где произошли ДТП.

По словам полицейских, они обследовали свыше 2600 километров дорог в Жамбылской области, выявили более 1000 дефектов, по результатам обследования выдали 25 предписаний об устранении недостатков.

Затем говорили о воспитании сознательности пассажиров и пешеходов. В частности, прозвучала следующая статистика: только на прошлой неделе произошло семь аварий, в которых серьезно пострадали пешеходы. Причем в основном эти аварии происходили за пределами населенных пунктов.

Полицейские недовольны владельцами домашних животных: неоднократно коровы и лошади становились причинами аварий. Последний случай — столкновение на трассе в районе Турара Рыскулова с лошадью, в результате которого погиб водитель.

Представителя МВД беспокоит отсутствие мест для отдыха водителей. По словам Ж. Абдрахманова, выехав из Ташкента, Шымкента, Актюбинской области, водители под утро в сонном состоянии проезжают через Жамбылскую область. От усталости они не могут справиться с управлением, большинство ДТП происходит на 80-м километре в Кордае, когда у водителей накапливается усталость.

— Мы выдали около 100 предписаний. Дорожной инспекции выдали предписание, чтобы на перевалах поставили тягачи для большегрузов, — рассказал полковник полиции Абдрахманов. — На аварийных участках, где часто регистрируются ДТП, рекомендовали установить информационные указатели. Выданы предписания о недостаточной освещенности населенных пунктов и областного центра. В течение месяца на аварийно опасных участках должны установить освещение, — уверен полковник.

В качестве меры по исправлению ситуации полицейские предлагают местным исполнительным органам выделить деньги для установки на дорогах билбордов, средств автоматической фиксации, шумовых полос, расширения автостоянок и мест для отдыха.

— Нами создан специальный отряд, который патрулирует трассы и дороги областного центра с целью выявления нарушителей, — поделился с журналистами Б. Удергенов.

Однако в решимости бороться за безопасность дорожного движения сомнение вызывает одна компонента — временные рамки. Причины аварий, которые озвучили участники пресс-конференции, далеко не новость. О них говорят уже много лет, но водители продолжают засыпать за рулем, не справляются с управлением, превышают скорость, да и животные выходят на дорогу. Интересно было бы услышать данные: сколько хозяев бесхозного скота оштрафовано, где именно водители превышают скорость, что им мешает справиться с управлением?

Участковые на своих территориях не могут не знать тех, кто гоняет животных на выпасы через трассу или по ней. Дорожная полиция не может не знать участков, где водители уверены, что их нарушения не зафиксируют, и давят на газ.

Что касается формулировки «не справился с управлением», то она достаточно обтекаема. Причины могут быть разные. Внезапно схватило сердце или изменилось давление, другие проблемы организма — мало предсказуемые случайности. Другое дело, если человек не справился с управлением из-за технических сбоев. И тут возникает проблема реальности технического осмотра.

Если судить по данным из открытых источников, доля автомобилей старше 10 лет на дорогах Казахстана составляет около 63 процентов. Самое большое их количество в Жамбылской области — более 89 процентов. В соседней Туркестанской, чьи транзитники часто попадают в ДТП на наших дорогах, тоже немало — почти 70 процентов. К сожалению, нет данных о том, каков износ общеобластного автопарка, но чисто теоретически работающие более 10 лет на наших районных дорогах транспортные средства не могут быть на 100 процентов в хорошем состоянии. Даже визуально мы часто видим автомобили, не отвечающие требованиям безопасности. Тем не менее они ездят по дорогам, а проверить соответствие талонов о прохождении техосмотра реальному состоянию машин, по словам полицейских, нельзя, потому что техосмотр отдан в конкурентную среду.

И вызывает сомнение, что к ответственности за решение проблемы опять привлекаются исполнительные власти и бюджет. Как говорилось выше, ДВД собирается просить власти установить технические средства контроля на дороги и информационные билборды. По техническим средствам нет вопросов, но для чего билборды по трассе? Неужто и без них мало отвлекающих факторов? И совсем курьезной выглядит информация о том, что создана специальная группа для борьбы с нарушениями: группа работает, а аварий все больше.

На пресс-конференции полицейские почти как о панацее говорили о новом передвижном комплексе, который круглогодично будет инкогнито ездить по трассам, считывать номера нарушителей, идентифицировать их и автоматически рассылать штрафы. После нескольких серьезных штрафов нарушители станут законопослушными, считают полицейские. Но опыт показывает, что техническая оснащенность не является гарантией результата. В областном центре, невзирая на камеры, и скорость превышают, и на перекрестках могут не пропустить пешехода.

То есть пока сотрудники полиции всерьез не захотят обеспечить безопасность движения, проблемы останутся. А призывы к водителям и пешеходам о сознательности, просьбы к журналистам разъяснять ситуацию будут пустым звуком. И кстати, по итогам инспекции, проведенной с участием представителя МВД, было выдано 100 предписаний. На пресс-конференции полицейские публично обещали их предоставить прессе, для того, чтобы можно было увидеть ситуацию полностью. Обещание свое они так и не сдержали.

Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.