The news is by your side.

Когда молчание пугает. Общайтесь с ребёнком и пойте ему колыбельные

Общайтесь с ребёнком и пойте ему колыбельные

Человек — существо коммуникабельное. Чтобы выжить, он должен озвучивать свои мысли, доводить их до других людей. Как правило, молчун выпадает за рамки социума и в лучшем случае становится незаметным, в худшем — вообще изгоем. Зато ораторы легко подчиняют себе огромную аудиторию и становятся лидерами. Поэтому очень важно, чтобы ребенок начал говорить вовремя. И если к трем годам малыш не начинает выражать свои мысли простыми предложениями, родителям и близким следует бить тревогу.

Об этой проблеме предпочитают не говорить, однако она с каждым годом становится все актуальней. Неслучайно только в Таразе сегодня действуют около 40 логопедических центров, при этом как минимум один логопед имеется в штате государственных и частных детских садов. А если востребованность логопедов высокая, следовательно, высоко и число детей с нарушением речи либо задержкой речевого развития.

Как утверждают специалисты, диагноз «задержка речевого развития» ставится в 10 процентах случаев, и чаще проб­лема эта возникает у мальчиков. Такая патология затормаживает и возрастное формирование психики у детей, поэтому, если ребенок не начинает говорить к пяти-шести годам, этот диагноз обозначается как задержка психоречевого развития. В этом случае родителям вкупе с медицинскими специалистами (невропатологами и психологами), педагогами, логопедами-дефектологами приходится прикладывать максимум усилий, чтобы ребенок постепенно интегрировался в общество. Ведь если пустить ситуацию на самотек, улыбчивый и милый ребенок через несколько лет может стать замкнутым и нелюдимым.

Мы попросили врача-реабилитолога реабилитационного центра «Қамқорлық» при Жамбылской областной многопрофильной детской больнице Айгуль Ташенову подробно рассказать о том, как избежать нежелательных последствий для детей с задержкой речевого развития.

— Айгуль Бактыбековна, в каком возрасте ребенок должен начать говорить?

— Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребенок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Скорость и качество развития речи у детей индивидуальны, а нормативные границы условны. Понять, что с малышом все в порядке, поможет педиатр. В первые месяцы жизни малыш начинает различать голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребенок овладевает гласными звуками, затем к трем-четырем месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.

В возрасте 6-12 месяцев ребенок активнее имитирует звуки взрослой речи. Появляется лепет — малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Примерно в 10 месяцев дети привыкают отзываться на свое имя.

К году жизни ребенок начинает говорить первые слова («на», «дай», «мама»). Словарный запас составляет от трех до 20 слов. Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).

От двух до трех лет активно развивается способность говорить предложениями из двух-трех слов. Ребенок начинает использовать местоимения и предлоги. Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне». Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц. В два-два с половиной года малыш задает вопросы: «Почему?», «Куда?» и тому подобное.

В три года ребенок активно общается со взрослыми и сверстниками с помощью простых предложений. Он может объяснить свои желания словами. Начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи, в том числе обобщенные названия («звери», «вещи»). При этом ребенок может все еще нечетко произносить звуки. Словарный запас пополняется каждый день.

— Что влияет на развитие речи у малыша?

— Основными факторами, влияющими на развитие речи ребенка, являются биологические и социально-психологические факторы риска. К биологическим относят наследственные заболевания, неврологические, психические, соматические заболевания и другие. К социально-психологическим относятся воспитание детей в нездоровой среде, детский билингвизм (усвоение ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем), стресс (такая ситуация может возникнуть из-за испуга, начала посещения детского сада, смены обстановки при переезде), неадекватный тип воспитания ребенка или невостребованность речи. Некоторым родителям достаточно того, что дети указывают на предмет, не называя его. Таким образом, ребенок теряет интерес к правильному произношению, ведь его понимают и без слов. На развитие речи влияют также педагогическая запущенность, отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В каждом конкретном случае мы фактически проводим настоящее расследование, чтобы определить причину недуга и приступить к его лечению.

— Понятно. Однако не все родители ведут своих детей-молчунов к врачам в три года, надеясь, что проблема решится сама собой. По вашему мнению, когда в таком случае необходимо обращаться к специалистам?

— Дело в том, что развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев начали говорить мама или папа. Чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра. Но есть тревожные звоночки, когда родители должны незамедлительно обратиться к специалистом: малый словарный запас, отсутствие простейших фраз из двух слов («мама дай», «я бай-бай», «ляля спит») к двум-трем годам, отсутствие связной речи, не выполняет простых команд, замечают необычное поведение ребенка.

— Сегодня наблюдается тенденция к тому, что мамы детей, которые не начинают говорить к трем годам, самостоятельно ставят им диагноз «аутизм». Всегда ли задержка развития речи связана с аутизмом?

— Нет, конечно. Но задержка речевого развития может быть одним из его признаков. Поэтому родителям нужно быть бдительными и вовремя проконсультироваться у специалиста, чтобы исключить аутизм.

— Есть ли статистика, скольким детям поставлен диагноз «задержка речевого развития» в прошлом году и с начала этого года?

— В этом году в реабилитационный центр «Қамқорлық» на реабилитационное лечение с диагнозом «задержка речевого развития» пришли около 120 детей. Есть еще ребятишки, которые посещают кабинеты психолого-медико-педагогической консультации и другие частные развивающие центры. Поэтому цифра может быть больше.

— Почему с каждым годом становится больше «молчунов»?

— Во-первых, это связано с перечисленными мною факторами, а еще — с развитием цифровизации, обилием гаджетов и смартфонов. Во-вторых, с тем, что повысился уровень ранней диагностики и выявляемости.

— Айгуль Бактыбековна, что вы можете посоветовать родителям, чтобы их дети больше говорили?

— Обязательно проконсультироваться со специалистами медицинского учреждения — невропатологом, оториноларингологом, сурдологом, логопедом (дефектологом), психологом. Кроме того, больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай ручку. Где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — «биби», кукла — «ляля», упал — «бах». Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки — «ку-ку», паровозик — «ту-ту»). Вместе удивляйтесь увиденному: «Ух ты!». Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть меж­дометиями: ой, ай, ух. Почаще рассказывайте, читайте детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудио­информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз. Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проб­лемы. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один — много). Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук (пальчиковая гимнастика, игры типа «сорока-белобока»). В старшем возрасте, начиная с двенадцати месяцев, кроме пальчиковой гимнастики, надо развивать мелкую моторику рук, используя работу с массажными мячиками, колечками, мелкими предметами, тренажерами-игрушками со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками телефонов, замочками и ключиками к ним, аппликациями, а также использовать лепку, конструктор, мозаику, паззлы, Lego. В любом случае общайтесь с ребенком, проводите с ним больше времени, окружайте его заботой и вниманием. И он обязательно ответит вам, используя имеющийся словарный запас.

Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты.