The news is by your side.

Кордайские маяки

Как село в районе стало ещё одной столицей

Кордайский район расположен между тремя столицами: в 22 километрах от райцентра находится Бишкек, в 220 — южная столица Казахстана Алматы, а древнюю ханскую ставку на Великом Шелковом пути, город Тараз, откуда мы и мчимся сквозь пургу в поисках новых туристических маршрутов, отделяют от этого региона 240 километров (до села Кордай — все 300). Есть еще одна неофициальная столица, совсем рядом, но о ней чуть позже. 

Зимушка-зима разгулялась в поле не на шутку, замела дорогу, закрыла горизонт плотной снежной занавеской. Нарядила деревья и кустарники в кружева. Старается понравиться.

Въезжаем в райцентр — село Кордай: дома нахохлились и уютно попыхивают дымком из труб. У туроператоров всего один короткий зимний день, чтобы увидеть местные достопримечательности. Счастливую возможность побывать здесь предоставило облуправление предпринимательства и индустриально-инновационного развития Жамбылской области, которое делает первые шаги для популяризации внутреннего туризма.

 

 

 

Село Кордай было основано русскими переселенцами в 1892 году и до 1995 года называлось Георгиевкой. На центральной площади райцентра находится памятник Отегену батыру, активному борцу с джунгарскими завоевателями, соратнику Толе би. Мемориал был сооружен в 1999 году к его 300-летию. На высоком семиметровом постаменте, облицованном белым мрамором, на скакуне сидит всадник в полном боевом снаряжении. Двухступенчатое основание памятника сделано из красного кордайского гранита. Сама скульптура высотой 4,1 метра выполнена в технике выколотки по меди.

 

 

 

На высоком холме в двух километрах северо-восточнее села Отеген (бывшее Кенес) в 1999 году был построен мавзолей Отегена.

— Отеген батыр Отегулулы родился в низовьях реки Шу на современной территории Мойынкумского района в XVII веке, — рассказывает туроператорам инспектор по охране памятников историко-краеведческого музея Кордайского района Аида Сейтали. — С пятнадцати лет он боролся с джунгарами. С 1740-го воевал в составе войск Толе би. В 1757 году народный герой принимал участие в боях с джунгарами за Семипалатинскую и Ямышскую крепости. Его подвиги воспеты разными акынами. Один из самых известных дастанов «Отеген батыр» сочинил Жамбыл.

У мемориального комплекса необычная история. В свое время Отеген батыр был похоронен на берегу реки Или, в местечке Шельгельды в предгорьях Шолактау. Но когда там решили сделать Капчагайское водохранилище при строительстве гидроэлектростанции, его потомки перезахоронили останки батыра в Жамбылской области. Произошло это в 1973 году. Вскоре место прежнего захоронения оказалось очень далеко от берега. До строительства мавзолея возле села Отеген на могиле батыра стоял гранитный обелиск высотой 5,44 метра. Сейчас он перенесен чуть в сторону. На нем написано: «Бабамыз батыр Өтеғұлұлы Өтегенге ескерткiш. 1699 — 1773». Ниже высечены памятные стихи его потомков.

Мороз в Кордайском районе такой, что аж до костей пробирает. Хорошо, возле мавзолея есть гостевой домик, где нас напоили горячим чаем. При желании здесь же можно затопить печку. Все предусмотрено для удобства путешественников. Кров бесплатный.

— Сюда время от времени приезжают люди, чтобы сделать жертвоприношения в священные дни Рамазана и Курбан айта: режут скот и раздают мясо малоимущим, молятся за семью, за батыра. Его потомки, кстати, здесь до сих пор живут. У них есть семейная реликвия —
чугунная чаша Отегена, в которой готовились яства и раздавались жителям села, — пояснила Аида Сейтали.

 

Село Масанчи — это столица всех дунган Казахстана. Оно было основано в 1874 году первыми дунганскими переселенцами из Китая, восстание которых было жестоко подавлено в провинции Шеньси. Тогда из Поднебесной через горы с огромными потерями сюда смогли добраться около трех с половиной тысяч человек. В неофициальной столице дунган есть музей, где находится бесценная экспозиция, которую с восьмого класса собирал местный житель, учитель средней школы № 12 Муса Лочь. Сейчас смотрителю музея 50 лет.

— Основано село предводителем дунганского восстания в Китае Бай Яньху (1830 — 1882 гг.) при царе Александре II,- рассказывает он нам. — Разрешение поселиться здесь дал казахский деятель Ногайбай би (1834 — 1910 гг.). Говорят, что это была его личная земля. Село носит имя Масанчи — одного из героев гражданской войны, который был репрессирован и расстрелян в 1938 году. Портреты этих трех человек, в той или иной мере повлиявших на судьбу дунганского народа, висят на самом видном месте в музее.

На вопрос, почему село первоначально называлось Караконыз, учитель ответил:

— По одной версии, потому что здесь было много черных жуков. По другой, я слышал, что когда дунгане работали в поле, издалека были похожи на черных жуков. Вот казахи и окрестили это место Караконыз. Местная речка, кстати, до сих пор так и называется. Сейчас в Масанчи живет примерно 17 тысяч человек. Во всем Казахстане насчитывается 47 тысяч дунган, а в мире — около 20 миллионов.

Дунгане здесь сохранили свою уникальную культуру, в отличие от китайских сородичей. Они говорят на шенсийском диалекте китайского языка . И сейчас жители Поднебесной приезжают сюда, чтобы изучать свою культуру. Среди экспонатов музея очень много предметов быта, все даже не помещаются в экспозиции.

 

 

Есть уникальные украшения, привезенные еще беженцами из Китая, и более современные изделия.

 

В экспозиции представлены фарфоровая посуда, утварь из латуни и бронзы для жертвоприношений, которая использовалась еще 560 лет назад в буддийских храмах. Очень редкие вещи.

 

 До сих пор на дунганских свадьбах жених и невеста одеваются в древние национальные костюмы. Невеста обязательно должна быть похожа на мифическую птицу Феникс, потому что она считается символом женского начала, а жених должен напоминать дракона, который является символом мужского начала.

 

В юго-восточной части села Масанчи мы должны были посетить государственный лесной фонд Караконызского госучреждения по охране лесов и животного мира. Но увы, сильная метель снова поменяла наши планы. Мы лишь с сожалением взглянули на ущелье с плотины местного водохранилища.

— В этой зоне наше ТОО «Пчелокомплекс «Аратау» (ара — по-казахски пчела, тау — гора) планирует строить туристский рекреационный оздоровительный комплекс «Медовая деревня», — сообщил нам предприниматель Валерий Ромащенко. — Подобных деревень сейчас достаточно много в Польше, Украине, на Алтае. Здесь, в горах, можно развивать и био-, и эко-, и образовательный, и оздоровительный туризм. И еще так называемый апитуризм. Anthophila — по латыни пчела. Мы планируем организовать апилечебницу, где можно восстанавливать организм человека продуктами пчеловодства.

На пасеке апитуристы смогут в пчеловодных костюмах вынимать из ульев рамки, откачивать мед, а после этого еще и полакомиться блинами с экологически чистым продуктом. В комплекс также войдет кумысолечебница. Кроме того, туристы смогут совершать конные прогулки по ущельям.

Это путешествие еще раз убедило нас в том, как ничтожно мало мы знаем о родном крае и как мало используем его туристический потенциал.

На заключительную поездку в Мойынкумы было потрачено полных двое суток. И там тоже состоялись неожиданные встречи и открытия.

Елена ЕФИМОВА, фото автора

1 Комментарий
  1. Владимир говорит

    Интересный цикл материалов Елены Ефимовой об исторических, архитектурных достопримечательностях Жамбылской области. И тема это, безусловно, шире и важнее, чем только развитие внутреннего туризма. Приведу слова Пушкина: «Уважение у минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».

Комментарии закрыты.