The news is by your side.

Кормовая база

До 2020 года в Казахстане планируется наладить полив более чем на 32 миллионах гектаров пастбищ.

Государство будет субсидировать обводнение пастбищ

В условиях растущего глобального спроса на продукты питания в Казахстане необходима масштабная модернизация сельского хозяйства. Для того чтобы добиться устойчивого производства и собственной продовольственной безопасности, следует на законодательном уровне стимулировать агроформирования и широко использовать ресурсосберегающие технологии. 

В настоящее время страна, кроме мяса птицы, почти полностью обес-печивает себя продукцией животноводства. При этом ее доля неизменно растет, а по итогам последних лет в сфере животноводства продукции произведено больше, чем в растение-водстве. Такого соотношения сельское хозяйство Казахстана добилось впервые за годы независимости.

По данным Комитета по управлению земельными ресурсами Министерства регионального развития, в настоящее время в нашей стране имеется 187,5 миллиона гектаров пастбищ, это 70 процентов всей территории республики. Используется примерно 81 миллион гектаров, однако из них 26,5 миллиона гектаров деградировали — в основном пастбища возле населенных пунктов. Около 125 миллионов гектаров пастбищ не обводнены, что существенно затрудняет их использование по назначению.

Дальнейшее развитие животноводства в первую очередь зависит от освоения и улучшения естественных пастбищных угодий. Меры по созданию инфраструктуры отгонных пастбищ уже принимаются. Так, с 2013 по 2020 год планируется организация сельскохозяйственного водоснабжения на более чем 32 миллионах гектаров пастбищных угодий. На них предполагается строительство и восстановление примерно 4000 шахтных и трубчатых колодцев. С текущего года будет внедрен механизм их инвестиционного субсидирования для возмещения до 80 процентов затрат.

Еще одним механизмом для стимулирования развития кормопроизводства является диверсификация площадей. Тут уже есть позитивные сдвиги. В прошлом году кормовые культуры (силосные, однолетние и многолетние травы) размещены на площади 3,1 миллиона гектаров, что на 10 процентов больше уровня 2012 года.

В перспективе намечается довести посевные площади кормовых культур до 8,8 миллиона гектаров, в том числе на залежных и бросовых землях.

К примеру, в Израиле наработан богатый опыт в развитии сельскохозяйственного производства на безвод-ных землях пустыни. Шестьдесят лет назад там продукты питания распределялись по карточкам. Сегодня же страна полностью обеспечивает себя, а ее сельскохозяйственный экспорт достигает полутора миллиардов долларов США в год. Это ли не чудо?

По международным стандартам сельское хозяйство считается высокотоварным, если фермер в состоянии прокормить от 30 до 50 соотечественников. В Израиле это соотношение составляет 1:95, в США — 1:79, в России — 1:15, в Китае — 1:3,6. Всего в сельском хозяйстве Израиля занято 80 тысяч человек — это один процент всего населения страны.

Секрет колоссального успеха сельского хозяйства Израиля — в отлаженном сотрудничестве фермеров и ученых по всем отраслям, которые финансируются правительством. Израильское качество земледелия вне конкуренции, и главным фактором его успеха является капельное орошение, которое составляет 98 процентов всей поливной системы государства.

Первоначально капельное орошение создавалось для тепличного производства. Сегодня оно широко применяется для выращивания плодов и овощей в открытом грунте. Эта система дает возможность значительно экономить водные ресурсы, трудовые затраты, удобрения и энергию. Разработаны даже системы полива солоноватой водой. Полагаю, что и в наших условиях возможно применение израильского опыта и подобного опыта других стран.

Год назад Нурсултан Назарбаев дал Правительству задание заняться восстановлением и строительством колодцев, модернизацией инфраструктуры обводнения пастбищ. Значительные площади кормовых баз в нашей стране находятся в длительной аренде у физических и юридических лиц, которые самостоятельно не работают в сельском хозяйстве, а попросту сдают их в суб-аренду. Часто земли простаивают, их не используют из-за отсутствия водопоев. Средства в улучшение и сохранение пастбищных угодий не вкладываются.

Основу сохранения ресурса составляет пастбищеоборот, но он не соблюдается. За это хозяйства должны нести ответственность по закону. На мой взгляд, для изменения ситуации агроформированиям следует определить по годам объемы работ и установить очередность улучшения пастбищных массивов.

Законодательно нужно закрепить меры по господдержке процесса улучшения пастбищ. Целесообразно в сельских округах создать жайылым комитеты, в состав которых будут входить как местная исполнительная власть, так и владельцы скота. Они должны решать организационные вопросы: устанавливать размер оплаты за выпас животных, создавать и восстанавливать инфраструктуру, составлять планы по развитию. В дальнейшем на их основе следует создать пастбищно-сельские кооперативы, которые будут получать гранты и развивать отгонное животноводство.

Основная причина проблем пастбищных угодий кроется в отсутствии нормативной и правовой базы, определяющей основы их управления. Через законодательные рычаги можно было бы также максимально снизить возможные риски, связанные с климатическим, антропогенным, техническим воздействием на эту категорию земель.

Для решения проблем обводнения пастбищ необходимо совершенствовать систему научных исследований, привлекать к ним ученых и практиков, а также стимулировать крупные хозяйства к созданию своих научных лабораторий. Только тесное взаимодействие науки и практики принесет хорошие плоды.

Муратбек КАСЕНОВ,
директор научно-исследовательского центра региональной экономики
ТарГУ имени М. Х. Дулати, доктор экономических наук, профессор

Елена ЕФИМОВА (фото)

Комментарии закрыты.