The news is by your side.

Кратко о главном. Ответы на самые популярные вопросы

Ответы на самые популярные вопросы

Специалисты Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка подготовили ответы на актуальные вопросы граждан, которые поступили через каналы обратной связи: мобильное приложение и кол-центр.

Мобильное приложение «Fingramota Online» функционирует в целях оперативного взаимодействия и укрепления обратной связи населения с финансовым регулятором. В нем представлено 14 тематических разделов, в которых можно задать вопросы регулятору о финансовых продуктах и услугах, взаимодействии с финансовыми организациями, коллекторскими агентствами, случаях мошенничества. С момента функционирования посредством «Fingramota Online» приняты и обработаны более 10 тысяч вопросов пользователей.

Для повышения доступности и полноты информации о деятельности финансового регулятора функционирует call-центр, через который поступили больше 56 тысяч звонков от граждан.

 

Старые приемы

Специалисты агентства ответили на один из самых распространенных вопросов. Суть в том, что участились случаи мошенничества, когда приходят лжекурьеры, чтобы передать посылку или какой-либо приз. Они просят сообщить SMS-код, вручают коробку, а потом деньги списываются со счетов. Что делать в таких случаях? Как распознать мошенников?

Мошеннические схемы развиваются вместе с технологическим прогрессом. Злоумышленники придумывают разные способы, чтобы получить конфиденциальные данные. Если им нужен код из SMS, значит, они уже в достаточной мере владеют информацией о вас и ваших банковских счетах. Узнав код подтверждения банковской операции, преступники могут с легкостью перевести деньги с ваших счетов, открыть на ваше имя подставной кредит. Поэтому нужно быть внимательными, не верить в случайные розыгрыши призов, в которых вы ранее не принимали участие, проверять, действительно ли к вам приехал курьер, чтобы передать товар, приобретенный через маркетплейсы. К тому же часто код для настоящих курьеров приходит не через SMS, а в самом мобильном приложении банка или онлайн-магазина.

Вот рекомендации по противодействию мошенничеству: не передавайте персональные данные и деньги посторонним, что бы они вам ни обещали;, не переходите по сомнительным ссылкам, которые обычно маскируются под голосования за детей, розыгрыши призов, викторины и так далее, никогда не вводите там свои личные данные; возьмите за привычку проверять устройства, которые привязаны к вашему WhatsApp-аккаунту. Если вы увидите незнакомое устройство, сразу же его отключите. Для этого нужно выполнить следующий алгоритм: в настройках WhatsApp нажмите на «Связанные устройства». Увидев привязанное устройство, которое вам не принадлежит, нажмите на него и кликните «Выйти». Всегда перепроверяйте информацию от знакомых, которые просят занять деньги в долг, перезвоните им, самостоятельно набрав номер. Также перепроверяйте информацию о различных посылках, звоните отправителям по официальным номерам.

Решив оформить какой-либо документ, внимательно изучите механизм на официальных аккаунтах госорганов, тогда мошенникам не удастся вас запутать.

Увидев в соцсетях сообщение о сборе денег на лечение ребенка, внимательно изучите сопроводительные документы. Если указан конкретный фонд, зайдите на его сайт и проверьте, действительно ли ребенок есть в их базе. Также фотографии детей проверяйте через поисковики, не исключено, что мошенники просто украли изображение. Старайтесь не отправлять деньги на благотворительность по личному номеру — просите реквизиты и проверяйте их. Родители ребенка или владельцы приютов для животных действительно могут для более быстрого сбора прикреплять свои номера, но даже в этом случае перепроверяйте информацию.

Никогда не игнорируйте новостную повестку о мошенничествах: чем больше вы знаете, тем меньше риск попасться на удочку аферистов.

 

«Выгодное вложение»

Пользователи в сети часто интересуются, можно ли с первого раза понять, финансовая пирамида перед тобой, или это реальная компания, которая поможет приумножить твои деньги.

Специалисты, отвечая на этот вопрос, подчеркнули, что современные финансовые пирамиды практикуют единственный способ получения дохода участниками — за счет привлечения денежных средств новых членов пирамиды. Такой принцип получения дохода кардинально отличает финансовую пирамиду от реального финансового проекта. Дивиденды первым участникам пирамиды выплачиваются за счет вкладов последующих. Обычно для большей убедительности пирамиды используют поддельные документы, сомнительные цифровые выкладки, диаграммы и схемы, а также привлекают в качестве рекламы известную в обществе личность, вовлеченную в схему обманом или щедрыми обещаниями.

На сегодняшний день мошенники и организаторы финансовых пирамид являются квалифицированными специалистами по IT-технологиям. Они хорошие психологи и ораторы, умеющие манипулировать эмоциями людей. В создании финансовых пирамид в нынешнее время немаловажную роль играют социальные сети и мессенджеры.

Но не стоит путать деятельность этих компаний с сетевым маркетингом. В сетевом маркетинге также выплачивают определенные проценты за привлеченных людей, но в его основе лежит продукция, за реализацию которой участники дистрибьюторской сети получают реальный доход, а в основе финансовой пирамиды лежат деньги вкладчиков.

Распознать финпирамиду можно по ее главным признакам. Во-первых, вам предлагают внести вступительный взнос и гарантируют высокую доходность, в несколько раз превышающую рыночный уровень. Во-вторых, активно привлекают вкладчиков через рекламную кампанию в интернете, в том числе в социальных сетях, они обещают вознаграждение за привлечение других клиентов. При этом в сети отсутствует конкретная информация о финансовом положении компании, также у организации нет лицензии на привлечение денежных вкладов населения или лицензия на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг от Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

 

Временные трудности

Еще один ответ специалисты дали на примере одного из запросов. Гражданин пишет, что у его знакомого возникли временные финансовые трудности, и поэтому не получилось внести оплату по кредиту. Появилась просрочка. Он поинтересовался, что делать и куда обратиться заемщикам за помощью в подобных случаях.

Специалисты отметили, что с 1 октября 2021 года в Казахстане введен единый обязательный порядок урегулирования просроченной задолженности граждан. Заемщики-физлица, имеющие просроченную задолженность, могут решить вопросы по реструктуризации своих кредитов напрямую с кредиторами, которые рассматривают их заявления в рамках правового поля.

Согласно механизму урегулирования, банк или микрофинансовая организация, то есть кредитные организации, обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении кредиторы должны проинформировать граждан о необходимости внесения платежей с указанием точного размера суммы просрочки, рассказать об их праве обратиться к кредитору и последствиях невыполнения обязательств по банковским займам и микрокредитам.

Заемщики, в свою очередь, в течение 30 дней с даты наступления просрочки должны обратиться в кредитную организацию для реструктуризации займов с письменным заявлением или иным способом, который прописан в кредитном договоре. В заявлении необходимо указать, в связи с чем возникла просрочка, предложить свои варианты возможной реструктуризации и предоставить подтверждающие документы, свидетельствующие о снижении доходов и невозможности оплачивать по своим обязательствам.

Заявление заемщика подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению микрофинансовой организацией. При представлении неполных сведений заемщик предоставляет их в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления.

После получения полного пакета документов кредитор рассматривает обращение, при этом учитывая такие факторы, как текущее финансовое положение, социальное положение заемщика, добросовестное исполнение обязательств по микрокредиту.

Свой ответ кредитор должен предоставить в течение 15 календарных дней. Это согласие, то он может принять предложенные заемщиком изменения в условия договора. Или предложения по изменению условий договора о предоставлении микрокредита. Либо же отказ с указанием мотивированного обоснования причин.

Условия реструктуризации, предложенные заемщиком или кредитором, могут быть в виде: снижения ставки вознаграждения либо значения вознаграждения, отсрочки платежа, изменения метода погашения, увеличения срока займа, прощением просроченного основного долга вознаграждения, отменой неустойки.

То или иное решение принимается кредитной организацией самостоятельно, без вмешательства финрегулятора, в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся жизненной ситуации и финансового положения заемщика.

Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения кредитором.

Если заемщику не удалось достичь согласия с кредитором по условиям реструктуризации микрозайма, он вправе обратиться в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. При этом заемщик обязательно должен предоставить доказательства своего обращения в микрофинансовую организацию и недостижения взаимоприемлемого решения. Агентство на основании обращения заявителя в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после ее завершения оценит действия кредитной организации касательно принятого решения.

Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты.