The news is by your side.

Кто хозяин, тот и заботится. Жители многоэтажек обязаны сами ремонтировать внутридомовые сети

Жители многоэтажек обязаны сами ремонтировать внутридомовые сети

Несмотря на то, что в декабре и январе холодных дней было мало, в диспетчерскую службу предприятия «Таразтрансэнерго» в нынешний отопительный сезон поступили 583 заявки с жалобами на недостаточное снабжение теплом.

Обязанности потребителей

Как известно, после приватизации жилого фонда за содержание общедомового хозяйства отвечают владельцы квартир. Однако долгие годы половина многоэтажек в Таразе не имела ни КСК, ни старших по домам. Нынче же по новым правилам все многоквартирные жилые дома должны обзавестись органами управления, а именно объединением собственников квартир.

Большая часть многоэтажек эксплуатируется десятки лет и нуждается, как минимум, в промывке или замене внутридомовых тепловых сетей. На это нужны средства, а собрать их обязаны сами жильцы. Они же должны проконтролировать ход работ, их качество. Но многие этого не делают. Потому каждый отопительный сезон для предприятий, поставляющих тепло и горячую воду в многоэтажки, превращается в марафон проблем. Приходится выполнять не только свои прямые обязанности, но и решать вопросы, которыми должны заниматься владельцы жилья.

Эта ситуация отражается и на деятельности государственного коммунального предприятия «Таразтрансэнерго», с 2004 года предоставляющего услуги по передаче и распределению тепловой энергии потребителям АО «ТЭЦ».

 

Поставщик подготовился заранее

В начале 2020 года после объединения с ГКП «ТемирЖол-жылу» на баланс «Таразтрансэнерго» принято семь локальных котельных. На обслуживании предприятия находятся 208 километров тепловых сетей, в том числе 49 километров магистральных и 158 километров — внутриквартальных. В числе 1329 потребителей 262 юридических лица (восемь объектов здравоохранения, 41 школа, 42 детских сада, 31 социально значимый объект, 148 прочих) и 1065 многоквартирных жилых домов.

Как сообщила директор предприятия «Таразтрансэнерго» Князь Туртаева, подготовительные работы были проведены в полном объеме. С 1 по 15 августа проводилась гидравлическая опрессовка 208 километров магистральных и внутриквартальных тепловых сетей от теплоисточников ТЭЦ-4 и РК-4. В ходе опрессовки в 56 местах были выявлены и устранены аварийные повреждения. Своевременное проведение мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2021-2022 годов позволило предприятию в течение восьми дней подключить объекты к теплоснабжению и снизить подпитку в отопительный период с 956 до 378 тонн/час. (Подпитка сетей рассчитывается через разницу в количестве подаваемой в сети горячей воды и объема, получаемого обратно).

На ремонтные работы затрачено 67,1 миллиона тенге, в том числе на ремонт котельных, находящихся на балансе предприятия, — 2,1 миллиона тенге. На котельной «Газовая» демонтирован выработавший технический ресурс паровой котел и заменен на два водогрейных котла марки ОК-3000. Произведена замена участка теплотрассы протяженностью 221 метр на улицах Байзак батыра и Сагындыкова. Приобретены и установлены 15 сетевых насосов в котельных «Газовая», «Уездная», «Спиртзавод».

Из-за ураганного ветра 17 ноября были сорваны крыши с котельных промбазы, складского помещения и актового зала котельной «Спиртзавод», гаража ГКП «Таразтрансэнерго». Последствия стихии устранены за счет предприятия, стоимость работ составила 5,6 миллиона тенге.

На тепловых сетях произведены работы на 65 миллионов тенге по замене 1,5 километра сетей. Для поддержания гидравлического режима в отопительный сезон установлены расчетные шайбы и сопла на 1309 элеваторных узлах 944 многоэтажных жилых домов, проведена ревизия восьми сальниковых компенсаторов и 3546 единиц запорной арматуры.

 

Жалуются вместо того, чтобы ремонтировать

— Многие многоквартирные жилые дома не были готовы к отопительному сезону. Имелись нарушения в системах теплоснабжения: элеваторные узлы в аварийном состоянии, внутренние теплосети изношены, — рассказывает Князь Туртаева. — С начала отопительного сезона от потребителей в диспетчерскую службу нашего предприятия поступило 1165 заявок, от единой диспетчерской службы 109 — 233 заявки. Из них 583 заявки — «постоячные» жалобы (на то, что комнаты по отдельным стоякам не прогреваются), 232 заявки — о порывах на вводе и во внутридомовой разводке. Наше предприятие сделало все возможное, чтобы устранить и подключить все дома к тепловой энергии.

— Каковы ваши действия в ответ на обращения жителей?

— При поступлении в диспетчерскую службу предприятия заявок от потребителей на то, что не прогревается отопительная система, службы участков оперативно выезжают по адресам. Проверяет обращение группа в составе представителей «Таразтрансэнерго», АО «ТЭЦ», главного инспектора и специалиста отдела жилищных отношений акимата Тараза. Предварительно замеряем параметры теплоносителя на вводе в дом, давление во внутриквартальной сети. По параметрам теплоносителя определяем качество съема тепловой энергии. На элеваторном узле прочищаются дроссельные устройства (шайбы, сопла). Если не удается найти жителя, обратившегося в социальную сеть (квартира не была указана), то обращаемся к старшему по дому касательно претензий по теплу и производим замеры температуры у него в квартире. Составляем акт обследования. Выдаем рекомендации о модернизации отопительной системы, если продолжительное время не проводились ремонтные работы и ревизия отопительной системы, а также о необходимости регулярного технического обслуживания, промывки системы отопления.

Собеседница напоминает, что основной функцией ГКП «Таразтрансэнерго» является распределение тепловой энергии от теплоисточника АО «ТЭЦ» до потребителя с заданными расчетными параметрами теплоносителя в зависимости от наружной температуры.

— Выездные работы по заявкам вам оплачиваются?

— Конечно, нет! А ведь в тарифной смете предприятия не предусмотрены затраты на услуги по ремонту внутридомовых систем отопления многоквартирных домов (граница разграничения балансовой ответственности — на первом фланце со стороны теплоисточника). У транспортировщика тепловой энергии нет финансовой возможности для оказания услуг потребителям. Но заниматься этим приходиться.

И порывы, потопы в подвалах сотрудники «Таразтрансэнерго» ликвидируют оперативно. Предприятие государственное, финансируется из бюджета. Получается, за тех, кто не готовит свои многоэтажки к зиме, платят все налогоплательщики вскладчину. Такая вот «справедливость»…

Кроме того, акимат Тараза с 10 октября передал в аренду предприятию теплоснабжение семи многоэтажных домов в жилом комплексе «Бином» по улице Сулейменова, 270, в связи с отказом индивидуального предпринимателя «Б. Курамысова» от своих обязательств. Оборудование, взятое в аренду, в аварийном состоянии, котельные работают без резерва. Из городского бюджета в ноябре было выделено 56 миллионов тенге на приобретение двух котельных. Заказчиком является отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Тараза. Оборудование планируется установить до конца февраля текущего года.

Вот так и проходит в областном центре отопительный сезон.

А как только придет весна, акимат и коммунальщики начнут на сходах снова объяснять жителям, что собственники квартир являются и собственниками общедомового хозяйства. А стало быть обязаны готовить его к следующей зиме.

Юрий ЕФИМОВ,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты.