The news is by your side.

Курс — на запад

Из 495 километров трассы, проходящей по территории нашей области, проезд открыт по 232 километрам, из которых 142 километра — двухполоска и 90 километров — четырехполоска. До конца года планируется открыть для движения отрезок Мерке — Кайнар, что в кордайском направлении

Дорога уходит вдаль, а проблемы остаются

Сразу в трех областях — Жамбылской, Южно-Казахстанской и Кызылординской — прошли семинары-совещания по рассмотрению итогов мониторинга по проекту реконструкции транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. 

Оценку воздействия строительства на качество жизни жителей населенных пунктов, расположенных вдоль трассы, давали общественники. Такие полномочия они получили после присоединения Казахстана к Инициативе прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) в 2005 году и создания Национального совета заинтересованных сторон, состоящего из представителей Правительства, компаний и НПО.

Как известно, реконструкция жизненно важной артерии ведется третий год и играет наиважнейшую роль в дальнейшем развитии страны. Она не просто связывает два континента, но и дает Казахстану возможности расширить взаимовыгодные внешнеэкономические связи, получить выгоду от финансовых вложений и увеличить свою долю в грузообороте между Европой и Азией. А это — новый виток в развитии экономики.

На сегодняшний день из 495 километров трассы, проходящей по территории нашей области, проезд открыт по 232 километрам, из которых 142 километра — двухполоска и 90 километров — четырехполоска. До конца года планируется открыть для движения отрезок Мерке — Кайнар, что в кордайском направлении, и перейти в зимний режим — заняться заготовкой материалов на следующий год.

В ходе строительства задействованы как отечественные подрядные организации, так и совместные с иностранными компаниями, всего более двух тысяч единиц техники и более шести тысяч человек работающих. Естественно, качество строительства самой трассы, контролируемое представителями сразу пяти государств — Австралии, Южной Кореи, Кувейта, Канады и Германии, сомнений не вызывает. А вот последствия реализуемого проекта иногда непредсказуемы. Не зря НПО, участвующие в этом процессе, посчитали, что важно публиковать не только отчеты о том, сколько денег получает государство, но и о том воздействии, которое оказывают компании на человека, общество и природу. И если реализация ИПДО осуществляется на республиканском уровне, то подотчетность компаний по остальным видам воздействия должна регулироваться на местном — в тех областях, городах и поселках, где и работают компании.

После оценки жизни по пяти направлениям (правовое, экологическое, экономическое, социальное и прочее влияние) жамбылцы по 21 индикатору дали оценку «ситуация не изменилась», по 13 — «стала хуже». Поэтому логично было бы остановиться более подробно именно на тех проблемах, которые озвучила в своем выступлении сокоординатор экспертного совета прозрачности и устойчивого развития по Жамбылской области, директор ОО «Таразский пресс-клуб» Светлана Кошелекова.

После опроса 353 жителей 30 населенных пунктов, расположенных вдоль трассы от границы Кыргызстана до границы Южно-Казахстанской области, высветились три крупных блока проблем.

Первый — проблемы достаточно острые и жизненно важные, которые, как указали жители 13 населенных пунктов, могут в дальнейшем существенно отразиться на благосостоянии отдельных граждан, крестьянских хозяйств и в целом всего сельского хозяйства. В их числе — затрудненный доступ скота к пастбищам и тяжелой техники к посевным площадям: переходы расположены в неудобных местах, малы, скотопрогонов недостаточно, некоторые мосты узки для крупногабаритных сельскохозяйственных машин, достигающих в ширину 11 метров. Это вынуждает животноводов снижать территорию пастбищной зоны, гнать скот по посевам других хозяйств, а у механизаторов в результате подобных просчетов проектировщиков увеличиваются расход топлива и время на обработку полей, до которых им также приходится добираться по чужим полям. Есть еще целый ряд вопросов, требующих безотлагательного решения. Крестьяне видят выход в прокладке дополнительных дорог общего пользования для прогона скота и проезда сельхозтехники, кое-где — и мостов. К примеру, в Жуалах есть такой мост, но там не предусмотрены съезды с четырех сторон, а это очень важно.

Особый разговор — о поливных землях. При строительстве дороги в некоторых местах перекрыты поливные каналы, и орошаемые земли остались в мертвой зоне. Вывод экспертов: надо максимально сохранить систему орошения, увеличить количество водопропускных труб и совместно с сельчанами решить вызывающий напряженность вопрос, напрямую связанный с социально-экономическим развитием местных сообществ и качеством их жизни.

Второй блок — локальные проблемы, беспокоящие жителей отдельных сел. Но и они довольно важны: в связи со строительством в селе Кенен исчезают родники, служившие на выпасах источниками водопоя для скота; в Мерке и Акыртобе нет доступа к сельским кладбищам; в Мерке вместо суглинков берут на разработку чернозем, при этом метровой глубины котлованы заболачиваются. Субподрядчики умудрились даже разрушить и восстановить памятник трактору 1930-х годов, установленный в Аспаре в честь 50-летия освоения целины. Животноводы ряда сел заметили тенденцию снижения надоев молока у коров из-за высокой степени запыленности травы. А щебеночный и пескомоечный заводы, расположенные в Кумарыке, негативно влияют на экологию и быт сельчан — из-за отсутствия ограждений вокруг заводов у них погибло 14 овец. Опрошенные жители сел объективно считают, что экологический вред, нанесенный проектом, должен быть компенсирован. Также немало проблем, не связанных напрямую с дорогой: подтопление домов в ауле Актоган, ремонт моста в райцентре Сарыкемер, задержка выдачи новых актов на землю в райцентре Б. Момышулы в связи с выкупом ее под строительство. Решить их сразу, конечно, не получится, но на проблему средней школы села Шакпаката отреагировать нужно незамедлительно: около 20 детей со станции Шакпаката не смогут в скором времени посещать школу, так как добираются до нее через аул Амангельды, где зимой сильные заносы.

И, наконец, третий блок проблем включает в себя вопросы ремонта и содержания сельских дорог, разбитых во время строительства межконтинентальной трассы, отсутствия информации о придорожном сервисе, проведения рекультивации и озеленения, в котором сельчане, кстати, изъявили желание участвовать, ссылаясь на знание потребностей своего района.

Стараясь быть объективными, участники семинара — представители международных финансовых, политических и общественных организаций, Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций, департаментов и районных исполнительных органов — высказали свое видение ситуации, отметили, что не всегда требования граждан правомочны, но не обращать на них внимания нельзя. Результаты данного мониторинга будут сведены в Национальный отчет прозрачности и устойчивого развития, в областях планируется создание экспертных советов прозрачности и устойчивого развития (на реализацию пилотного этапа создания их сети Центр ОБСЕ в Астане выделил в качестве гранта 8000 евро). Так что дело серьезное, требующее внимания к озвученным проблемам и координации со стороны властей.

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА

Комментарии закрыты.