The news is by your side.

Лакомый кусок. Кто и как распределял земельные участки?

Кто и как распределял земельные участки?

Департамент Агентства РК по противодействию коррупции по Жамбылской области провел мониторинг и внешний анализ коррупционных рисков в сфере земельных отношений. Его результаты, которые превзошли ожидания даже видавших многое борцов с коррупцией, были оглашены на брифинге, прошедшем в антикор-центре.

На этот раз под прицел антикора попала деятельность отделов земельных отношений акиматов города Тараза и районов, а также областного филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Мониторинг выявил ряд коррупционных рисков.

Оказалось, в областном центре не утверждено положение о земельной комиссии. А это нарушение статьи 18 Земельного кодекса РК.

— Без учета требований Земельного кодекса производилось предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной собственности. При этом отдельным лицам предоставлялись преимущества, не предусмотренные законодательством, — участки выделялись без проведения аукциона на основании решения земельной комиссии города Тараза. Например, такое решение комиссией было принято 15 августа 2019 года, и постановлением акимата города от 24 сентября того же года гражданину О. предоставляется право пользования земельным участком по улице Е. Олжабаева площадью 0,0928 гектара сроком на пять лет. На основании представления нашего департамента в отдел земельных отношений акимата города Тараза, а также решения городского суда этот земельный участок возвращен в государственную собственность, — рассказал заместитель руководителя департамента по противодействию коррупции Равиль Тюлебаев.

Кроме того, в связи с прекращением права аренды земельных участков, предоставленных во временное пользование 21 гражданину, а также несвоевременным освоением и непроведением строительных работ в государственную собственность возвращены земельные участки общей площадью 7,5750 гектара.

Так как в основные направления деятельности областного филиала госкорпорации «Правительство для граждан» входят государственная кадастровая оценка земель, формирование, подготовка и выдача земельно-кадастровой документации на участки, составление проектов по формированию и упорядочению землепользования, установление границ земельных участков на местности, формирование, обработка и ведение банка данных о земельных участках и их субъектах, борцы с коррупцией посчитали, что это позволяет работникам корпорации использовать имеющуюся информацию в своих интересах.

Специалисты провели мониторинг данных государственной базы земельного кадастра для определения земельных участков, зарегистрированных на имя работников корпорации и их близких родственников. Установлено, что на некоторых сотрудников и членов их семей зарегистрированы по нескольку земельных участков. Например, у заместителя руководителя управления земельного кадастра облфилиала Государственной корпорации «Правительство для граждан» Талгата Тажибаева имеются земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью 95,74 гектара, расположенные в Байзакском районе. У главного эксперта этого же управления Даурена Досумбекова в распоряжении 1830,124 гектара земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 1744 гектара — в районе Т. Рыскулова и 86,124 гектара — в Жамбылском районе. Сотни гектаров земель в разных районах зарегистрированы также на сотрудников облфилиала Жангали Юсупова, Габита Дабылова, Максата Калабаева, Армана Паримбекова, Наилхана Калдыбекова, Жибек Аманалиной, Сейолата Сейдалиева, Аскара Аульбаева, Таннура Капсаланова, Нуртая Караулова, Куанышбека Алимбекова и их родственников.

Внешний анализ деятельности отдела земельных отношений акимата Жамбылского района также выявил ряд коррупционных рисков. К ним можно отнести недостатки в правовых актах, которыми руководствуется в своей работе отдел. К примеру, положением о земельной комиссии района не предусмотрено требование к раздельной оценке заявок на получение земли путем конкурса по лотам.

— Также одной из основных функций отдела является выявление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Однако законодательством не предусмотрен порядок определения неиспользуемых либо используемых с нарушением земель. Это, в свою очередь, не обеспечивает прозрачность деятельности отдела и позволяет освободить недобросовестных землевладельцев от ответственности. Выявлен также ряд коррупционных рисков и при проведении аукционов по продаже земельных участков. В частности, организаторы не размещали объявления перед проведением аукционов на интернет-ресурсах и в средствах массовой информации. Причем в объявлениях должна указываться вся информация, касающаяся продаваемых земельных участков, в том числе их точный адрес, — заметил Р. Тюлебаев.

В пример он привел одно объявление, где указано, что участки, выставленные на торги отделом земельных отношений этого района 26 июня 2020 года по лотам № 16,17, 32, расположены вблизи села Бектобе. А с какой стороны, на каком расстоянии, неизвестно. Как выяснилось в ходе анализа, там имел место конфликт интересов.

— Представленные на конкурс заявки рассматриваются районной земельной комиссией. Председательство в земельной комиссии возложено на заместителя акима района, курирующего эту сферу. В конкурсе принимала участие его супруга, гражданка Ш., которой на 10 лет предоставили земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью 420 гектаров, расположенные в Жамбылском и Орнекском сельских округах. Подобные случаи повторялись систематически. Председатель земельной комиссии — заместитель акима района с ноября 2006 по апрель 2018 года оказал поддержку в получении своими матерью, женой и братьями более 60 участков земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 1366,5 гектара, — проинформировал Р. Тюлебаев.

Свою проверку в сфере земельных отношений в Жамбылском районе провели и специалисты управления по контролю за использованием и охраной земель акимата области.

— В ходе мониторинга выявлено, что из 120 решений по предоставлению земельных участков 17 приняты незаконно. К примеру, в селе Айша-биби земли сельскохозяйственного назначения выделялись якобы под садоводство. Впоследствии целевое назначение менялось — под индивидуальное жилищное строительство. А это нарушение Земельного кодекса, поскольку данные участки являются частью пастбищных земель. Выявлены нарушения и при проведении конкурсов. В частности, установлено, что 78 постановлений приняты, несмотря на отсутствие кворума земельной комиссии. В числе нарушений также неправильные финансовые операции в рамках аукционов и предоставление под рыбное хозяйство земель, не имеющих водных объектов. По этим фактам нами в акимат Жамбылского района направлялось предложение по отмене всех незаконных решений. Поскольку нарушения не были исправлены, дела переданы в суд, — говорит главный государственный инспектор, руководитель управления по контролю за использованием и охраной земель Абилхаир Тамабек.

Однако руководитель отдела земельных отношений акимата Жамбылского района Беркинбек Бижигитов заявил, что все постановления, о которых говорил А. Тамабек, признаны судом действительными, и сейчас в районе готовятся к апелляции, которую якобы инициирует управление по контролю за использованием и охраной земель.

— На ваше предложение нами был дан исчерпывающий ответ. Далее был суд, который вынес решение. Поэтому я не пойму, какие у вас к нам еще вопросы? — заявил Б. Бижигитов.

Есть ли решение суда, который счел законными все нарушения, касающиеся предоставления земельных участков, неизвестно. Но если оно действительно имеется, то здесь уже появляется другой вопрос: как?

Айжан АУЕЛБЕКОВА

Комментарии закрыты.