- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Легальная контрабанда. Бензин за границу вывозят в топливных баках
Бензин за границу вывозят в топливных баках
Стоимость горюче-смазочных материалов в Казахстане заметно ниже, чем в странах ближнего зарубежья. Так, в пересчете на тенге, бензин в Кыргызстане стоит от 389 тенге (дизтопливо — 428 тенге за литр), в России — 294-305 тенге, в Узбекистане — 428 (дизтопливо — 479 тенге литр). Разумеется, в таких условиях это вызывает и соответствующую реакцию в приграничных районах.
Для соседей стало обычной практикой переезжать через контрольно-пропускной пункт пограничного поста, имея горючего на донышке и, заполнив баки до отказа, возвращаться домой с этой легальной добычей. Каков масштаб этого экономического бедствия? К примеру, из нашей страны ежедневно выезжают приблизительно три тысячи грузовиков, бак каждого из них вмещает от 200-300 литров на 7-10-тонных машинах, до 1200-1500 — на большегрузах. Само собой, многие водители из-за рубежа не торгуют этим дешевым топливом, а сохраняют его для собственных нужд, получая за извоз, таким образом, дополнительную прибыль.
Понятно, что чем больше по емкости баки стоят на машине, тем больше можно заработать за один рейс. Выход прост — к стандартным бакам на большегрузах местные кустари-умельцы стахановскими темпами приделывают дополнительные емкости, нередко больше обычных в несколько раз.
а превращается в сухопутный танкер. Вот только беда — сработанные «на коленке» емкости резко повышают вероятность тяжелых последствий при ДТП, причем независимо от того, бензин ли в баках или солярка.
В соответствии с приказом Министерства внутренних дел РК «О некоторых вопросах вывоза нефтепродуктов с территории Республики Казахстан» ведется работа по недопущению случаев вывоза товаров в топливных баках, не соответствующих предусмотренным стандартам.
В этой связи инспекцией транспортного контроля совместно с сотрудниками полиции организованы рабочие группы и проводятся рейдовые мероприятия по недопущению вывоза горюче-смазочных материалов за пределы страны. При этом на особый контроль взяты приграничный Жамбылский, Меркенский, Кордайский районы нашей области.
Вчера группа журналистов, представлявших печатные, электронные и интернет-издания, участвовала в рейде, проведенном на участке трассы Гродеково-Тараз возле пограничного перехода.
Отмечу, что к этому моменту акция по выявлению незаконно переоборудованных грузовиков шла уже третий день.
Вот что сообщил журналистам начальник отдела дорожно-технической инспекции управления административной полиции департамента полиции Жамбылской области Ербол Бибазаров:
— За время проведения акции выявлен 21 факт нарушения правил эксплуатации транспортных средств путем установки дополнительных топливных баков, не соответствующих техническим требованиям. Составлен 21 протокол по статье 590 части 7 КоАП РК (управление переоборудованным транспортным средством без соответствующего разрешения). Незаконно переоборудованные автомобили водворяются на специализированную стоянку до устранения нарушения. За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 15 месячных расчетных показателей (51750 тенге).
Как объяснил подполковник Бибазаров, и у нас, и в Кыргызстане поставить на авто дополнительные емкости для топлива можно вполне легально, причем для этого не требуется каких-то сверхусилий. Нужно лишь подать в полицию соответствующее заявление, а по завершении установочных работ (этим занимаются многие СТО) зарегистрировать данную переделку. После этого машина может заправляться, где угодно и чем угодно. При этой системе по крайней мере проверяется техническая надежность «сухопутного танкера».
Кстати, несколько таких машин — и с казахстанскими, и кыргызскими номерами — были обследованы полицейскими. У всех водителей оказались документы, разрешающие эксплуатацию транспорта с увеличенной емкостью баков. Как сообщили журналистам водители легковушек, стоящих в очереди на пересечение границы, такие «танкеры», везущие топливо в соседнюю республику, и создают на границе заторы. Грузовиков вообще, по замечанию полицейских, на данном пункте стало поменьше, а «танкеры» без документов просто исчезли.
— Обмен информацией у них хороший, — прокомментировал ситуацию Ербол Бибазаров. — Спугнули мы их своими действиями. На некоторое время здесь будет тихо.
Но полицейские не могут круглосуточно и круглогодично сидеть в таких «узких местах». А значит, когда акция пройдет и «разведка» водителей-бизнесменов подтвердит это, вывоз топлива за границу возобновится.
Сегодня некоторые призывают продавать горючее по старым ценам только гражданам Казахстана, а соседям —
подороже. Поможет ли это избежать дефицита топлива на наших АЗС? Вряд ли. Кто тогда помешает уже казахстанцам на своих «танкерах» возить его и перепродавать? Тем более, что этим они и так занимаются уже давно.
Одно ясно — проблему надо решать на государственном уровне и как можно быстрее. Вывоз топлива есть не что иное, как субсидирование чужих экономик. И сколько выдержит это субсидирование наша собственная экономика, проверять не хочется.
Юрий ЕФИМОВ,
фото автора
Комментарии закрыты.