The news is by your side.

Лесополосы исчезают на глазах. Как вернуть зелёные насаждения вдоль дорог

Как вернуть зелёные насаждения вдоль дорог

Если не обратить внимания на придорожные территории, включенные в состав земель государственного лесного фонда, то в скором времени можно окончательно лишиться деревьев, посаженных вдоль автомобильных дорог и железнодорожных магистралей еще в советское время.

Свою озабоченность по этому поводу высказали в депутатском запросе на имя первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Романа Скляра мажилисмены Аскарбек Уисимбаев, Кайнар Абасов, Мейрамбек Толепберген и Беккали Торгаев.

«Как известно, в целях масштабного озеленения страны Главой государства Касым-Жомартом Токаевым поставлена задача по посадке двух миллиардов деревьев в государственном лесном фонде.

В этом направлении Министерством экологии, геологии и природных ресурсов и акиматами областей ведется определенная работа. Так, утверждены пятилетние комплексные планы воспроизводства лесов и лесоразведения во всех регионах и подведомственных учреждениях Комитета лесного хозяйства и животного мира, в которых указаны конкретные мероприятия, сроки их выполнения. При этом объем финансирования этого большого проекта составит 22 миллиарда тенге из респуб­ликанского бюджета и 60 миллиардов тенге — из областного бюджета. В итоге планируется выйти к 2025 году к показателю в два миллиарда деревьев за пятилетний период», — говорится в депутатском запросе.

Далее мажилисмены отмечают, что изучение проектных материалов по увеличению лесистости территории страны показывает не совсем корректные данные. В них не отражены полностью все вопросы увеличения лесопокрытой площади в государственном лесном фонде.

«В первую очередь это относится к защитным лесам вдоль железных дорог и автомобильных дорог международного и республиканского значения, которые находятся в ведении АО «НК «Казахстан темир жолы» и АО «НК «КазАвтоЖол». Так, по данным государственного учета лесного фонда, площадь таких земель составляет 22,4 тысячи гектаров. Но несмотря на, казалось бы, небольшую долю в процентном отношении в гослесфонде, эти территории играют большую роль как не только выполняющие свои защитные функции, но и эстетическое значение и, что немаловажно, как повышающие имидж страны для сотен тысяч гостей, ежегодно посещающих Казахстан автомобильным и железнодорожным транспортом.

Как показывает анализ, защитные лесонасаждения высажены в советский период, то есть около 40-50 лет назад, вследствие чего почти потеряли свои защитные функции. Многие насаждения сегодня находятся в истощенном виде, повсеместно встречаются в большом количестве сухостойные и суховершинные деревья, при этом они имеют непрезентабельный вид, так как много лет не проводится реконструкция данных насаждений», — отмечается в обращении.

Как пишут авторы запроса, подразделения АО «НК «КТЖ» и АО «НК «КазАвтоЖол», не имея в наличии квалифицированных кадров в области лесного хозяйства, не проводят лесохозяйственные и лесокультурные работы и контролируют только выполнение противопожарных мероприятий и устройство минерализованных полос.

«Не менее важным вопросом является рациональное использование земель государственного лесного фонда и бережное отношение к лесным ресурсам, не входящим в гослесфонд. В настоящее время общая площадь земель гослесфонда составляет около 30 миллионов гектаров, при этом лесные угодья составляют всего 18,3 миллиона, а нелесные угодья, в том числе пашни, сенокосы, пастбища и прочие угодья, — 11,2 миллиона гектаров. Сложившая структура земель государственного лесного фонда образовалась в 60-70-е годы прошлого века, когда учреждения лесного хозяйства (лесхозы) были многопрофильными и зачастую занимались разведением сельскохозяйственных культур и животноводством. В данное время нелесные угодья, которые могли быть использованы в обороте земель для ведения сельского хозяйства, плохо используются, а поступления в бюджеты областей от платы за пользование сенокосами и пастбищами являются мизерными, и есть основания предполагать, что часть этих земель используется в негласном порядке», — считают депутаты Мажилиса.

По их мнению, решить проблему можно, если обязать подразделения АО «НК «КТЖ» и АО «НК «Казавтожол» принять участие в озеленении прилегающей к транспортным коммуникациям территории путем реконструкции и воспроизводства защитных лесонасаждений с выделением им соответствующих финансовых средств.

Также необходимо рассмотреть вопрос о возможности передачи неиспользуемых нелесных угодий земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения в целях повышения эффективности охраны имеющихся лесных угодий и целевого использования земель.

Помимо этого, нужно поручить уполномоченному органу провести мероприятия по выявлению на территории страны значимых участков, где произрастают естественные и искусственно созданные насаждения, расположенные на землях других категорий земель, с последующим их включением в состав государственного лесного фонда.

Подготовила
Лариса РУБЦОВА

Комментарии закрыты.