The news is by your side.

Летописец своей эпохи. К 110-летию писателя, драматурга, литературоведа и врача Зеина Шашкина

К 110-летию писателя, драматурга, литературоведа и врача Зеина Шашкина

Зеин Шашкин (1912-1966), наряду с основной профессией врачевателя, активно занимался творчеством, стремясь запечатлеть в своих произведениях эпохальные события и перемены в республике. Это и история установления Советской власти в Семиречье, и образ народного героя повстанческого движения Токаша Бокина, и героические страницы целинной эпопеи, и строительство казахстанской Магнитки, ее промышленных центров, а также жизнь и трудовые будни молодых созидателей страны в первой половине XX века.

Перипетии судьбы

Зеин Жунусбекович Шашкин родился 31 декабря 1912 года в Баянаульском районе Павлодарской области в бедной казахской семье. Получил среднее образование.

Творчество его начиналось с написания стихов и небольших критических статей, которые публиковались в печати с начала 30-х годов. Страсть к литературе была серьезной, и он решил получить гуманитарное образование, в 30-х годах поступив на учебу в Московский институт истории, философии и литературы. После окончания института несколько лет проработал секретарем Карагандинского горкома комсомола, занимался преподавательской работой в Семипалатинском пединституте, затем в КазПИ.

Увлекся изучением произведений Абая Кунанбаева и в 1934 году издал первый серьезный литературоведческий труд «Особенности поэзии Абая». Позже он неоднократно возвращался к творчеству поэта-просветителя, выступая с докладами и со статьями в печати. Так, 25 марта 1957 года в Алма-Ате был заслушан его доклад на тему «Художественные особенности эпопеи» на творческой конференции «Абай» — первая казахская эпопея», где выступили известные литературоведы и писатели З. Кабдолов, З. Ахметов, Т. Нуртазин, С. Бегалин и другие.

З. Шашкин изучал и теоретические основы литературы — в 1940 году совместно с известным литературоведом Есмагамбетом Исмаиловым опубликовал учебник «Вопросы теории литературы» для вузов. Не прошли мимо внимания писателя и проблемы искусства — 25 июня 1958 года в клубе Союза писателей Казахстана он выступил с докладом «Социалистический реализм и богатство формы в искусстве» на теоретической конференции, посвященной творческому методу советских писателей — социалистическому реализму.

В молодости он также не миновал участи многих творческих людей — в 1938 году был арестован в Семипалатинске, где работал заведующим кафедрой казахского языка и литературы, и провел в лагерях около десяти лет, что значительно подорвало его здоровье. Случай свел З. Шашкина в лагере Иркутска с русским профессором, который привил ему навыки в медицинской сфере, что помогло успешно справляться с фельдшерскими обязанностями в лагерных условиях. Используя связи, врач-сокамерник сумел определить Шашкина на заочное отделение Иркутского медицинского института, хотя по окончании вместо диплома он получил справку. Только после освобождения З. Шашкину удалось экстерном сдать экзамены и получить диплом врача. Успешно работал врачом-фтизиоларингологом в больницах и санаториях, но в итоге тяга к литературному творчеству взяла верх.

Современники называли его «казахским Чеховым» — он, как А. Чехов и В. Вересаев, совмещал медицинскую службу с литературным творчеством, оставив после себя романы, повести и литературоведческие исследования, в которых отразились основные периоды созидания нового строя, тем самым обогатив духовный фонд казахской литературы.

 

История и новь страны

В первой половине XX века казахскими писателями и драматургами создавались историко-революционные произведения, в которых отражались темы народного движения 1916 года и их лидеров, гражданской войны и революционных событий. Ярким представителем крупного прозаического жанра послевоенных лет является Зеин Шашкин.

Его роман «Токаш Бокин» на казахском языке вышел в свет в 1958 году, переведен на русский язык в 1960 году под названием «Семиречье в огне»/«Так начинается эпоха». В нем повествуется о людях, боровшихся и погибших за установление Советской власти в Семиречье, о дружбе и взаимопонимании представителей русского и казахского народов в периоды острой классовой борьбы. Главным героем является славный сын казахского народа Токаш Бокин. Пастушок у бая, по его прихоти поступивший учиться в гимназию, в 1916 году Токаш становится одним из руководителей народного восстания.

Повесть «Наступило утро»/«Танатты» (1956) описывает сложные социальные процессы в казахском обществе накануне Великой Октябрьской социалистической революции, острую классовую борьбу, активных выходцев из народа и рост их самосознания, борьбу за установление Советской власти в Семиречье. Название романа символично, как и эпиграф из строк А. Пушкина: «Горит восток зарею новой…».

Идеологическую борьбу между сторонниками панисламизма (о противостоянии Абая этому течению написано в романе М. Ауэзова «Путь Абая») и большевиками можно проследить по цитате Жунуса, одного из персонажей повести: «Не кажется ли, уважаемый имам, что мысль большевиков о равенстве и братстве похожа на молодое яблоневое дерево? Оно пышно растет, привлекая внимание прохожих! У нас же в руках страх. Мы пугаем народ адом, богом и держим силой…». Через два года скитаний и идеологических блужданий вернулся к родному порогу, где его встретил сын, борец за новую жизнь. Непримиримая вражда между ними отступила, и для Жунуса наступило семиреченское утро…, утро новой жизни. Произведение это было написано в Боровом в 1950-1955 годах, в период работы З. Шашкина врачом в санатории.

Роман З. Шашкина «Темиртау» опуб­ликован на русском языке московским издательством «Молодая гвардия» в 1964 году. Он посвящен истории появления нового города в степи — гиганта черной металлургии. Жизнь и труд молодых рабочих и строителей, поднимавших промышленный город, стали основой для сюжета произведения, пополнившего серию индустриальных романов наряду с «Карагандой» Габидена Мустафина. Чтобы правдиво описать труд и проблемы металлургов, З. Шашкину пришлось в течение двух лет жить в Темиртау. Новое поколение молодых рабочих закаляется в творческом труде, их быт, личная жизнь, место казахской женщины в современном обществе, в труде и семье становятся объектом изучения и излагаются писателем жизненно правдиво.

«Доктор Дарханов» (1962) — это первый роман в казахской литературе, посвященный жизни и профессиональной деятельности врачей. В нем представлены такие проблемы, как профессиональная этика медицинских работников всех рангов, взаимоотношения между коллегами. Все события разворачиваются вокруг главного героя Нияза Дарханова, влюбленного в свою профессию, главной целью которой является спасение жизней людей. Благородные цели требуют и благородных отношений, и ему приходится преодолевать различные жизненные ситуации и бороться с негативными явлениями в окружающей действительности. Есть предположение, что в романе присутствуют автобиографические сведения и эпизоды.

Трудовой героический подвиг целинников разных национальностей, поднявших в степи села, колхозы и города, строивших жилища и предприятия, писатель показал в своем последнем романе «Доверие» (1966).

Написал он немало повестей («Путеводная звезда», «Ошибка врача» и другие) и рассказов, повествующих о жизни современников, которым присущи такие качества, как патриотизм и интернационализм, любовь к родному краю и природе. Изданы сборники рассказов «Полярная звезда» (1959), «Дыхание жизни» (1964), «Акбота» (1966).

 

На сцене и в кино

Лучшие произведения казахстанских писателей и поэтов, отражавшие историю страны и деяния ее славных сынов и дочерей, ставились на сценах главного драматического театра республики и областных театров. Герои пьес Зеина Шашкина заговорили на сценах многих театров на казахском и русском языках.

Пьеса «Степное зарево» драматурга Зеина Шашкина была поставлена на сцене Казахского академического театра драмы 7 ноября 1957 года в честь 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Она ярко представляла образ Токаша Бокина, одного из руководителей движения в борьбе за Советскую власть в Верном. Постановку талантливо осуществил народный артист Казахской ССР Моисей Гольдблат, главный режиссер театра, который стал и соавтором сценария. Спектакль пользовался успехом у зрителей, позже был поставлен на сценах нескольких областных драмтеатров.

Пьеса «Сердце поэта» была поставлена на сцене Казахского драмтеатра в 1965 году режиссером В. Пусурмановым. Спектакль «Так начинается эпоха»/«Эпоха так начиналась» — о жизни современников. Эти пьесы в разные годы были поставлены на сценах республиканских и областных драмтеатров.

По мотивам романа «Токаш Бокин» в 1966 году был снят художественный фильм «Тревожное утро» («Беспокойное утро»). Автором сценария выступил сам автор, литературным консультантом стал поэт Олжас Сулейменов, работавший в тот период главным редактором киностудии «Казахфильм». Режиссер-постановщик — Абдулла Карсакбаев, композитор — Нургиса Тлендиев. Роли исполняли известные актеры театра и кино Идрис Ногайбаев, Асанали Ашимов, Ануар Молдабеков, Курманбек Джандарбеков, Нуржуман Ихтымбаев, Ахмет Шамиев и другие.

 

Итоги творчества

Плодотворным было десятилетие писательского творчества З. Шашкина: несколько романов, повести, пьесы, сборники рассказов, он опубликовал немало научных исследований по медицине с использованием новейших методов лечения. Работал Зеин Шашкин и в Союзе писателей Казахстана, уделял большое внимание молодым талантам, начинающим творческий путь.

Литературную деятельность Зеина Шашкина поддерживал Мухтар Ауэзов, и именно он с Сабитом Мукановым посоветовал ему переехать в Алма-Ату, что писатель и сделал в 1955 году. Переезд способствовал его активному труду на ниве литературы.

Зеин Шашкин принял активное участие в мероприятиях в рамках Второй декады казахской литературы и искусства, проходившей в Москве 12-21 декабря 1958 года. Тогда большая группа писателей и поэтов была награждена правительственными наградами, он получил орден «Знак Почета». Произведения З. Шашкина переведены на многие языки народов СССР.

Фатима ОРАЗБЕКОВА,
филолог, член Союза журналистов Казахстана,
Арман ШАУХАНОВ,
кандидат педагогических наук, доцент Университета Дулати

 

Комментарии закрыты.