The news is by your side.

Лимитное благо

Ажиотаж вокруг автомобильного топлива сохраняется

В последнюю неделю августа в Казахстане изменились предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов. Бензин марки Аи-92/93 стоит теперь 128 тенге. Кроме того, отмечается дефицит этого вида топлива. С чем связана сложившаяся ситуация и каковы прогнозы? 

Приказом Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 21 августа 2014 года установлены следующие предельные цены на нефтепродукты: бензин Аи-80 — 89 тенге за литр, Аи-92/93 — 128 тенге, дизельное топливо — 115 тенге.

Изменения коснулись стоимости самой ходовой марки бензина — Аи-92/93, цена на которую до последнего времени держалась на уровне 115 тенге. При этом не везде топливо есть в свободной продаже.

— Аи-92 был не во всех точках, — рассказывает о своих попытках заправить автомобиль Татьяна Петренко. — На выезде из Тараза в сторону Шымкента, на АЗС «КазМунайГаз» выдавали его по талонам и с лимитом 20 литров одному водителю, на такой же заправке в районе медколледжа этот бензин заливали только по талонам. На «Sinoil» установили лимит 30 литров, «Газпром нефть» — 20 литров. На АЗС «Эврика» и «Арлан» ограничений не было.

При этом водители отмечают, что на некоторых заправках качество популярной марки оставляет желать лучшего. Оно и в добрые-то времена порой вызывало сомнения, а при нынешнем дефиците тем более.

Проблему прокомментировали в управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства акимата Жамбылской области. По представленной информации, Министерством энергетики ежемесячно выделяются для всех областей определенные объемы ГСМ, которые распределяются управлением энергетики и ЖКХ по заявкам операторов, занимающихся продажей. В нашей области через управление берут удешевленные ГСМ 28 операторов, аккредитованных в Минэнерго. Они в свою очередь распределяют полученные объемы на 275 автозаправочных станций. При этом южные области получают горюче-смазочные материалы, производимые на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе.

— На август 2014 года выделено через ТОО «Petrosun» Аи-80 2000 тонн, Аи-92 — 3000 тонн, дизельного топлива — 1000 тонн, что составляет 15 процентов от заявки наших операторов, — пояснил руководитель отдела управления Бейсенбек Жампозов. — При этом стоимость ГСМ по области не превышает утвержденных Правительством предельных цен. На начало сентября запас Аи-80 составил 2300 тонн, Аи-92 — 1900 тонн, дизельного топлива — 2100 тонн, что обеспечит работу АЗС на семь — восемь дней. Затем реализуют объемы, выделенные на сентябрь. Недостающее количество ГСМ операторы добывают сами через различные коммерческие структуры. Тем не менее с 21 августа на некоторых АЗС наблюдается дефицит бензина марки Аи-92.

Ограничения в выдаче бензина на одной из АЗС объяснили тем, что в августе удешевленные ГСМ поступили в меньшем объеме. Лимит (20 литров) сохраняют для того, чтобы придержать запасы до следующих поставок. Через коммерческие структуры покупать бензин не стали, видимо, в связи с нежеланием брать его по повышенной цене. Ограничения коснулись и тех автозаправок, которые получают топливо напрямую от Минэнерго.

На сентябрь, правда, выделены более значительные объемы: через ТОО «Petrosun» Аи-80 — 2200 тонн, Аи-92 — 3500 тонн, дизельное топливо — 1000 тонн, и через компанию «СНПС — АйДанМунай» — Аи-80 — 540 тонн, Аи-92 — 1000 тонн, дизельное топливо — 2000 тонн. На сегодняшний день топливо еще не получено, так как соответствующие договоры только составляются. В управлении обещают, что поставка начнется в течение недели.

О причинах дефицита бензина марки Аи-92 в Казахстане рассказал министр энергетики Владимир Школьник. «Реальный дефицит есть. Он связан с тем, что идет реконструкция наших (нефтеперерабатывающих. — Прим. автора) заводов с целью увеличения выхода легких фракций. По бензину Аи-92 дефицит между потреблением и тем, что мы производим, составляет порядка 150 — 140 тысяч тонн. Мы все время завозили этот бензин из Российской Федерации, но вы знаете, после зимы, когда Правительство держало и не поднимало цены на бензин, в это время в России цены поднялись. Сейчас ситуация такова, что 92-й бензин в Российской Федерации стоит порядка 160 — 170 тенге. У нас эта цена до последнего была 115. Сейчас — 128 тенге. Естественно, тем, кто завозит бензин, невыгодно продавать по той цене, которую мы регулируем», — сказал он в интервью корреспондентам республиканских изданий.

Министр заверил: «Правительство, Министерство энергетики, прежде всего «КазМунайГаз», принимают все возможные меры, чтобы завезти бензин из Российской Федерации. Причем ценовая разница оплачивается за счет государства, то есть за счет доходов «КазМунайГаза».

«Проблема еще в том, — продолжил Владимир Школьник, — что Российская Федерация производит очень мало 92-го бензина стандарта Евро-2, который мы завозим. Они больше производят К4, К5, Евро-4, Евро-5, но он дороже. Если его завезем, то возникает проблема: он более высокого качества, и нет гарантии, что не будет перемешиваться. Страна (Казахстан. — Прим. автора) технически не готова к тому, чтобы на заправках были лаборатории для проверки качества бензина».

Министр подчеркнул, что необходим общественный контроль с целью предотвращения создания искусственного дефицита ГСМ продавцами.

Елена ЛЯЛИНА,
Виктор БАРБАШ (фото)

 

Можем производить больше, но… не можем

Дефицит бензина, очереди на заправках — все это мы уже проходили, но на сей раз острая нехватка горючего подкрепляется прогнозом повышения цены на него. Мы решили узнать, как нынешняя ситуация отражается на работе местного нефтеперерабатывающего завода, и адресовали свой вопрос руководству Таразского филиала ТОО «Амангельдинский ГПЗ».

— Последние события с дефицитом нефти на внутреннем рынке создали сложности и экономические затруднения и для нас. Обеспечение нефтеперерабатывающих заводов углеводородным сырьем, а также отпускная цена на него координируются Министерством энергетики. Наше предприятие, в отличие от крупных шымкентского, атырауского и павлодарского НПЗ, в список отечественных нефтеперерабатывающих заводов не входит, поэтому сырьем обеспечено всего на 65 — 70 процентов, хотя имеющиеся мощности позволяют перерабатывать до 300 тысяч тонн нефти в год, — прокомментировал ситуацию начальник производственно-технического отдела Таразского филиала ТОО «Амангельдинский ГПЗ» Сабит Ибраимов. — В данное время на месторождении Амангельды на установке по переработке попутного газа производят сжиженный газ, на модуле по переработке углеводородов — средний и легкий дистиллят, в селе Аса Жамбылского района работает установка по переработке нефти. Помимо этого, выпускаем бензин марки Аи-80, дизельное топливо всех марок, авиакеросин, мазут, печное топливо — всего до 16 видов продукции. Сейчас на заводе ведутся плановые профилактические работы по подготовке к осенне-зимнему сезону и подготовительные — по модернизации технологического оборудования для выпуска бензина марки Аи-92 стандарта Евро-4, так как бензин марки Аи-80 на внутреннем рынке спросом практически не пользуется, а экспорт за рамки Таможенного союза запрещен.

— Уже начато согласование проектных работ по модернизации установки УПН-100, но сама по себе модернизация без увеличения объемов поставляемого сырья в принципе невозможна. Поэтому надеемся, что Министерство энергетики правильно решит проблемы нефтеперерабатывающих заводов в части распределения нефти на внутреннем рынке, и это благотворно повлияет на сдерживание цен на энергоносители, — заключил специалист.

Записала Наталья ПЕРФИЛЬЕВА

Комментарии закрыты.