- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Лимиты избавят от дефицита? В республике с 20 августа ограничивается объём единоразовой покупки дизельного топлива
В республике с 20 августа ограничивается объём единоразовой покупки дизельного топлива
Сезонное отсутствие дизельного топлива на заправках возникает настолько регулярно и ежегодно, что уже переросло давно в общенациональную проблему, а нынешним летом и вовсе приняло неожиданные обороты.
На днях довелось мне с семьей возвращаться на собственном автомобиле с Иссык-Куля и, соответственно, проехать почти через весь Кыргызстан с востока на запад. На тамошних АЗС солярка имелась почти повсюду, но цены кусались — от 71 до 73 сомов за литр (около 430 тенге). В конце июля, по дороге на озеро, мы отметили очереди большегрузных машин за дизтопливом на АЗС Жамбылской области. Причем половина из них были с номерами соседней республики. Понятно, что при почти двойной разнице цен есть смысл ездить в соседнее государство, особенно, если ваш грузовик имеет баки в тонну-полторы.
На обратном пути, у таможенного поста в селе Чалдавар, встретилась нам длинная колонна тех же большегрузов, стремящихся попасть в Казахстан. Большинство машин шли налегке, сами водители признавались, что едут за топливом. Бензин у соседей, конечно, тоже в два раза дороже нашего, так что на этом можно делать небольшой бизнес. На казахстанской стороне оказалась колонна, двигающаяся в противоположном направлении, уже с полными баками. Правда, когда я попробовал узнать у водителей, где они так удачно заправились, те отвечали неопределенно или вообще сворачивали разговор. Причина стала понятна, когда мы оказались в Казахстане.
Ни на одной из многочисленных АЗС, расположенных на трассе от Мерке до Тараза, дизельного топлива в продаже не оказалось. Только на «Гелиосе» солярка была, но ее продавали лишь счастливчикам, имеющим соответствующие талоны. На одной заправке, правда, милостиво пообещали начать «свободную продажу» дизтоплива с 24.00. Ждать три часа желания не было, поэтому, залив в бак 20 литров — канистру НЗ, сумели добраться до дома буквально на последних каплях топлива.
Но и в Таразе владельцев дизельных авто повсюду встречает одна и та же вывеска — пустое место в графе «стоимость ДТ». Обойдя и объехав два десятка заправок, поговорив с операторами, повсюду получал один и тот же ответ: топлива нет, больше ничего сказать не можем. И многие почему-то добавляли: «Только не пишите, что у нас есть дизтопливо!». Так все-таки есть? Давний знакомый владелец АЗС, как он сам выразился, «от сердца отрываю», выдал 60 литров солярки: 40 — в бак и 20 — в канистру.
Все попытки получить комментарий от владельцев топливных компаний АЗС закончились ничем. Как только речь заходила о дизтопливе, следовало короткое «не комментируем» даже при обещании не открывать источник информации.
Каков же выход из положения? И есть ли он вообще? Таких выходов предложено два, как оказалось. Первый — «сверху». Итак, с 20 августа в Казахстане вводится ограничение на разовую покупку дизтоплива для владельцев авто. Что до утвержденных норм, то для владельцев легковушек это 100 литров в день, для владельцев грузовиков — 300 литров. За каждый литр сверх лимита придется заплатить почти вдвое больше.
В Минэнергетики Казахстана, чтобы решить вопрос с дефицитом дизельного топлива, предложили ввести дифференцированные цены на него для транзитного транспорта и по периметру границы. В частности, казахстанским водителям легковых машин предлагают продавать солярку по 100 литров в сутки по 230-260 тенге, для водителей грузового транспорта при той же цене объем лимита составит 300 литров. Возможность приобрести солярки побольше имеется, но при этом за каждый литр сверх лимита придется заплатить уже 450 тенге. И вообще, такую же сумму за литр дизельного топлива предлагается установить для всех водителей-иностранцев. То есть ездить в Казахстан за топливом тем же кыргызстанцам просто станет невыгодно. Ну а тем, кто гонит фуры через границу, раскошеливаться все же придется. Значит, и в бюджет наш денег попадет больше. Правда, это очень слабое утешение для владельцев казахстанских авто. А с другой стороны это значит, что дизтопливо все же есть. Вопрос только в цене?
Есть и другой вариант решения, «снизу». Многие водители, замученные ежегодным рукотворным дефицитом солярки, создают заранее ее запасы (тонну-две) в течение года. Казалось бы, вот способ избежать худших последствий хоть на месяц-два! А теперь представьте себе, что в регионе и республике появятся десятки и сотни тысяч таких микро-АЗС — в гаражах, сараях и на дачах. Солярка, она, конечно, загорается похуже бензина, но ее пары, особенно летом, весьма взрывоопасны. Так что на месте одной проблемы возникнет другая, гораздо более опасная. Но, видимо, именно так, созданием запасов на летний сезон и будут казахстанцы решать проблему, с которой уже три десятка лет не могут справиться «наверху».
Юрий ЕФИМОВ, фото автора
Комментарии закрыты.