The news is by your side.

 Любовь и Целина

Труд закалял настоящие чувства

В 1961 году Акмолинск был переименован в Целиноград и стал центром всесоюзного освоения североказахстанских и южносибирских целинных и залежных земель. Целина давала стране не только рекордный урожай и лучших тружеников, там завязывалась настоящая дружба, создавались крепкие семьи. 

Целина явилась школой закалки для советской молодежи. Осенью 1955 года в закрома Родины впервые потекло драгоценное зерно, выращенное на целине. В следующем году по всей стране развернулось массовое движение, направленное на оказание действенной помощи колхозам и совхозам в уборке урожая. ЦК ВЛКСМ обратился к юношеству с призывом помочь целинникам вовремя и без потерь убрать урожай. После этого в комитетах комсомола стало оживленно. Вырос поток заявлений от юношей и девушек, желающих поехать на уборку.

Студенты отправлялись на целину целыми группами и курсами. В полном составе поехали на новые земли в 1961 году второкурсники филологического факультета Казахского государственного университета имени С. Кирова. Они помогали убирать урожай в колхозе «Образцовый» под Целиноградом. Сюда же по направлению приехали студенты Воронежского строительного института.

Молодежь не только помогала убирать урожай, но и строила жилые дома, клубы, зернохранилища, электростанции. Кроме работы, находилось время и для настоящей любви, многие обзаводились семьями.

Мой дед Маркс Билялов и бабушка Биби Жетписбаева тоже познакомились на целине. Он возил зерно, она, студентка КазГУ, приехала на уборку урожая.

— Тогда целина была для нас главной целью. Она имела большое политическое, экономическое, культурное и даже национальное значение. Мы понимали, что она поднимала престиж Казахстана и всего Союза, и это придавало нам силы. В нашей группе были всего четыре девушки. Приехавшие с нами в колхоз «Образцовый» сокурсники Альмухан Исаков, Кыстаубай Байтуов, Грифолла Кошенов, Женис Кашкынов и другие мальчишки строго-настрого запретили нам встречаться с местными парнями. Боялись, что в этом колхозе останемся, — улыбается Б. Жетписбаева.

К концу уборки молодежь уже не делилась на своих и чужих. Труд сплотил всех. А Маркс, наконец, признался в своих чувствах.

— За лето, что мы провели на целине, он научил всех моих подруг водить грузовик, подружился с нашими мальчишками. Тогда не было ничего лишнего, он просто сказал, что любит. К концу лета мы уехали на учебу, а в сентябре от него пришло первое письмо, — вспоминает Биби-апа.

В письме Маркс писал, что перевез семью из Астраханской области в Целиноград, и о том, что скоро приедет. Уже через три недели в студенческом общежитии на улице Виноградова Маркса встречали его друзья-целинники. Затем были месяцы переписок, а однажды Биби получила письмо от будущего свекра Биляла.

— Он писал, что хочет видеть меня невесткой в своем доме. Они были из рода аргын Среднего жуза, а мы — сыйкымы — потомки Дулата из Старшего жуза. Билял-ата так и написал мне: «Дочь Дулата, ты нравишься моему сыну, а значит, и нам», — рассказывает Биби-апа.

В июне 1962 года Маркс увез Биби в Целиноград. Там в 1963 году у них родилась дочь Клара, моя мама. Получив диплом, Биби стала работать учителем казахского и немецкого языков в единственной тогда в Целинограде казахской школе № 4 и параллельно преподавала в вечерней школе. Вскоре умер отец Маркса, а в 1966 году не стало и матери. Тогда Маркс и Биби приняли решение перебираться на юг и переехали в село Новотроицкое Шуского района. Мой дядя Аскар родился уже здесь. Жили они очень дружно, в доме всегда было много гостей. К сожалению, дедушки не стало в 1986 году. Он умер от продолжительной болезни.

— Я осталась вдовой в 45 лет. После этого посвятила себя детям и работе. В Астане в последний раз была в 2012 году. Жаль, что Маркс не успел увидеть, как изменился город нашей молодости, — говорит Биби-апа.

Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото из семейного архива

 

Комментарии закрыты.