The news is by your side.

Маэстро и его детище

Хореографический бренд Казахстана — родом из Тараза

Знаменитому жамбылскому ансамблю «Айша-биби» в нынешнем году исполняется 30 лет. За прошедшее время широкое признание получили исполнительское мастерство ансамбля и талант его бессменного руководителя Байдаулета Сазабекова, хореографа, заслуженного деятеля культуры Республики Казахстан. Он рассказал, как все начиналось, и чем занимается сейчас. 

Он родился и вырос в живописном селе Глинково (ныне Акбастау) Байдибекского района Южно-Казахстанской области. Уже в начальных классах хорошо пел и танцевал. Говорит, в этом большая заслуга его тети Закиры и учителей Ермека и Думшебая, прививших ему любовь к искусству с ранних лет.

— Когда я был маленький, к нам в село приезжали с гастролями артисты. Тогда было очень мало танцоров, один-два человека на весь ансамбль. Глядя на них, я представлял себя на сцене и мечтал стать знаменитым, — вспоминает Б. Сазабеков.

Окончив школу, хотел поступить в хореографическое училище, но незнание русского языка закрывало перед ним все двери. Тут призыв в армию.

Мог ли он представить, что в далекой Монголии, где проходил службу, не только выучит язык межнационального общения, но и вырастет в творческом плане?

— В армии меня зачислили в знаменитый ансамбль песни и пляски ордена Ленина Забайкальского (Сибирского) военного округа. Там-то и началась моя творческая карьера, — говорит
Б. Сазабеков.

После службы в армии он поступил в Алма-Атинскую театральную студию (ныне эстрадно-цирковой колледж имени Ж. Елебекова), где ему посчастливилось познакомиться с великой дочерью казахского народа Шарой Жиенкуловой и получить ее благословение.

Отучившись в альма-матер, Б. Сазабеков получил приглашение в торгайский областной ансамбль «Шертер», где работал в 1975 — 1978 годах. Большую поддержку молодому специалисту оказал тогдашний секретарь областного комитета Компартии Казахстана Узбекали Джанибеков. После поездки в Индию появился знаменитый танец «Золотой орел», прославивший Б. Сазабекова на весь Советский Союз.

В Джамбул известный танцор приехал в 1978 году балетмейстером известного
ансамбля «Алатау». Через 10 лет руководитель Дворца культуры ДПО «Химпром» (ныне ЦКЗ «Баласагун») Александр Церуш предложил
Б. Сазабекову создать танцевальный ансамбль.

— С ним мы познакомились в 1985 году на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Москве. Так, в ДК «Химпром» и появился ансамбль «Айша-биби», ставший украшением многих мероприятий высокого уровня, — вспоминает Байдаулет-ага.

В 2000 году ансамбль стал обладателем Гран-при фестиваля «Шабыт». После этого руководство отдела культуры города Астаны предложило Байдаулету Сазабекову работу в столице. Приглашали артистов и в государственные ансамбли «Салтанат» и «Гульдер», которые тогда же перебрались в столицу. В связи с тем что жилье танцорам не предоставлялось, жамбылцы не торопились с переездом. Лишь через пять лет вместе с Байдаулетом Сазабековым покорять столицу поехали шесть его воспитанниц.

Первые два года прошли во Дворце молодежи. Потом поступило предложение от акционерного общества «Қазақ әуендері». Переход туда обеспечил ансамбль постоянным залом для репетиций, который находился в здании Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой.

Сейчас практически все артисты знаменитого танцевального коллектива живут и работают в столице. А Байдаулет-ага хоть и на заслуженном отдыхе, все еще трудится. По просьбе руководства Дома культуры села Кабанбай батыр, что под Астаной, является хореографом коллектива «Інжу-маржан». Репертуар и костюмы для них выбирает лично.

— Ансамбль состоит из выпускниц местной школы. Некоторые из них планируют получить хореографическое образование и влиться в костяк теперь уже столичной «Айша-биби», — говорит маэстро.

К слову, сейчас на сцене уже четвертый состав ансамбля. Девушки из предыдущих составов повзрослели, завели семьи, ушли в другие профессии. Гордится он и своими воспитанницами. Например, Перизат Омарбекова работает в государственном ансамбле танца «Салтанат», еще шесть девушек танцуют в составе государственного театра танца «Наз».

Кстати, до сих пор, когда артистки ансамбля «Айша-биби» появляются на концертных площадках, все узнают их по богатым эксклюзивным нарядам. Моделировал и шил костюмы сам Байдаулет Сазабеков.

— В нашем гардеробе более 300 различных костюмов. Одних только узбекских костюмов несколько видов: хорезмский, бухарский, андижанский, ферганский. Все узбекские народные танцы помогала ставить народная артистка СССР Кундуз Миркаримова. Что уж говорить о казахских костюмах, в которые я вкладывал всю свою душу и фантазию? Их у нас 10 видов. Каждую бусинку и пайетку я пришивал лично, — отмечает
Б. Сазабеков.

Материалы и украшения привозил из Индии, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Испании. О качестве костюмов можно судить хотя бы по тому, что их напрокат берут артисты театра оперы и балета «Астана Опера».

— Каждое платье я шил так, чтобы девочкам было легко переодеваться между выступлениями. А еще я первым стал украшать головные уборы натуральным пухом. Сегодня его можно купить в любом магазине, а раньше было не достать. Помню, в селе Мырзатай Байзакского района была индюшиная ферма, где я брал пух, красил в нужный цвет и декорировал им костюмы, — вспоминает Б. Сазабеков.

Костюмы ансамбля просили продать им карагандинские, кокшетауские, алматинские театры и ансамбли, но у хореографа другая идея.

— Я хочу, чтобы эти наряды обрели новую жизнь здесь. Все-таки ансамбль и его репертуар родились в Таразе. И было бы здорово вернуть «Айша-биби» на историческую родину. Я готов лично заняться этим вопросом и за символическую сумму передать костюмы, лишь бы это было нужно жамбылцам и все было законно. Под законностью я подразумеваю, чтобы эти костюмы не пропали в личных гардеробах, а сослужили добрую службу сфере культуры, чтобы в них артисты шли на сцену, — говорит хореограф.

Маэстро также уверен, что красивая легенда о любви правителя Карахана и красавицы Айши может привлечь туристов в регион. Перед непосредственным посещением мавзолеев гостям можно показывать театрализованную постановку.

Айжан АУЕЛБЕКОВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.