The news is by your side.

Масса бед, но суициды — не ответ. Взгляд психологов на проблему самоубийства

Взгляд психологов на проблему самоубийства

Около 200 лет назад немецкий писатель Иоган Вольфганг Гёте написал произведение под названием «Страдания юного Вертера». Герой романа, влюбленный юноша, отчаявшись обрести счастье с боготворимой им девушкой Лоттой, пускает себе в голову пулю. После публикации книги многие молодые люди в Европе, впечатленные произведением, последовали примеру героя, совершив самоубийство описанным в книге способом. Подражая Вертеру, молодые люди стрелялись перед портретами возлюбленных. Всплеск самоубийств был столь велик, что в некоторых странах роман был запрещен.

«Синдром Вертера», или опасная мода

Феномен имитации самоубийства после широкого освещения этого в средствах массовой информации сейчас носит название «синдром Вертера».

Эффект подражания и индуцирующее влияние резонансных самоубийств, отраженных в массмедиа, хорошо известен и в настоящее время. Социологи всего мира изучили влияние феномена Вертера после публикаций на первых страницах газет рассказов о самоубийствах. В проведенных исследованиях было показано, что сразу после публикаций количество самоубийств резко возрастало в тех географических районах, где данный случай получил максимальную огласку, и в той группе лиц, чей возраст и пол соответствовал таковому у совершившего самоубийство. Причем, чем шире освещалось самоубийство в прессе, тем больше было число последователей. Аналогичная картина была зафиксирована после просмотра телевизионных фильмов с суицидальным сюжетом. Немецкие ученые Шмидтке и Хэфнер изучили «синдром Вертера» после демонстрации по телевидению фильма «Смерть студента», в котором герой фильма совершает суицид, бросаясь под поезд. Суицидальная активность возросла и оставалась достаточно высокой около 70 дней после демонстрации первой серии фильма.

Специалисты, проводя один из мониторингов суицидальной активности в Астане, отметили такую тенденцию после транслирования последней серии телесериала «Школа», где главная героиня завершает свою жизнь суицидом, бросая вызов учителям и одноклассникам.

То есть во многом СМИ формируют определенную реальность, под которую начинают подстраиваться люди. Особенно сильно это влияет на детей. Как известно, ребенок формирует свои мнение и взгляды на основании того, что он видит. Пока склонные к суициду видят, что они — меньшинство, они сомневаются в правильности собственных мыслей, которые их ведут к последней черте. При этом они подавляют свое желание уйти из жизни, сопротивляются ему. Но когда во всех журналах и газетах смакуются подробности самоубийств, когда человек видит огромное количество людей, которые думали так же, как он, тогда он находит подтверждение своим искаженным мыслям и принимает их. В этом случае он уверяется в своей псевдоправоте. И тогда у него уходит страх. А это может спровоцировать групповые суициды у подростков.

Итак, одна из причин, почему молодые люди прибегают к столь радикальному шагу, это тиражирование, эстетизация, смакование подробностей случаев само­убийств в СМИ, Интернете, распространение таких опасных компьютерных игр, как «Синий кит», «Беги или умри». Однако это не значит, что эту актуальную тему стоит замалчивать в целом.

 

Нужна комплексная программа

Координатор и психолог проекта «Я сам!» областного общественного объединения «Молодежное общество инвалидов» при поддержке Программы развития ООН Галина Авраменко, изучая проб­лемы суицидов у подростков, выделяет их психофизиологические состояния. Это эмоциональная нестабильность, быстрое взросление, первая влюбленность, гормональная нестабильность, непринятие внешних изменений, могут быть ситуационные риски, также кризисы в общении с родителями, учителями, изоляция от сверстников, буллинг.

— Ситуация по суицидам в Жамбылской области очень сложная и требует эффективных решений, так как наш регион — в тройке лидеров по суицидам среди молодежи. Если расстается с жизнью взрослый человек – это очень печально, но если погибает ребенок или подросток – это тяжелейшее горе для семьи и глубочайшая боль общества. Серьезными факторами риска у подростков являются психологические расстройства, депрессии, тревожные расстройства. К сожалению, не всегда родители и педагоги могут вовремя понять и оценить серьезность внутренних тяжелых переживаний и негативного состояния подростка. Поэтому мы уже видим после трагедии убитых горем родителей, которые не подозревали о том, что может случиться с их ребенком. Суицид — это комплексный феномен, соответственно, и его профилактика должна это учитывать. Так как подростки и молодые люди не обращаются за профессиональной помощью из-за стигматизации психических заболеваний, то по тем же причинам боятся открыть свою душевную боль родителям, сверстникам, — говорит Галина Авраменко.

Она считает, что на региональном уровне необходима специальная программа по профилактике суицидов, включающая информирование школьников и подростков о формах и методах укрепления психического здоровья, что поможет ограничить появление новых суицидальных случаев. Важно подготовить специалистов из школьных психологов и медсестер, представителей социума, а также медицинских работников и специалистов по психическому здоровью, которые бы выявляли подростков, находящихся в группе риска, и направляли их для получения психологической помощи, необходимого лечения. А главное, чтобы помощь подростку в кризисе была доступной, безопасной, комплексной и квалифицированной.

 

Необходимы грамотные специалисты

Сказать суицидам «стоп» — непростая задача. Это тончайшее искусство, когда человека с расстроенной психикой направляют поправить свои обрушенные идеалы, иерархии, представления о мире, ценностные ориентиры, которые позволят ему жить дальше, не предпринимая попыток убить себя.

— Когда мы говорим о профилактике суицидов, необходимо различать случаи завершенных самоубийств и попыток суицидов. Поэтому на проблему нужно смотреть шире. Все, что происходит внутри нас, в том числе с нашей психикой, всегда связано с тем, что происходит снаружи. Чаще всего суицид совершается тогда, когда человек не видит других способов выхода из страдания, он не наблюдает альтернатив. Если говорить о суицидах среди детей и подростков и о самоубийствах взрослых, это как две разные вселенные. Потому что у подростков зачастую нет таких альтернатив и положительных мотивов, как есть у взрослого человека, чтобы остановиться перед роковым шагом. Способов адаптации к миру у взрослых намного больше, чем у детей. Также всем близким человека, который пытался покончить жизнь самоубийством или совершил суицид, необходимо понять: грань между совершением этого поступка в состоянии аффекта и депрессией очень тонка, но она очень четкая. Здесь важно не прозевать, как меняется эмоциональная окраска состояния человека. Люди дают много информации о том, что собираются совершить суицид. К сожалению, мы не всегда воспринимаем эти сигналы правильно, — комментирует таразский частный психолог Татьяна Куроедова.

Зачастую на прием к ней приходят люди и рассказывают, что близкий человек, к примеру, уже год не выходит из своей комнаты, на улицу, не желает ничего делать, мыться, чистить зубы, плохо ест, пребывает в унылом настроении. Затянувшаяся депрессия, по словам Т. Куроедовой, часто требует уже медикаментозного вмешательства, возможно, госпитализации, и один психолог тут не поможет.

— Мы живем в сложное время, когда в коллективном поле много эмоционального напряжения. К сожалению, пандемия не прошла бесследно, особенно для подростков, школьников. Подростковый возраст – время, когда нужно дружить, встречаться, активно двигаться, веселиться, развиваться — творчески, физически, духовно. Но обучение онлайн не могло всего этого обеспечить. Прошлый год – это вообще год депрессий. Каждый второй пациент ко мне обращался с депрессивными симптомами, я активно работала в контакте с неврологами и психиатрами. Причины, по которым человек входит в состояние отчаяния, тоски, совершенно разные. Когда проводят трехмесячные, недельные курсы по подготовке специалистов-психологов, работающих в рамках темы профилактики суицидов, то эти меры малоэффективны. Психологу необходимо иметь четкое, научно обоснованное представление о том, как устроена психика в каждом возрастном периоде, с какими проблемами сталкивается человек, какова их специфика. К сожалению, таких опытных специалистов довольно мало, надо предоставить отечественным психологам больше возможностей для профессионального роста, — считает Т. Куроедова.

 

Не прозевать тревожные симптомы

— Суицидальное поведение подростка – это крик о помощи! Дети на самом деле не хотят умирать. Причин, по которым совершаются суициды, много, но есть исследования, благодаря которым близкие могут заметить признаки эмоционального неблагополучия подростка: биологические, социальные и психологические. Биологические причины – это наличие депрессивного или тревож­ного расстройства. Очень часто провоцируются употреблением различных психоактивных веществ – алкоголя или наркотических, токсикологических веществ. Это первая причина. Вторая причина – это психологические особенности, то есть у каждого человека есть свой характер, и для каждого характера есть некие уязвимые места. Если какой-то фактор воздействует на это уязвимое место, то для человека это становится значимым, то есть приобретает для него чрезмерное значение. Третий фактор – социальный. Это наше взаимодействие с окружением: друзьями, семьей, школой. Когда эти три фактора складываются воедино у одного человека и они воздействуют на него негативно, это может вызвать суицидальное поведение. Но даже если эти факторы складываются, это не стопроцентная гарантия того, что может быть суицид, — комментирует таразский детский психолог и психотерапевт Татьяна Шибина.

Она отмечает, что большое значение имеет депрессия или тревож­ное состояние. Но родители не всегда понимают серьезность состояния и не обращаются вовремя за помощью к специалистам.

 

На что обратить внимание родителям

— Родителям нужно внимательно наблюдать за ребенком. Чаще всего о наличии кризисной ситуации у подростка говорят такие признаки, как резкое изменение поведения: был веселым, а теперь очень грустный, либо, наоборот, всегда был тихим, спокойным, а тут вдруг стал чрезмерно деятельным. Здесь нужно учитывать, что риск неоправданного, импульсивного поведения повышается, когда принимаются психоактивные вещества, например, модные сейчас энергетические напитки, которые вызывают зависимость. Стимулируя себя, лишая себя сна, находясь в виртуальном мире, легче совершить какой-то необдуманный поступок. Если наб­людаются сниженное настроение и плохое самочувствие в течение больше двух недель и это необусловлено внешними факторами, нужна консультация специалиста.

Сейчас среди подростков распространена мода на селфхарм (шрамирование) – они наносят себе порезы. Если взрослые обнаружили такие факты, конечно же, должны немедленно обращаться к специалисту. Это не связано с нежеланием жить, но говорит о наличии каких-то кризисных ситуаций в жизни подростка. Как минимум необходимо обратиться к психологу в школе или поликлинике, далее он перенаправит к специалистам, — убеждает Т. Шибина.

По ее мнению, родители не идут к психологам или психиатрам по разным причинам, и подростки остаются один на один со своей проблемой.

— Если у ребенка есть риск суицидального поведения или наблюдаются признаки депрессии – обязательно обращение к психиатру. Контакт родителя с ребенком – условие, при котором подросток обратится к вам за помощью. Если не получается найти контакт с ребенком, то можно сводить его на прием к психологу, чтобы он поговорил. Психологу легче найти общий язык в каких-то трудных ситуациях. Психологи могут на первом этапе оказать поддержку, выслушать, оценить риск возможных непоправимых действий. При необходимости отправить к психотерапевту. Есть направления в психологии, которые опираются на помощь в реализации себя через творческое самовыражение. Другие направления обращают внимание на семейное взаимодействие или наличие неправильных внутренних установок, которые мешают обычной жизни. Направлений много, какое из них поможет, как правило, подсказывает психолог. Не нужно стесняться: сверхлюдей не существует, и даже психологи в кризисной ситуации обращаются за помощью к своим коллегам, — говорит Татьяна Шибина.

Она привела также слова американского детского психотерапевта Вайолет Оклендер, как рекомендацию для родителей. Во-первых, слушать и принимать эмоции ребенка. Во-вторых, относиться к нему уважительно, помнить о принципах неповторимости. И, в-третьих, быть для ребенка хорошим примером. Если мы гуманны к своим детям, сострадательными вырастут и они.

 

Развивать эмоциональный интеллект

Уже третий год в таразской школе-гимназии № 7 Татьяна Шибина руководит психологическим кружком «Интеллектум» по развитию эмоционального интеллекта. В этом году активными участниками кружка стали ученики с первых по четвертые классы. Основные цели работы кружка — укрепление личности детей через исследование себя и своих эмоций, понимание причин возникновения эмоций и знакомство со способами их безопасного проживания. Это занятия, на которых дети исследуют себя в эмоциональном плане.

— Я очень надеюсь, что эти уроки станут большим заделом во взрослой жизни и помогут нашим детям достойно встречаться с трудностями. Работа психологической службы всегда была направлена и на психологическое просвещение родителей и педагогов с целью создания уважительного, гуманного и здорового отношения к себе и другим, к детям. Кабинет педагогов-психологов в нашей школе всегда полон детей, и они туда приходят сами. Это же здорово! Много наших выпускников выбрали профессию психолога, — подчеркнула Татьяна Шибина.

 

Школьные психологи поддержат и помогут

В этой же школе-гимназии, помимо психологического кружка, действует и служба психологической поддержки. В начале учебного года классные руководители собирают от желающих родителей согласие на сопровождение психологов для своих детей. Опытные специалисты Ольга Лаврова и Кристина Зенькова всегда готовы прийти на помощь, причем не только детям, но и их родителям, обсудить вместе проб­лемы воспитания подрастающего поколения.

— Когда я училась в школе, у нас не было такой замечательной службы психологической поддержки. К сожалению, не всеми вопросами мы спешили делиться с родителями, только изредка – с любимыми учителями. Конфликты в семье, ругань между родителями, самыми близкими людьми часто могут стать причинами попыток самоубийства или до конца совершенных суицидов школьников. Сейчас же, когда учится моя дочь, она под надежной защитой. И она уже знает, что школьный психолог всегда внимательно выслушает, найдет для нее время для беседы, успокоит и предложит выход из сложной ситуации. Я благодарна настоящим профессионалам своего дела, нашим школьным психологам, — поделилась одна из мам.

В течение года в школе службой психологической поддержки систематически проводятся различного рода мероприятия.

— Например, среди детей идет диагностика с целью своевременного выявления факторов риска, которые могут привести к возникновению самоповреждающего и других форм поведения. Проводятся педагогические советы, родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, масштабная коррекционная работа с учащимися по профилактике тревожных состояний, эмоционально-волевой самостоятельной регуляции, тренинги позитивного мышления, — рассказала руководитель службы психологической поддержки школы-гимназии № 7 Ольга Лаврова.

— Большой акцент делается нами на обучении родителей навыкам эмоционального принятия и правильного, так называемого контейнирования кризисных эмоций. Проводятся всевозможные акции в рамках месячника психологического консультирования и дня психологического здоровья, — добавила школьный психолог Кристина Зенькова.

Лариса ГУБАШЕВА

Комментарии закрыты.