The news is by your side.

Мнения разделились. Войдёт ли «Самопознание» в разряд факультативных предметов?

Войдёт ли «Самопознание» в разряд факультативных предметов?

Наша газета уже писала о том, что с начала нового учебного года из обязательной школьной программы планируют убрать предмет «Самопознание». Возможно, он станет факультативным и будет изучаться лишь один год, а не с первого по 11-й класс, как раньше. Вокруг этого предмета много лет возникали споры, однако надо признать, что за 12 лет «Самопознание» прочно вошло в отечественную программу образования и, несомненно, принесло свои плоды.

Напомним, что пилотный проект «Самопознание» в нескольких школах и детских садах был внедрен в 2001 году по инициативе Сары Алпысовны Назарбаевой. А вот в качестве обязательного предмета он появился в школьной программе только в 2010 году.

Предмет направлен на общее развитие ребенка, формирование его духовного мира и понимание им общечеловеческих ценностей. Занятие по «Самопознанию» — это даже не урок, а скорее беседа учителя и детей на самые разные темы. Школьники размышляют о том, что такое добро и зло, участие и жестокость, как сделать этот мир лучше…

Айнар Спатова преподает «Самопознание» в средней школе № 2 Тараза уже 12-й год. Предмет этот считает уникальным и очень нужным современным школьникам.

— Мои ученики участвуют в различных социальных проектах, в общественной жизни родного города, вносят посильный вклад в его процветание. Я делаю все, чтобы на мир ребята смотрели через призму доброты, милосердия, человечности, — говорит А. Спатова.

Сама Айнар Аман­гель­дыевна имеет квалификацию педагог-мастер, прошла 340-часовые курсы в Национальном научно-практическом образовательном и оздоровительном центре «Бөбек». Среди ее учеников немало призеров респуб­ликанской олимпиады по «Самопознанию».

— Моя задача — воспитать гармоничную личность. И я вижу результат своей работы, когда мои ученики активно участвуют в благотворительности, привлекают к этому своих родных и друзей, — рассказывает педагог.

Она отмечает, что вся программа предмета построена на простых, но таких важных человеческих ценностях и учит оставаться верным своему сердцу. А разве не это главное для подрастающего поколения?

— Будет очень обидно, если предмет станет факультативным. В первую очередь эти уроки нужны нашим ребятам. Всем, от малышей до подростков. Ведь темы, которые охватывает учебный курс, актуальны в любом возрасте. Учителя тоже пострадают — потеряют часы, а ведь многие прошли национальный квалификационный тест и получили категории. В общем, нам остается надеяться, что этого не случится. Во всяком случае пока приказа министра образования и науки не было, — подчеркнула А. Спатова.

Мнение коллеги разделяет и педагог городской гимназии № 1 Венера Кушекова. Она считает, что на ее уроках дети учатся слушать свое сердце, каждый познает собственное я, учится рефлексировать, объективно оценивать свои достижения и успехи.

— Основная значимость «Самопознания» в образовательном процессе заключается во внедрении духовной составляющей в педагогику. Наши занятия пробуждают в детях чувства патриотизма, долга, ответственности и, конечно, сопереживания, — говорит педагог. — Думаю, что пока рано говорить о переводе предмета в разряд факультативных. На данный момент он все еще входит в перечень обязательных. Однако будет очень обидно, если детей лишат возможности раскрыть себя с лучшей стороны. Ведь сам процесс принятия себя занимает довольно длительное время даже для взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках. Обидно будет и за коллег, которые посвятили себя воспитанию в детях гуманизма, а теперь, возможно, не смогут в полной мере донести до ребят важные в жизни ценности.

В. Кушекова также отметила, что дети с удовольствием идут на урок «Самопознания», ведь именно там они учатся слышать, а самое главное — обязательно будут услышаны. Они могут высказываться, даже если их суждения расходятся с мнением большинства.

Против предмета очень часто высказывались родители. В социальных сетях нередко можно встретить гневные отзывы мам и пап школьников, называющих «Самопознание» ненужным, бесполезным предметом, лишь тратящим время учащихся.

Такой позиции, к примеру, придерживается мама двух школьников из Тараза Наталья Головина. Она считает, что задачи предмета могут выполнять родитель, школьный психолог и другие учителя.

— У меня два сына. Один — во втором классе, а другой — в десятом. Если младшему еще интересны эти уроки, то старший их очень не любит. Он подросток, ему довольно тяжело выражать свои чувства, а при всех говорить о них — это вообще для него за гранью возможного. А учитель об этом просит, даже требует. Считаю, что доброте, милосердию и прочему своих детей я могу научить сама. Учителя других предметов тоже постоянно говорят об этом. На уроках по литературе, к примеру, дети обсуждают такие вещи в контексте художественных произведений. Если у ребенка возникают какие-то проблемы, он ведь может обратиться и к школьному психологу, а иначе зачем они нужны? Урок же самопознания, на мой взгляд, — просто трата времени и без того загруженных школьников, — высказалась женщина.

Но, как известно, сколько людей, столько и мнений. Многодетная мама из Мерке Зарина Искандер, напротив, отмечает, что после уроков по «Самопознанию» ее трое детей-школьников стали интересоваться благотворительностью и попросили завести собаку, пообещав взять на себя ответственность за нее.

— Мои сыновья-двойняшки учатся в пятом классе, дочка на год младше их. Как-то после уроков они пришли домой и заявили, что хотят пожертвовать свои игрушки детям, у которых нет родителей. Я удивилась, потому что мы с мужем об этом не говорили им. Оказывается, учитель по самопознанию рассказала им о том, что нужно делиться с нуждающимися. А собаку они захотели завести после видеоролика о приюте животных «Актос» в Таразе, который им тоже показала учительница. Меня радует, что мои дети учатся доброте, сами проявляют желание становиться лучше. Хороший предмет, — считает З. Искандер.

Тренер по программе нравственно-духовного образования «Самопознание» областного филиала АО НЦПК «Өрлеу» Фарида Кулен отмечает, что в педагогическом сообществе сейчас царит недоумение. Практически все учителя «Самопознания» считают одинаково: их предмет крайне важен, и убирать его из перечня обязательных ни в коем случае нельзя.

— Я считаю, что это один из самых главных предметов в школе. Он формирует базовые ценности, правильное мировоззрение, помогает укреплять внутренний стержень, учит мудрости жизни. Будем надеяться, что в разряд факультативных он все же не перейдет, — говорит Ф. Кулен. — Великий казахский поэт, историк и философ Шакарим Кудайбердиев сказал: «В процесс воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данное учение как предмет обязательный для всех».

Станет ли «Самопознание» для школьников предметом по выбору — сейчас сказать нельзя. Некоторые СМИ говорят, что на данный момент эту «реформу» рассматривают уже только в качестве проекта.

Камила ПОЛЯКОВА

Комментарии закрыты.