The news is by your side.

Монополисты не правы

Цены и тарифы под контролем

В нынешней ситуации, когда стоимость товаров и услуг неустанно повышается, потребителям остается только надеяться на антимонопольный орган. В 2017 году и за восемь месяцев текущего года департаментом Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК было внесено восемь уведомлений о злоупотреблении субъектами рынка доминирующим положением. 

О том, какие еще меры приняты по недопущению необоснованного роста цен, нам рассказал руководитель департамента Ерболат Дуйсембиев.

— В чем заключается работа департамента в части защиты конкуренции?

— В первую очередь мы анализируем товарные рынки с целью определения уровня конкуренции, выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, разработки комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности. То есть обращаем внимание на экономическую концентрацию рынка, определяем долю доминирования субъекта рынка при рассмотрении антиконкурентных соглашений и согласованных действий, злоупотребление доминирующим или монопольным положением. Помимо этого, устанавливаем целесообразность присутствия государства в предпринимательской среде.

— И сколько таких анализов вами было проведено?

— В течение прошлого и с начала текущего года нами проведено десять анализов на товарных рынках. Сотрудники департамента исследовали оптовую реализацию говядины, бензина марок Аи-92/93, Аи- 95/96, Аи-98 и дизельного топлива, вывоз твердых бытовых отходов, реализацию плодоовощной продукции, услуги Жамбылского производственного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» (пуск, врезка, приемка в эксплуатацию, выдача технических условий и согласование проектов, опломбировка). В сфере нашего внимания также оказались услуги по предоставлению резервуаров в аренду для хранения авиатоплива и непосредственно хранение авиатоплива, включая лабораторный анализ, строительно-монтажные работы (газификация), оптовая и розничная реализация угля, розничная реализация лекарственных препаратов.

В настоящее время нами проводится анализ по пяти направлениям товарного рынка: сбор, хранение, переработка и реализация лома и отходов черных и цветных металлов; розничная реализация электрической энергии; анализ рынка жилищного строительства; розничная реализация дизельного топлива; анализ рынка услуг перевозок такси.

— Исследования показали, что участники товарного рынка не всегда соблюдают закон?

— Да, без нарушений не обошлось. К примеру, по итогам исследования, проведенного в отношении ТОО «Коныс Б», ТОО «Жасулан и К» и ТОО «Садыхан», выяснилось, что здесь необоснованно устанавливались цены на лекарственные препараты. Эти предприятия были привлечены к административной ответственности с наложением штрафа. В частности, ТОО «Жасулан и К» оштрафовано на 103160 тенге, ТОО «Садыхан» — на 18264 тенге. Руководство ТОО «Коныс Б» было привлечено судом к административной ответственности по статье 162 КоАП РК с наложением административного штрафа в размере 363040 тенге за предоставление недостоверной информации. Общая сумма взыскания за допущенные нарушения составила 593906 тенге.

— Ерболат Еспаевич, как разрешилась ситуация с повышением цен на уголь осенью прошлого года?

— ИП «Самандар» и ИП «Курбанов», осуществляющие свою деятельность в Таразе, ТОО «Эдита и К» из Кордайского, ИП «Каимов» из Шуского и ИП «Масанов» из Жамбылского районов, занимающиеся розничной реализацией угля, административными судами привлечены к административной ответственности с наложением штрафов и взысканием монопольного дохода на общую сумму 963363 тенге.

Предваряя ваш вопрос о бензине, отмечу, что по итогам двух расследований в отношении восьми субъектов рынка — ИП Дуамбеков, ИП Жансеитова, ТОО «Тан Petrol», ТОО «Аянат», ИП Ерубаев, ИП Сарыпбекова, ИП Акбетова, ТОО «Zhanatas Oil», реализующих бензин марки Аи-92 в Сарысуском и Таласском районах, также вынесено судебное решение. Все их руководители привлечены к административной ответственности с наложением штрафа на общую сумму 1073900 тенге.

— Каковы результаты остальных исследований?

— Относительно продовольственных товаров мы также приняли соответствующие меры. К примеру, пять городских супермаркетов — ИП «Пак Вячеслав Анатольевич» («Метроном»), «Иловская Анна Ильинична» («Тарго»), «Ахмедходжаев Хаджи-Мухамад Жора-Ахунович» («Смарт»), ТОО «Дамдес-Сауда» и «Вкусная корзинка» — за повышение цен на социально значимые товары и продукты питания оштрафованы судом на сумму 272371 тенге. Помимо этого, мы провели проверку по обращению АО «Эйр Астана» в отношении АО «Международный аэропорт «Аулие-Ата», которое, злоупотребляя монопольным положением, установило завышенные цены на авиатопливо. По итогам проведенного расследования АО «Международный аэропорт «Аулие-Ата» было привлечено к административной ответственности с наложением штрафа и взысканием монопольного дохода в общей сложности на 453984 тенге.

— Работа департамента заключается только в проведении исследования товарного рынка, или есть другие методы регулирования естественных монополий?

— Очень своевременный вопрос. Дело в том, что благодаря успешному сотрудничеству между антимонопольным органом Казахстана и Комитетом по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), признавая особую значимость конкуренции в условиях глобальных вызовов и новых трендов в мировой экономике, предпринят ряд шагов, направленных на повышение эффективности конкурентной политики в Республике Казахстан. Так, на базе Обзора конкурентной политики и законодательства Республики Казахстан, проведенного ОЭСР, было усовершенствовано антимонопольное законодательство Республики Казахстан.

— В чем заключаются эти усовершенствования?

— Это уведомления о наличии в действиях (бездействии) субъекта рынка признаков нарушения антимонопольного законодательства, позволяющие субъекту бизнеса до начала процедуры расследования исправить свои нарушения без применения мер антимонопольного реагирования. В течение 2017 года и за восемь месяцев текущего года нами было вынесено восемь уведомлений за злоупотребление доминирующим и монопольным положением. Также выдано 10 уведомлений субъектам рынка, в действиях которых были установлены признаки недобросовестной конкуренции.

— Ерболат Еспаевич, какие меры антимонопольного реагирования принимаются департаментом в отношении государственных органов?

— Данная работа нами осуществляется в рамках 194-й статьи Предпринимательского кодекса РК. Она заключается в пресечении актов, действия (бездействия) государственных, местных исполнительных органов, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка, направленных на ограничение и (или) устранение конкуренции. В прошлом и с начала текущего года сотрудниками департамента проведено 33 расследования в отношении государственных и местных исполнительных органов власти. В итоге к адмответственности привлечено 29 должностных лиц. Общая сумма наложенных штрафов составила 19429590 тенге, кроме того, были внесены предписания о прекращении нарушений норм законодательства в области защиты конкуренции.

— С чем в основном связаны нарушения?

— Чаще всего это ограничение доступа на товарный рынок одним субъектам рынка и предоставление другим льгот и преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов. В качестве примера приведу случай, когда акимат города Жанатаса Сарысуского района в период с 2017 по апрель 2018 года заключил договоры с ТОО «Жанару-2017» о государственных закупках способом из одного источника путем прямого заключения по предоставлению различных работ на общую сумму 180542852 тенге. Между тем в уставе ТОО данные виды деятельности были не предусмотрены. В результате аким города Жанатаса оштрафован адмсудом на 300 месячных расчетных показателей — 721500 тенге.

Мира АЗИМОВА

Комментарии закрыты.