The news is by your side.

Мы ещё покажем!

У туристических компаний появились новые возможности

Индустрия туризма — один из приоритетов программы социально-экономического развития Жамбылской области. Согласно мастер-плану областное управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития разработало для местных фирм десятки маршрутов, которые могут стать основой для развлекательных и познавательных туров. В один из них мы отправились в пятницу вместе с участниками межрегиональной конференции по вопросам господдержки предпринимательства, состоявшейся накануне. 

Тема туристического кластера на Великом Шелковом пути была одной из самых обсуждаемых на конференции. Как отметил на пленарном заседании председатель Комитета индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий Марат Игалиев, зарубежные и оте-чественные бизнесмены находят очень привлекательным инвестиционный климат, созданный в нашем регионе.

— Есть интерес к вам и у потенциальных туристов, — сказал он. — Поэтому нужно приложить больше усилий для развития внутреннего туризма, особенно в свете подготовки к EXPO-2017. Надо быть готовыми к тому, что гости поедут не только в столицу, но и в регионы. Увеличить поток туристов (а каждый из них в любой стране мира тратит в среднем до 100 долларов США в день) помогут новые туры в рамках разработанного мастер-плана.

Развитию туризма будет способствовать и обустройство восьми сервисных точек, отвечающих самым строгим международным стандартам, на автобане Западная Европа — Западный Китай. Как отметил на конференции заместитель акима области Гали Искалиев, по четырем объектам инвесторы уже определились. Другие четыре комплекса выставлены на тендер. Стоит отметить, что комплексы обеих категорий (В и С) включают в себя пункты общественного питания, автозаправочные станции, автостоянку и станции технического обслуживания, туристские центры и медицинские пункты. Кроме того, в комплексах класса В должны быть гостиницы. Земельные участки под строительство этих объектов инвесторам предоставляются безвозмездно, технико-экономическое обоснование и проектно-сметная документация на строительство инженерной инфраструктуры разрабатываются за счет средств государственного бюджета.

Кроме того, продолжается реконструкция международного аэропорта «Аулие-Ата», по завершении которой воздушная гавань, соответствующая международным стандартам качества и безопасности, сможет принимать современные суда и обслуживать большее количество пассажиров.

Самое главное теперь, чтобы к переменам оказались готовы три десятка жамбылских турфирм. Если до сих пор они больше занимались выездным туризмом, то сейчас их внимание акцентируют на местные объекты, способные стать местом паломничества туристов. Правда, работы здесь непочатый край. Как отметила в ходе сессии, посвященной развитию туризма, директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова, потенциал Жамбылской области огромен, но проблема в том, что все местные достопримечательности, природные и культурно-исторические, пока еще не связаны в туристический продукт.

Хотя, справедливости ради, стоит отметить: наметились перемены. Специалисты отдела туризма управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития разработали десятки маршрутов, на основе которых турфирмы могут сформировать экологические, археологические, орнитологические, ботанические, экстремальные туры, джип-сафари, пешие и конные прогулки. Во время презентации руководитель отдела Меруерт Сергеева обратила внимание на возможности использования каждого объекта и пригласила участников конференции в ознакомительные туры по трем маршрутам: «Путь кочевника» в Жуалынский район, «Наследие веков» в окрестностях Тараза и «Полет сокола» в Меркенском районе. Выбор большинства пал на третий тур, куда вошло посещение дворцового комплекса Акыртас в районе Т. Рыскулова, поход по меркенским горам с экскурсией в пещеру и наблюдение за показательной соколиной охотой в одном из крестьянских хозяйств.

Директор туристского центра «Золотой караван» Альбина Веймер и руководитель областного филиала Казахстанского археологического общества Искандер Торбеков постарались максимально насытить экскурсию на городище Акыртас любопытными фактами из научных источников и легендами. Так, гости из Алматы и Талдыкоргана воочию убедились, что необычное сооружение, датируемое V-VII веками, выложено с применением технологий, опередивших время. Следы присутствия паломников, считающих это место сакральным, видны повсюду: монетки, разноцветные ленточки на кустиках.

— Вот этот камень в народе называют операционным столом, — показывает на высокий валун с плоской, ровно срезанной поверхностью Альбина. — На него паломники укладывают родственника, страдающего недугом, читают молитвы, проводят обряды. Рядом — выложенная из камней исцеляющая комната. Считается, что пребывание в ней прибавляет сил и дает надежду на выздоровление.

Смотритель городища Тлесбек Сериев говорит, что люди разных верований специально приезжают сюда, чтобы провести ритуалы. Запретов особых нет, кроме как на разведение костров. Впрочем, до этого, к счастью, никто не додумался. Люди почитают это место как священное, наделенное особой аурой, и ведут себя соответственно.

К сожалению, этого не скажешь о рукотворной пещере, существующей с незапамятных времен на одной из возвышенностей за селом Мерке. Вместительный каменный мешок протяженностью примерно 70 — 80 метров пробит прямо в скале на высоте 800 — 1000 метров над уровнем моря. Продвигаясь вглубь, можно увидеть разные по размеру комнаты с небольшими нишами для светильников. Здесь же в свете факелов виднеются разбросанные тут и там пластиковые баклажки и огромные надписи на почерневших от копоти камнях: здесь были те-то такие-то.

— Место это известное среди туристов, но мало исследованное, — рассказала экскурсовод Меркенского историко-краеведческого музея Айман Журсыналиева. — До нас дошли предания, что еще в средние века здесь селились отшельники, по одной из версий, это были христиане-несторианцы. По другой версии, пещера была убежищем, где на время вражеских набегов местные воины оставляли стариков, женщин и детей. Есть также свидетельства, что в годы голодомора тут искали приюта бежавшие от режима жители разоренных аулов.

Ниже в ушелье Акшешек мы увидели еще один исторический памятник — каменный балбал, изображающий женщину с жертвенным сосудом в руках. По словам хранителя этих мест Аскара Кызылова, десятки таких балбалов были обнаружены на символических могильниках на плато Сандыктас. Фигуры женщин и мужчин, держащих сосуды на уровне пупка, символизировали вечную формулу жизни и клятву древних воинов — Жер — Су — Ана (Земля — Вода — Мать).

Финальной точкой познавательно- развлекательного тура стала поездка в крестьянское хозяйство «Багдаулет» в ауле Мынказан. Глава хозяйства — известный в Казахстане кусбеги, победитель и призер республиканских и региональных соревнований охотников с ловчими птицами Жалгас Акимбеков вместе с дочерью Аруной, сыновьями Багдаулетом, Берикболсыном и Серикболсыном продемонстрировал показательную охоту с беркутами и соколами на зайцев и голубей. Здесь же воспитанники недавно образованной Меркенской школы № 18 по национальным видам спорта, обучащиеся на базе хозяйства «Багдаулет», продемонстрировали особенности казахских игр кокбори, кыз-куу и аудыраспак. Примечательно, что во время показательных казахских игр был соблюден обычный ритуал с бата-благословением, данным наставником мастера — 84-летним охотником Кадыркулом Сейсебаевым.

— Все увиденное очень впечатляет! — с восторгом отозвалась директор компании «Интернейшнл компани» из Екатеринбурга Татьяна Вагина. — По возвращении домой я обязательно предложу коллегам организовать туры в вашу область. Кого-то привлечет национальный колорит с традициями и играми, кто-то увлечется памятниками истории и археологии. В любом случае многие заинтересуются.

Как сообщила нам М. Сергеева, управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития пригласило руководителей жамбылских турфирм в информационные туры, в ходе которых и состоится ознакомление с разработанными маршрутами. Владельцам компаний остается произвести расчеты и определиться со сроками запуска новых услуг.

Разумеется, будущие турпродукты должны быть рассчитаны на взыскательных клиентов, как отечественных, так и зарубежных. Задача турфирм — сделать все от них зависящее, чтобы гости, однажды познакомившись с нашим регионом, захотели бы возвращаться сюда снова и снова.

Гульжан АСАНОВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.