The news is by your side.

На осколках прошлого

В её руках оживают музейные экспонаты

Дать вещам вторую жизнь — этой целью задается Вера Жуланова каждый раз, когда берет в руки очередной предмет быта, найденный на раскопках древних городищ, или испорченную временем картину известного живописца. За 20 лет работы художником-реставратором областного историко-краеведческого музея она настолько полюбила свое дело, что не представляет себя без него. 

«Почему бы и нет!» — подумалось когда-то выпускнице Алма-Атинского художественного училища, когда ей предложили попробовать свои силы в этой области. С того времени она давно уже потеряла счет экспонатам, прошедшим через ее мастерскую. Только полотен Брюммера оказалось более тысячи, не говоря о картинах других мастеров кисти, медных и золотых монетах, кувшинах, вазах, светильниках, дастарханах и других изделиях. Вера Викторовна с гордостью вспоминает о том, что ей довелось вернуть жизнь разбитой буквально вдребезги вазе, некогда принадлежавшей легендарному полководцу Бауыржану Момышулы, на восстановление которой у нее ушло почти два года.

— Моя профессия нравится мне тем, что она не похожа на другие, — признается В. Жуланова. — Само понятие «реставрация» не значит, что из найденной вещи нужно сделать новую, главное — придать ей эстетический вид, приближенный к первоначальному. Тогда посетители музея смогут по достоинству оценить красоту и мастерство ее изготовителя.

Работа реставратора требует не только любви к истории, но и огромного терпения, скрупулезности, а также знания свойств веществ и материалов. Вера, единственный специалист в этой области в нашем регионе, часто с благодарностью вспоминает своих педагогов, которые никогда не требовали от нее делать акцент, к примеру, только на рисунке или живописи. Они учили ее знать все.

— Мы осваивали разные техники и материалы. Имели дело с металлом, стеклом, глиной. Полученный тогда практический опыт помогает мне по сей день, ведь в нашем музее есть изделия из глины и различных металлов, образцы живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, экспонаты, вырезанные из дерева. В основном приходится работать с керамикой, поскольку она лучше сохраняется. Порой мне кажется, что когда я держу какой-либо фрагмент глиняной посуды, то чувствую тепло рук гончара, которой ее делал. Металлические и деревянные изделия разрушаются быстрее и доходят до нас в плохом состоянии. Иногда они вовсе не подлежат реставрации, — говорит В. Жуланова.

Бывало, находки, изготовленные из металла, рассыпались прямо в руках. К примеру, так случилось при раскопках бани Кали-Юнуса, недалеко от которой был обнаружен небольшой горшок с золотом. Попытка ученых достать его содержимое оказалась неудачной: буквально на глазах находка превратилась в прах.

— С металлами работать крайне сложно, — отмечает Вера Викторовна. — Как-то мне довелось реставрировать золотые монеты. Это оказалось практически невозможно. К слову, их медные собратья с различными примесями сохраняются лучше и восстановлению поддаются.

Как правило, реставратор трудится параллельно над несколькими экспонатами. В настоящее время В. Жуланова занимается восстановлением картины «Абай с книгой», у которой сохранилось лишь около 30 процентов красочного слоя. На очереди изделия из керамики, извлеченные в ходе археологических раскопок на территории бывшего Зеленого базара в Таразе и городища Бектобе в Жамбылском районе. Пройдет год, а может быть, и два, и новые экспонаты пополнят заказники музея, ведь в руках Веры Жулановой, будто по мановению волшебной палочки, осколки прошлого выстраиваются в единое целое.

Михаил ТЁ, фото автора

Комментарии закрыты.