The news is by your side.

На первом месте — качество образования. Кузница кадров, центр развития науки и культуры региона

Кузница кадров, центр развития науки и культуры региона

Международному Таразскому инновационному институту имени Шерхана Муртазы исполнилось 15 лет. У нас его больше знают как ТИГУ. С одной стороны, для регионального вуза это небольшой срок, но с другой стороны, это период становления и развития.

Наш корреспондент встретился с вице-президентом МТИИ, заслуженным деятелем Республики Казахстан Махметгали Сарыбековым.

— Махметгали Нургалиевич, в системе высшего образования происходят заметные перемены, направленные на улучшение качества подготовки специалистов. Какие сегодня задачи стоят перед Международным Таразским инновационным институтом?

— Вузом принята и реализуется «Программа развития МТИИ на 2021-2025 годы». В ней определены следующие стратегические задачи: во-первых, подготовка высокопрофессиональных кадров с учетом особенностей социально-экономического развития региона; во-вторых, проведение научных исследований, внедряемых в инновационную экономику и социальную сферу региона для улучшения качества жизни населения; в-третьих, реализация государственной молодежной политики в регионе.

То есть перед институтом стоит триединая задача: вуз должен стать для региона центром науки, подготовки кадров и социо­культурного развития территории.

— Почему институт называется инновационным? В чем конкретно заключается инновационность вуза?

— Этот вопрос часто мне задают. Должен сказать, что инновационность определяется прежде всего содержанием реализуемых образовательных программ и созданием инновационной инфраструктуры. Сегодня институт ведет подготовку специалистов по 38 программам бакалавриата и 24 программам магистратуры. При этом обновляет действующие образовательные программы с учетом потребностей рынка труда. К разработке образовательных программ привлекаются потенциальные работодатели, с которыми вуз выстраивает долгосрочные партнерские отношения.

Проводимая Министерством науки и высшего образования РК политика модернизации высшего образования предусматривает профилизацию региональных вузов. Образовательная система должна трансформироваться с учетом потребностей рынка труда.

Это означает, что каждый вуз сегодня должен упорядочить перечень своих специальностей с учетом специфики региона и реальной потребности в конкретных кадрах для отраслей экономики. Невозможно одинаково успешно готовить в одном вузе юристов, экономистов, педагогов, технологов, программистов. Очень важно институту найти свою нишу на рынке образовательных услуг.

В рамках проекта «Мамандығым — менің болашағым» вуз тесно взаимодействует с акиматами и местным корпоративным сектором.

Самое главное — необходимо синхронизировать систему подготовки кадров с экономической политикой региона.

Поскольку Казахстан является аграрной страной, а наша область — аграрным регионом, то актуальной является подготовка кадров для сельского хозяйства. Необходимо адаптировать образовательные программы к потребностям аграрного сектора. К примеру, наш институт реализует такие образовательные программы, как «агрономия», «агрономия-экология», «ветеринарная санитария», «ветеринарная медицина», «биология — санитарная эпидемиология», «защита и карантин растений». Причем этих образовательных программ нет в Университете Дулати. То есть нет дублирования в подготовке кадров для агропромышленного комплекса.

— Глава государства в своем сентябрьском Послании «Экономический курс Справедливого Казахстана» большое внимание уделил развитию аграрной науки. Какие в этом плане исследования проводятся учеными вуза?

— Да, Президент страны отметил, что «земля и климат уже не являются определяющим фактором успеха аграриев, на первый план вышли инновационные решения». Учеными нашего института выполняется ряд исследований, финансируемых Комитетом науки Министерства науки и высшего образования РК: «Разработка новых технологий восстановления и рационального использования пастбищ» (объем финансирования — 36 миллионов тенге), «Разработка и совершенствование методических основ расчета минимального стока рек равнинного Казахстана» (объем финансирования — 94 миллиона 395 тысяч тенге).

— Однако наука нужна не ради науки. Наука без внедрения ее результатов, если образно выразиться, обречена. У нее нет будущего. Как внедряются результаты научных исследований ученых вашего вуза в конкретное производство?

— К сожалению, большая часть научных проектов в региональных вузах выполнена в экспериментальном режиме и не внедрена в конкретное производство. Коммерциализации данных исследований препятствуют, во-первых, несовершенство законодательства, во-вторых, нехватка финансирования. В этой связи необходимы нормативно-правовые акты, регулирующие механизм вывода результатов научных исследований на рынок, а также внедрения новых механизмов финансирования, в частности, венчурного финансирования. Только тогда в регионах появится потребность бизнеса в науке и получит развитие наукоемкая экономика.

Полагаем, что эти вопросы будут решены в новом законопроекте «О науке и технологической политике», который разрабатывается по заданию Главы государства.

В конечном счете наука нужна не только для статьи, монографии или диссертации, наука должна положительно влиять на качество жизни населения.

Мировой опыт показывает, что самый эффективный способ вывода научно-исследовательских разработок на рынок — это коммерческое сотрудничество между всеми участниками процесса создания и внедрения научных разработок и изобретений.

В рамках коммерциализации технологий ученые нашего вуза стали обладателями гранта АО «Фонд науки» по проекту «Внедрение в производство технологии совместного выращивания ценных видов рыб и растений» (общая сумма финансирования — 280 миллионов 153 тысячи тенге). Научная новизна данного проекта заключается в том, что впервые в Казахстане будут внедрены технологические процессы совместного выращивания ценных видов рыб (радужной форели) и растений (листового салата) на основе исследований концентрации химических соединений продуктов метаболизма рыб и особенности их усваивания растениями в природно-климатических условиях Казахстана.

— Для развития вузовской науки нужна соответствующая материально-техническая и научно-лабораторная база. Насколько сегодня инфраструктура вашего института позволяет проводить современные научные исследования?

— Стратегия развития института предусматривает ежегодное финансирование закупа научно-лабораторного оборудования. У нас достаточно развита инновационная инфраструктура: функционируют агробиологический научно-исследовательский центр, при центре открыта лаборатория «Аквакультура и биология водных ресурсов», создан научно-исследовательский центр ветеринарии и животноводства. При этом наша основная задача — организация образовательного процесса через науку. На этой базе студенты проходят учебно-полевые, производственные и преддипломные практики, выполняют научно-исследовательнские работы согласно утвержденным планам кафедр по зоологии, ботанике, микробиологии, таксидермии.

— Как известно, ключевым фактором развития любого государства является уровень искусственного интеллекта, внедрение инноваций и информатизация всех отраслей экономики. Имеются ли в этом плане какие-либо наработки в МТИИ?

— В рамках программы «Цифровой институт» активно ведется работа по созданию IT-кластера в системе образования. Так, в прошлом году при вузе открылась IT Академия. Ее основная цель — формирование у обучающихся навыков работы с информацией, технологических навыков, а также развитие культуры IT-движения в нашем регионе для подготовки критической массы молодых и талантливых IT-специалистов.

IT Академия реализует широкий спектр курсов: робототехника, графический дизайн, компьютерное моделирование, «Серебряный IT» (курсы цифровой грамотности для обучающихся предпенсионного и пенсионного возраста). Проводятся мастер-классы на такие темы, как «Виртуальные коммуникации в социальных сетях», «Монтаж видеороликов» и многое другое.

В этом году наш вуз стал партнером Академии информационных и сетевых технологий «Huawei» и сетевой академии «Cisco». Как известно, эти компании являются мировыми лидерами в области телекоммуникационных технологий. Сотрудничество с ними позволяет использовать современную платформу для подготовки высококачественных специалистов.

В своем сентябрьском Послании этого года Глава государства поставил задачу — «в тесной координации с реальным сектором на базе региональных вузов выстроить целостную инновационную экосистему во всех областных центрах. При этом широко масштабировать опыт Astana Hub». Я думаю, что такую работу при поддержке акимата области можно реализовать на базе нашего института. Ведь если первая миссия вуза — это образование, вторая миссия — это наука, то третьей является вклад института в развитие местного сообщества.

Для оценки включенности вуза в региональные процессы необходимо учитывать конкретные индикаторы. Например, количество научных публикаций, имеющих региональную тематику, связанную с социально-экономическими, политическими, социокультурными процессами, происходящими в регионе. Выполнение научных проектов, внедренных в конкретное производство и направленных на повышение качества жизни населения региона. Наличие в институте площадок для взаимодействия с различными сообществами региона. Количество выпускников института, занимающих ключевые позиции в структуре политической, экономической, гражданской элиты региона. Такие индикаторы позволяют дать комплексную оценку деятельности регионального вуза.

— В годы независимости Казахстан вступил в мировое образовательное пространство. Расширяются международные связи в области образования и науки. Каковы успехи МТИИ в организации международного сотрудничества?

— В самом названии вуза имеется слово «международный». Это означает, что одной из главных стратегических задач института является интеграция в мировое образовательное пространство. В прошлом году МТИИ официально вступил в Ассоциацию азиатских университетов. Подписаны соглашения о сотрудничестве с 12 зарубежными и 22 отечественными вузами. Среди них университет Кастомону (Турция), университет Намсеула (Южная Корея), Хандонг Джаханский университет (Южная Корея), Кенпукский Национальный университет (Южная Корея), университет Аджу (Южная Корея), Невский институт языка и культуры (Российская Федерация), Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (Российская Федерация), Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Российская Федерация), Международная академия управления, права, финансов и бизнеса (Кыргызстан), Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова (Российская Федерация) и Кыргызский научно-исследовательский экономический университет имени М. Рыскулбекова (Кыргызстан). Причем это не формальные документы, а меморандумы, приносящие реальную пользу нашему институту. Они обеспечивают академическую мобильность студентов и преподавателей, гостевые лекции ведущих ученых, совместные научные исследования, научные стажировки магистрантов и многое другое. Программа двойного диплома реализуется с Варненским свободным университетом (Болгария).

— Как реализуется в вузе государственная молодежная политика?

— Это ведущее направление деятельности института. Сегодня меняется концепция государственной молодежной политики: молодежь рассматривается как сфера инвестиций, а не как проблемная сфера, требующая исключительно ограничительных и сдерживающих мер. Тезис «все для молодежи» меняется на тезис «вместе с молодежью».

Ключевым приоритетом реализации государственной молодежной политики в регионе является создание условий для полноценного участия молодежи в сфере занятости и в общественной жизни. Другими словами, необходимо состыковать региональные социальные программы занятости и новую молодежную политику.

Необходимо учитывать происходящий сейчас процесс расслоения молодежи. Часть молодых людей, приезжающих из села, адаптируется и вливается в городскую жизнь, а часть сталкивается с проблемами адаптации и становится легкой добычей разного рода религиозных проповедников и криминальных структур. Поэтому составной частью новой молодежной политики должна стать осмысленная программа адаптации сельской молодежи.

Проводимая институтом молодежная политика в регионе позволила решить ряд задач: во-первых, этой работе придан комплексный и системный характер; во-вторых, устранены фрагментарность и эпизодичность воспитательных мероприятий; в-третьих, значительно увеличен охват молодежи различных категорий.

Гордостью института является комфортабельный Дом студентов, в котором созданы все необходимые социально-бытовые условия для проживающих: комнаты секционного типа, коворкинг центр, видеозал, столовая. Во время своего последнего визита в Жамбылскую область Глава государства посетил наш Дом студентов и дал ему высокую оценку.

Как известно, накануне 90-летнего юбилея народного писателя, государственного и общественного деятеля Шерхана Муртазы его имя было присвоено нашему институту. Это большая ответственность для коллектива вуза — быть достойными имени нашего великого земляка. С 2009 года в институте работает научно-исследовательский центр «Шерхантану» («Шерхановедение»), основная цель которого заключается в изучении богатого творческого наследия Шерхана Муртазы.

Чтобы быть достойными гражданами Справедливого Казахстана, должны меняться и мы сами: стать патриотичными, образованными, трудолюбивыми, ответственными, справедливыми. В формировании этой единой системы ценностей общества несомненную практическую значимость имеет наследие Шерхана Муртазы.

— И в заключение, Махметгали Нурга­лиевич, что вы можете пожелать молодым жамбылцам, оканчивающим школу и стоящим перед выбором жизненного пути?

— Я, встречаясь с молодежью, люблю приводить пример из жизни выдающегося ученого в области ядерной физики и атомной энергетики, главного конструктора ракетной техники, академика Сергея Павловича Королева, благодаря трудам которого человек — Юрий Гагарин — полетел в космос. Как известно, С. Королев, окончив небольшой вуз на периферии, приехал в центр на работу в конструкторском бюро. Некоторые новые коллеги, зная об его периферийном прошлом и желая унизить его, спрашивали у него: «А какой вуз вы окончили?». На что С. Королев гордо отвечал: «Я уверен, что не место украшает человека, а человек украшает место». Поэтому можно, конечно, учиться в Кембридже или Гарварде, если позволяют финансовые ресурсы. Вместе с тем, нужно понимать, что и в Международном Таразском инновационном институте имени Шерхана Муртазы созданы все необходимые условия для получения доступного и качественного образования.

В целом наш коллектив с уверенностью смотрит в будущее, реализуя Стратегию развития института на 2021-2025 годы, стремясь стать точкой инновационного роста, которая обеспечит лидерскую и координаторскую роль МТИИ в развитии образовательной и научной деятельности в области.

Подготовила Лала ИСЛАМОВА

Комментарии закрыты.