The news is by your side.

На площадке Astana Media Week собрались журналисты, эксперты и зарубежные гости.

В центре внимания региональные СМИ

Цифровая трансформация СМИ и развитие медиаграмотности, новые тренды в деятельности отечественных газет, радио, телеканалов и интернет-изданий — об этом шла речь на панельных сессиях третьего ежегодного форума «Astana Media Week-2019». Стержнем мероприятия стало обсуждение ключевых вопросов развития региональных средств массовой информации. 

Форум собрал более двух тысяч представителей печатных и интернет-изданий, теле- и радиоканалов, информационных агентств Казахстана, Турции, Китая, Индии, Польши, России. Министр информации и общественного развития Республики Казахстан Даурен Абаев напомнил в приветственном слове цели и задачи: повысить медиаграмотность и медиакультуру в обществе, познакомить компании, работающие в медиасфере разных стран, наладить контакты, чтобы обмениваться опытом.

— В работе масс-медиа очень много нюансов, не только технологических или маркетинговых, но и этических, демографических и социально-политических. Нужно признать, что государство как бюрократический механизм реагирует на изменения не так оперативно, как хотелось бы. И для нас, представителей государственных органов, очень важны взгляды и суждения профессионалов, их помощь в осмыслении и адекватном реагировании на происходящее. Уверен, что мероприятие придаст импульс развитию региональной коммуникации, партнерских отношений и международного сотрудничества в сфере медиа, — отметил Д. Абаев.

Среди почетных гостей «Astana Media Week» были посол России в Казахстане Алексей Бородавкин и руководитель представительства Российского центра науки и культуры Константин Воробьев. В ходе мероприятия подробно обсуждались совместные российско-казахстанские проекты. Состоялся заинтересованный обмен мнениями по расширению взаимодействия в сфере культурно-гуманитарного и информационного сотрудничества.

Контент поколений

Первый день «Astana Media Week» был посвящен построению эффективной диалоговой площадки между заказчиками медиаконтента, крупными телевизионными и радиокомпаниями, а также продакшн-студиями, творческими коллективами, продюсерскими центрами, авторскими проектами в области информации, медиаразвлечений, музыки и кино.

В ходе первого семинара генеральный директор кинокомпании Star Мedia Елена Белоусова, известный китайский кинопродюссер Ун Дзян, польский режиссер Дариуш Яблонский обсудили дальнейшее развитие киноиндустрии в Казахстане. Остро поднимался вопрос о продаже отечественной продукции за рубеж, расширении рынка.

В своем выступлении глава МИОР Даурен Абаев отметил, что без поддержки со стороны государства развитие отрасли было бы невозможным. Нужно создавать комфортные условия как для самих компаний — производителей кинопродукции, так и для инвесторов, желающих прийти в эту сферу.

На возможностях государственной и частной финансовой поддержки киноиндустрии сделал акцент польский режиссер и продюсер Дариуш Яблонский.

— Я сам практически написал закон, который был принят в Польше в 2005 году, о создании госфонда по поддержке отечественного кино, — рассказал он. —
Когда этот закон был принят, мы создали 20 фильмов за год. Они транслировались в основном в нашей стране. После этого создали общественный фонд, и тогда стали создавать по 60 художественных фильмов в год. Постепенно польская аудитория стала любить отечественное кино, и также мы начали получать премии на фестивалях. Качество требует денег не только и не столько от коммерческих продаж, сколько от спонсоров и от государства.

Продюсер также отметил, что экспортируются и вызывают большой интерес у международной аудитории некоммерческие фильмы, которые представляют уникальную культуру страны, где их снимают.

По словам председателя правления АО «Республиканская телерадиокомпания «Қазақстан» Ляззат Танысбай, отечественные сериалы становятся популярными среди зрителей зарубежных стран. В этом году для казахстанских телезрителей будут представлены 43 сериала, снятых на территории респуб-лики. Показатель объема кинопродукции с 2016 года вырос в три раза.

О трендах и горячих точках

Второй день Astana Media Week организаторы посвятили рекламе и экстремальной журналистике. Особенно заинтересовало выступление известного турецкого военного журналиста, директора по производственной деятельности крупнейшего информационного агентства İhlas Haber Ajansı Озгур Юрул. Для казахстанских журналистов он провел мастер-класс по работе репортеров в горячих точках.

— Я не раз оказывался буквально на волосок от смерти. Приходилось выбираться из разрушенных взрывом зданий, пули пролетали рядом. Однажды я был ранен, помню, сам себя снял на камеру, рассказал в видео все подробности о военном конфликте, попрощался со своими родными и близкими и потерял сознание от кровопотери. Повезло, что меня спасли военные медики, — поделился журналист.

По словам Озгура Юрула, журналист, работающий в горячей точке, должен быть универсалом, уметь снимать фото и видео, писать текст и пользоваться оборудованием.

— Сегодня много технических возможностей для того, чтобы передать информацию, — отметил он. — Есть устройства для передачи через спутник, которые легко носить с собой, чтобы переслать информацию кому-то, кто находится в нормальных условиях, может доработать твой сюжет или просто отправить дальше. В нашей команде были люди, которые сами разрабатывали такие устройства для передачи информации, писали для них программы.

По мнению спикера, журналист не должен спешить покинуть территорию военного конфликта, необходимо максимально глубоко изучить ситуацию, выслушать как можно больше точек зрения, чтобы сделать объективный репортаж. Кроме того, отправляясь в страну, где идет во-оруженный конфликт, нужно изучить язык и обычаи местного населения, продумать пути возможного выезда из страны и даже возможности для эвакуации или бегства. Журналист должен всегда идти позади военных, выполнять все их указания и соблюдать правила безопасности.

Тем временем на другой площадке AMW обсуждали вызовы и сложности развития рекламного рынка. Эксперты Центрально-Азиатской рекламной ассоциации представили анализ рекламно-медийного рынка РК за последние годы и обсудили перспективы его развития. Участники конференции «ADTribune — Рекламный голос Азии» искали ответы на вопросы, что происходит с этой отраслью в Казахстане и в мире, каковы реальные цифры рекламного рынка и как наладить диалог между представителями госсектора и лидерами рекламной отрасли. На панельной сессии рассматривали вопросы спонсорства, создания брендов и их продвижения с использованием социальных сетей. Ряд встреч был посвящен маркетинговым «фишкам», искусству деловых коммуникаций и дизайн-мышлению.

Пресс-секретарям на заметку

В завершающий день Astana Media Week состоялись семинары для пресс-служб госорганов и квазигосударственного сектора. Здесь шла речь о том, как сделать официальные страницы ведомств читаемыми. Ведь именно от работы пресс-секретарей зависят информированность населения, доступность ведомств и актуальность предоставляемой информации.

Директор департамента развития автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» Жулдыз Сулейменова провела для пресс-служб медиалекторий «Связывая поколения». О том, как гармонично уживаются медиа и дипломатия, рассказала на примере своей организации пресс-секретарь представительства Европейского союза в Республике Казахстан Эльнара Байназарова. Она представила вниманию слушателей успешные кейсы, в которых обычно сдержанные дипломаты выступают открытыми и располагающими к себе людьми. Поделилась она и секретами успеха и лайфхаками о том, как менять подход к освещению деятельности.

Руководитель пресс-офиса Назарбаев Университета Динара Кусаин посвятила выступление медиабудням в казахстанской науке. Она посетовала, что в стране много ученых, однако интересными открытиями СМИ интересуются редко. Аудитории были показаны полезные инструменты для проверки информации, приведены примеры успешных проектов.

Далее на панельных сессиях отечественные и зарубежные эксперты, журналисты и блогеры говорили о том, как эволюционировали видеокоммуникации за последние годы.

В рамках мероприятия изучены инструменты эффективного развития и продвижения каналов, работы с аудиторией. На панельной сессии «SMM в digital: подготовка контент-плана для социальных сетей, формы взаимодействия с блогерами» эксперты говорили о том, как правильно создавать контент, как привлечь внимание аудитории. Отдельное внимание уделили вопросам фейковой информации и предложили методы борьбы с ней.

По словам руководителя Фонда поддержки СМИ Махаббат Есен, сейчас медиакультура, медиаграмотность развиты не везде и в не в полном мере.

— Что происходит с нашим зрителем, потребителем информации, что он хочет? Дело в том, что информации полно и она часто утомляет зрителя и читателя. Оттого люди не проверяют достоверность информации. Каждый имеет право получать ее от качественных специалистов. Им важно услышать разные мнения, разные позиции. И не важно, где ты транслируешь информацию: на телевидении, YouTube, в социальных сетях. Надо не только поднимать уровень медиаграмотности, но и грамотности в целом. В погоне за коммерциализацией и рейтингом СМИ нередко ориентируются на среднего потребителя. А в идеале нужно заниматься воспитанием общества, чтобы оно было и читающим, и знающим, — отметила она.

В ходе следующей панельной сессии, посвященной созданию конкурентного контента, были представлены подходы к созданию неновостных материалов. Спикеры — главный редактор газеты «Айкын» Нурмухамед Байгара и ведущий АО «РТРК «Қазақстан» Нартай Аралбайулы — поделились с журналистами профессиональным опытом.

Мастер-класс по теме «Конвейердегі сауат» провел для журналистов главный редактор информационного агентства Baq.kz Ерлан Оспан. О том, как привлекать аудиторию на тематические сайты, в ходе мастер-класса «Тақырыптық сайттарға оқырман тарту жолдары және контент сапасы» рассказал главный редактор интернет-проекта «Qazaqstan tarihy» Алтынбек Кумырзакулы.

Лола НУРМАТОВА

Комментарии закрыты.