- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
На пути демократизации. Маслихаты должны выполнять ключевую роль в местном самоуправлении
Маслихаты должны выполнять ключевую роль в местном самоуправлении
По инициативе Главы государства Касым-Жомарта Токаева в стране осуществляется реформа политической системы на всех уровнях — от местного самоуправления до общенациональных вопросов. За последние три года в политической сфере принято более 10 законов, которые способствовали дальнейшей демократизации страны. Однако, как показали трагические январские события, республике необходимы кардинальные политические преобразования, направленные на два ключевых момента: последовательную демократизацию казахстанского общества и обеспечение устойчивости и управляемости государства. Это особо важно на фоне нарастающей геополитической напряженности.
Подробнее об этом мы побеседовали с доктором педагогических наук, профессором, заслуженным деятелем Республики Казахстан Махметгали Сарыбековым.
— Махметгали Нургалиевич, одним из направлений реформирования политической системы является переформатирование представительной ветви власти. Вы возглавляли Жамбылский областной маслихат VII созыва. Как изменится деятельность маслихатов на местах?
— Вновь избранные депутаты маслихатов всех уровней будут работать в условиях измененного правового поля. Маслихаты должны выполнять ключевую роль в местном самоуправлении. С этой целью были внесены поправки в Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении». Если ранее маслихаты, как справедливо отметил Президент страны, имели гибридную природу, являясь одновременно органом местного государственного управления, а также институтом местного самоуправления, то теперь в законе появилась норма, которая четко прописывает полномочия маслихата как основного звена местного самоуправления.
Вы знаете, что ранее маслихаты критиковали, называя их «карманными маслихатами акимов», «нотариальными конторами по утверждению документов акимата», «бесхребетными маслихатами». Поправки в законе позволяют четко разграничить полномочия представительной и исполнительной власти.
Также для укрепления субъектности и самостоятельности маслихатов введена должность председателя маслихата.
Кроме того, в целях системного усиления влияния маслихатов изменен порядок назначения акимов регионов. Если ранее депутаты согласовывали или не согласовывали единственную кандидатуру, предложенную Главой государства, то теперь маслихаты рассматривают по представлению Президента страны на альтернативной основе не менее двух кандидатур на должности акимов областей и городов республиканского значения. То есть по сути, маслихаты участвуют в косвенных выборах руководителей регионов.
Все эти изменения в законодательстве направлены на усиление роли маслихатов, поскольку именно они непосредственно занимаются решением актуальных проблем на местах и способствуют росту качества жизни населения.
— Как Вы считаете, что сегодня является особо важным в работе депутатов маслихата?
— Во все времена главным является повышение доверия граждан к представительной власти. Я часто цитирую слова известного социолога и футуролога Фрэнсиса Фукуямы: «Благополучие нации, как и ее способность к конкуренции, обусловлено единственной всепроникающей культурной характеристикой — уровнем доверия, присущим данному обществу. В обществах с низким уровнем доверия государственная регламентация не в состоянии привести к позитивным переменам в социальном целом. Именно доверие между людьми, властью и обществом служит фундаментальным залогом стабильности социальной структуры».
Сможет ли депутат заслужить доверие избирателей, зависит от его компетентности и профессионализма. К сожалению, порой имеет место лишь имитация бурной депутатской деятельности. Очень важно, чтобы люди видели конкретные результаты в работе депутатов. Только так можно обеспечить доверие населения к маслихатам.
— Махметгали Нургалиевич, по заданию Главы государства разрабатывается новый Закон «О местном самоуправлении в Республике Казахстан». На что он будет направлен?
— Да, проект этого закона уже опубликован для обсуждения. Он будет регулировать общественные отношения в области местного самоуправления, определять правовой статус и организацию деятельности органов местного самоуправления, финансово-экономические основы местного самоуправления.
— В проекте Закона «О местном самоуправлении» появился новый орган — кенес. Не будут ли кенесы дублировать деятельность маслихатов?
— Думаю, что нет. Маслихаты у нас функционируют на трех уровнях: область, город, район. Проектом закона предусматриваются два вида кенеса: во-первых, кенес — орган местного самоуправления на территории города районного значения, села, поселка, сельского округа; во-вторых, кенес городского самоуправления — орган местного самоуправления на территории города республиканского значения, столицы и города областного значения.
В отличие от маслихатов кенес не будет обладать правами юридического лица. Он будет формироваться из числа местных жителей на сходах местного сообщества. К основным задачам кенеса относятся: утверждение программ развития местного сообщества, образование и организация деятельности временных мониторинговых комиссий, обсуждение нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления, участие в решении актуальных вопросов местного значения и так далее.
Маслихаты и акиматы будут создавать необходимые правовые, организационные и иные условия для деятельности кенесов. Пока это только проект нового закона. Время покажет, какое место займет кенес в развитии местного самоуправления.
— И последний вопрос. Как экс-председатель Жамбылского областного маслихата, какую бы оценку Вы дали новому составу депутатов VIII созыва?
— Как известно, в этом году выборы в Мажилис и маслихаты всех уровней проходили в новом формате. Были внесены соответствующие изменения в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах». Глава государства неоднократно говорил, что в Мажилисе и маслихатах должны быть как минимум три сильные политические партии. Не должно быть монополии одной партии. Только конкуренция между партиями будет способствовать положительным изменениям в политической системе. Должен открыто сказать, что эти инициативы Президента страны не были до конца реализованы. По результатам прошедших выборов в Мажилисе и маслихатах доминирует партия «Amanat».
Так, если в составе Жамбылского областного маслихата VII созыва были представлены три партии: «Amanat» — 30 депутатов, «Ауыл» и «Ақ жол» — по три депутата, то в новом составе выросла представительность политических партий: «Amanat» — 27 депутатов, «Ауыл» — три, «Ақ жол» и «Respublika» — по два, «Байтақ» и Народная партия Казахстана — по одному.
Из предыдущего созыва вошли в новый состав 10 депутатов, что очень важно для сохранения преемственности в деятельности маслихата. Но в любом случае положительные сдвиги в выборном процессе произошли. Как в народе говорят: если хочешь пройти длинный путь, сделай первый шаг. Я думаю, что Казахстан только формируется как правовое и демократическое государство, и первые шаги на пути демократизации сделаны.
Беседовала
Анна МАСТЕРКОВА
Комментарии закрыты.