The news is by your side.

На вершине цивилизации

Труды великого мыслителя актуальны и сейчас

Юбилей Абу Насра аль-Фараби стал отличным поводом задуматься о том, какой вклад он внес в развитие современной цивилизации. Ученый не ограничивался математикой и астрономией, его труды отразились и на развитии медицины, и даже музыки. 

Как известно, аль-Фараби родился в достаточно обеспеченной семье. В некоторых источниках говорится, что его семья принадлежала к роду кипчак. Его отец был военачальником, и это сказалось на воспитании будущего ученого. Во многих книгах об аль-Фараби часто говорится о его храбрости и о том, что он метко стрелял из лука.

Что касается имени, под которым известен этот мыслитель, то если со словом Фараби все ясно (оно указывает на принадлежность к городу Фараб), то происхождение второй части имени исследователи связывают с двумя причинами. По материалам, которые дошли до наших дней, доподлинно неизвестно, была ли у ученого своя семья. Но на арабском языке слово «абу» означает «отец». То есть это может означать, что у него был сын Наср, поэтому его и прозвали «Абу Наср». По другой версии слово «абу» имеет еще один смысл. Арабы использовали это слово, чтобы подчеркнуть уважительное отношение к человеку.

Видный историк Аширбек Муминов писал о том, что имена, начинающиеся на «абу», появились в силу большого уважения к личности: «Учителя, уважаемого человека на Востоке никогда не называют только своим именем, а добавляют уважительное слово. Иногда прибавляют имя первого ребенка либо дают еще одно имя, исходя из личных качеств человека. Слово «Наср» в переводе с арабского означает «помощь», то есть Абу Наср можно перевести как «помощник». Возможно, имеется в виду, что Фараби содействовал главе государства, давал ему советы, оказывал всяческую помощь».

К тому моменту, когда родился аль-Фараби, ислам уже давно и широко распространился по всему Южному Казахстану. В связи с тем что Средняя Азия и Туркестан находились под влиянием Арабского халифата, городское население одновременно использовало арабский, персидский, тюркский языки. Арабский язык был языком науки и культуры, поэтому научные труды аль-Фараби были написаны на этом языке. С целью совершенствования своих знаний аль-Фараби побывал во многих местах. В итоге он остановился в Багдаде, в городе, который на тот момент являлся центром научного мира.

В Багдаде находились дом ученых «Байт аль-Хакма» и богатая библиотека. Там он повстречал многих выдающихся ученых своего времени, выучил
греческий, латинский, санскрит и другие языки.

Аль-Фараби написал более 100 трудов. Но назвать точное количество пока невозможно. Немецкий ученый
Ш. Штейшнейдер насчитал 117 научных трудов, оставшихся после аль-Фараби. Турецкий ученый А. Атеш говорил о 160 трудах, а таджикский ученый Б. Гафуров указывает на 200 трактатов. Если разделить эти труды на научные сферы, то это астрономия, математика, лингвистика, риторика, философия. Он самостоятельно знакомился с трудами Аристотеля, Платона и других философов. Не ограничившись простым знакомством, аль-Фараби проводил глубокий анализ и выражал свое мнение. В одной легенде говорится о том, что аль-Фараби прочел сочинение Аристотеля «О душе» 100 раз, «Гармония природы» —
40 раз, «Риторика» — 200 раз. Также ученый написал толкование к таким философским работам Аристотеля, как «Категории», «Метафизика», «Герменевтика» и «Софистика».

Немецкий исследователь А. Мюллер писал об аль-Фараби: «Великий мыслитель всего мусульманского Востока аль-Фараби достиг глубоко понимания греческой философии. Поэтому если называть того, кто начал научные исследования философии на Востоке, то нужно называть именно аль-Фараби и никого другого».

Наряду с разносторонними знаниями аль-Фараби хорошо освоил медицину, написал объемные труды в этой сфере. «Сердце — главный орган, им не может управлять никакой другой орган тела. После него идет мозг. Он тоже главный орган, но его значение не первичное», — так он определял работу органов человека.

Аль-Фараби внес свой вклад и в музыку. Всемирно известная «Большая книга музыки» является сочинением, посвященным теории музыки. В этом труде с помощью математических методов ученый впервые перевел на бумагу музыкальные звуки, которые известны теперь как ноты. Но он не ограничивался теорией, сам изготавливал музыкальные инструменты и прекрасно играл на них.

Гражданские, политические, общественные взгляды аль-Фараби изложены в трактате «Фусул ал-мадани». Несмотря на то что темы трактатов самые разные, они посвящены одной теме — взаимоотношения человека и общества. Одна из особенностей этого труда — сравнение телесных и духовных явлений. Размышления аль-Фараби о человеке, государстве, управлении государством актуальны и сейчас. Он придавал большое значение личным качествам мыслителей, призывая их быть честными и справедливыми. По его словам, настоящий ученый — это философ, который не только приносит пользу народу, но и должен быть образцом, примером для всех.

Труды аль-Фараби изучаются более тысячи лет исследователями разных народов во всем мире. В их числе есть и казахстанские ученые, которые выпустили научные труды аль-Фараби на русском и казахском языках. Конечно же, работа по изучению наследия нашего великого предка будет продолжаться, ведь оно — вершина духовных ценностей.

Дина КУЛЬБАЕВА,
заведующая кафедрой «Философия и политология» ТарГУ,
кандидат филологических наук

Комментарии закрыты.