The news is by your side.

Начать с азов

Этика опирается на культуру поведения

Повышение качества государственных услуг сегодня стало одной из обсуждаемых тем на всех уровнях общества. Среди получателей услуг, как водится, много недовольных именно качеством, отсюда жалобы во все инстанции. Между тем этих жалоб можно было бы избежать, если бы госслужащие на практике ежедневно и неотступно следовали Кодексу этики. 

Как у представителя общественной организации, особое внимание вызывают у меня три стандарта поведения, изложенные в Кодексе этики государственных служащих. Первый — обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц. Второй — повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей, соблюдать установленные законами Республики Казахстан ограничения и запреты. Третий — на постоянной основе принимать меры по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг.

По поводу прозрачности принимаемых решений считаю: пока это заявленная, декларируемая цель, для достижения которой необходимы практические механизмы и регламенты, порядок и процедуры. Этический кодекс как раз может служить прекрасной основой для их разработки.

Что касается повышения профессионального уровня госслужащих, приоритетом должна стать системная образовательная работа по изменению мышления и сознания сотрудников госорганов, их отношения к своей работе и их взаимоотношений с гражданами и организациями. Если конкретно, им нужно воспитать в себе способность воспринимать обратившихся (будь то физическое лицо или представитель юридического лица) как своих клиентов и ориентироваться на них. Тогда и ответственность, и подотчетность, и эффективность государственных служащих, и реализация государственной политики и, конечно же, реформ повысятся в разы.

И по вопросу системного повышения качества государственных услуг. На чем может быть основано повышение качества государственных услуг? На мой взгляд, только на обратной связи между потребителем государственной услуги (гражданами или организациями) и самим госорганом — поставщиком услуг. Есть ли у нас система подобной обратной связи? На мой взгляд, ее нужно еще формировать, и вот здесь особое значение приобретают два стандарта, о которых мы говорили выше: прозрачность в работе и профессионализм.

Есть частный (и пока единичный) пример практической реализации этого стандарта: сотрудничество департамента государственной службы по Жамбылской области с нашими объединениями юридических лиц и другими НПО в построении безбарьерного Тараза. Департамент по делам государственной службы инициировал создание рабочей группы по мониторингу доступа к государственным услугам из числа представителей НПО, государственных органов и СМИ. В ходе мониторинга были выявлены основные проблемы и выработаны рекомендации для их решения, которые уже сейчас выполняются местными исполнительными органами.

Уверена, если бы и другие госорганы сумели наладить контакт с гражданским сектором, наш регион развивался бы в ускоренном темпе. Предлагаю развивать сотрудничество масштабно, вовлекая общественные объединения в процесс разработки государственных программ, проведение общественной экспертизы, мониторинга и оценки программ, в процесс принятия решений. Это обеспечит реальный общественный контроль за работой госслужащих, а значит, и нарушений, в том числе и Этического кодекса, можно будет избежать.

Айнур ЗАУРБЕКОВА,
председатель ОЮЛ «Жамбылский Гражданский Альянс «НПО и Бизнес»,
председатель ОЮЛ «Ассоциация НКО Жамбылской области»

Комментарии закрыты.