- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Начинать нужно с главного. Реформы помогают готовить кадры будущего
Реформы помогают готовить кадры будущего
Создание эффективной, современной государственной службы и структуры управления всегда являлось особым приоритетом в деятельности государственной власти. Доказательством тому может служить одна из первых публичных инициатив Главы государства Касым-Жомарта Токаева по проведению отбора в Президентский молодежный кадровый резерв, который стал действенным социальным лифтом для талантливой молодежи.
По поручению Президента в текущем 2023 году также организованы и проводятся процедуры отбора в Президентский молодежный кадровый резерв. На региональном уровне планируется и проведение отбора в 2024 году.
Успешно функционирует новая система оплаты труда, усовершенствовано законодательство в сфере государственной службы.
В результате проведенной работы повышен качественный состав государственного аппарата, улучшились показатели соблюдения принципа меритократии и кадровой стабильности.
Сама Предвыборная программа Президента, его Послания народу Казахстана определили дальнейший вектор развития государственной службы, ключевым ориентиром которого станет переход от состоявшегося профессионального госаппарата — к инновационному.
Для достижения поставленных целей, помимо реализации практических мер, требуется также совершенствование законодательной базы. Поэтому одной из важнейших задач является обеспечение государственной службы конкурентоспособными кадрами.
В настоящее время создаются условия для привлечения на службу профессионалов, получивших образование в ведущих университетах мира и имеющих необходимый опыт работы. Это транспарентная система отбора, возможность карьерного роста и достойная оплата труда.
Таким образом, в целях создания дополнительных условий для повышения качественного состава проведена работа по совершенствованию законодательства в сфере государственной службы.
Для оперативного заполнения вакантных руководящих должностей, срок временного возложения их обязанностей ограничен до трех месяцев. При этом установлен запрет на временное возложение обязанностей руководителей на помощников и советников. Также был отменен испытательный срок для лиц, повторно поступающих на государственную службу. Исключение составляют лица, ранее уволенные по результатам оценки деятельности, испытательного срока, итогов аттестации либо по отрицательным мотивам.
Одними из наиболее важных вопросов являются превенция коррупционных нарушений, повышение профессионализации и своевременная ротация государственных служащих. По сути, длительное пребывание в одной должности снижает трудовую мотивацию госслужащих, так как кругозор ограничивается рамками одного участка, превалируют шаблонные методы работы.
На основе практики применения данного института в Закон «О государственной службе Республики Казахстан» внесены изменения, предусматривающие распространение института ротации также на политических госслужащих.
В настоящее время уполномоченным органом в сфере государственной службы прорабатывается вопрос расширения межрегиональной ротации для местных исполнительных органов и центральных госорганов. Это, в свою очередь, повысит кадровую мобильность и будет способствовать обмену опытом между регионами, а также среди уровней в системе госоргана. В то же время для повышения социальной защищенности от обязательной ротации освобождены госслужащие, являющиеся многодетными родителями.
Однако следует понимать, что жизнь не стоит на месте и что внедренная система государственной службы не является раз и навсегда чем-то определенным: представления о публичной государственной службе, критериях ее эффективности и профессионализма совершенствуются и изменяются по мере эволюции самого общества.
Возвращена норма о том, что квалификационные требования к административным государственным должностям корпуса «Б» утверждаются должностным лицом (органом), имеющим право назначения на государственные должности, по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным подразделением на основе типовых квалификационных требований к административным государственным должностям.
В целях повышения профессионализма, эффективности и компетентности личного состава государственных органов теперь лица, окончившие обучение в организациях образования при Президенте Республики Казахстан в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования с результатом обучения не ниже значения, установленного уполномоченным органом, могут занять административные государственные должности корпуса «Б» в местных исполнительных органах, аппаратах маслихатов, ревизионных комиссиях, территориальных подразделениях центральных государственных органов и их ведомств (кроме местных исполнительных органов, аппарата маслихата, ревизионной комиссии, территориальных подразделений центральных государственных органов и их ведомств в столице и ее районах) в течение одного года после окончания обучения по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным подразделением без проведения конкурса.
Также лица, окончившие обучение в организациях образования в рамках государственного заказа по программам высшего и (или) послевузовского образования с результатом обучения не ниже значения, установленного уполномоченным органом, в течение одного года после окончания обучения без проведения конкурса могут занять низовые и не руководящие административные государственные должности корпуса «Б».
На законодательном уровне исключен командно-административный метод перемещения государственных служащих, поскольку смена политических государственных служащих, а также руководителей государственных органов, являющихся административными государственными служащими, не является основанием для прекращения административным государственным служащим госслужбы на занимаемой государственной должности по инициативе вновь назначенных политических и (или) административных государственных служащих.
Поступление на административную государственную службу на конкурсной основе наиболее полно реализует конституционный принцип равного доступа всех граждан на госслужбу.
Для более четкого разграничения политической и административной государственной службы также введено правило, запрещающее включение в состав конкурсных комиссий государственных органов политических государственных служащих, то есть влиять на процессы, связанные с кадровым отбором, последние уже не могут.
Действующая модель государственной службы основана на принципах меритократии, то есть с учетом личных заслуг и достижений, открытого конкурсного отбора. Ключевыми аспектами нововведений являются применение компетентностного и конкурсного подходов при продвижении по карьерной лестнице, организация трехэтапного отбора для впервые поступающих на госслужбу. Прохождение тестирования по вопросам законодательства и оценки личных качеств позволяет более объективно оценить кандидата на государственную службу.
Более того, новая модель формирования госаппарата подразумевает, что отбор на вышестоящие вакантные должности будет проводиться среди госслужащих согласно результатам внутреннего конкурса, что в свою очередь минимизирует возможные риски и позволяет определить лучшего служащего. Для улучшения стимула лучших государственных служащих введена система переводов на вышестоящие должности внутри одного ведомства.
При этом нельзя обойти вниманием проводимую пилотную апробацию процедуры поступления на госслужбу. Проектом предусмотрен новый формат проведения отбора на государственную службу и конкурсных процедур на базе информационной системы «Е-қызмет». Апробация проводится в самом Агентстве по делам государственной службы, акиматах Акмолинской области и городе Шымкенте, министерствах торговли и интеграции, индустрии и инфраструктурного развития.
Новый формат предусматривает максимально упрощенный подход к процессу отбора на госслужбу. Граждане могут участвовать в конкурсе круглосуточно 24/7 в любое удобное для них время на всех этапах, за исключением собеседования, которое будет проходить в заранее установленное время.
Одним из важнейших критериев повышения эффективности деятельности государственных служащих является и материальное стимулирование их труда. На сегодняшний день на правительственном уровне решен вопрос выплаты бонусов
административным государственным служащим, которая осуществляется по результатам оценки их деятельности по итогам года, причем даже в случаях увольнения, расторжения трудовых отношений и ротации выплата бонусов административным государственным служащим осуществляется по результатам оценки их деятельности пропорционально отработанному времени.
Таким образом, за более чем 25 лет развития отечественной государственной службы мы пришли к тому, что действующая модель государственной службы ориентирована на признание важности человеческого фактора, что в первую очередь предполагает модернизацию понятия «государственная служба», которое должно стать синонимом понятия «служение нации (обществу)» и означать ориентацию на население как потребителя государственных услуг, а также способствовать развитию гибких навыков у всего персонала государственного аппарата.
Лесбек ИЛЕБАЕВ,
руководитель департамента
Агентства РК по делам государственной службы по Жамбылской области,
председатель Совета по этике
Комментарии закрыты.