The news is by your side.

Наделы — в дело

Нарушений немного, но всё-таки…

В прошлом году в области в государственную собственность возвращено более четырех тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Учитывая масштабы региона, это не очень большая территория, но, по мнению специалистов, земля – стратегический ресурс и должна работать. В мировой истории имеется немало примеров, когда за участок куда меньше четырех гектаров между государствами происходили многолетние войны. 

Руководитель управления по конт-ролю за использованием и охраной земель акимата области Серикбай Тапеев на собственном опыте убедился, насколько дорожат принадлежащими им участками землепользователи. Только с начала текущего года в возглавляемое им управление поступило 58 сигналов и обращений от местных исполнительных и правоохранительных органов по поводу нецелевого использования сельхозземель. Впрочем, при проверках было выявлено всего 17 нарушений законодательства при использовании земли площадью 422 гектара. По девяти фактам выписаны штрафы на общую сумму два с половиной миллиона тенге. Восемь землепользователей получили предупреждения об устранении недостатков.

В своей работе управление по конт-ролю за использованием и охраной земель руководствуется нормами Предпринимательского кодекса РК, принятого в рамках реализации поручений, изложенных Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в Плане нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ.

— В 2015 году шесть законов были объединены в этот кодекс, так как Глава государства всегда обращает внимание на необходимость поддержки и защиты предпринимательской деятельности, — говорит С. Тапеев.

Согласно этому кодексу в настоящее время в республике действуют центральный и местный контрольные органы. Местный — это управление по контролю за использованием и охраной земель акимата области. Оно было создано в 2015 году, когда Комитет земельных ресурсов Минсельхоза РК передал часть своих полномочий местным исполнительным органам. На управление же возложена обязанность по выявлению таких нарушений, как неиспользование либо нецелевое использование земель и так далее.

— Выявление серьезных нарушений при землепользовании Комитет земельных ресурсов оставил себе, — объяснил собеседник. — При этом мы не имеем права проверять принятые акиматами постановления и решения по предоставлению права пользования землей. Именно поэтому некоторые нарушения земельного законодательства остаются вне сферы нашего внимания. И по собственной инициативе мы не имеем права проводить проверки.

Получив сигнал о нарушении, инспекторы управления составляют акт о назначении проверки, который регистрируется в областном управлении Комитета по правовой статистике и спецучетам Генпрокуратуры РК. Субъект проверки должен быть предупрежден не менее чем за сутки до прибытия проверяющих. И часто, по словам С. Тапеева, происходит так, что когда их группа приезжает на место, владельца земельного участка там не оказывается. Именно в это время ему срочно понадобилось выехать в другой город или даже страну.

— А на проверку у нас имеется всего пять дней. Представляете? Мы вынуждены дважды отправлять инспекторов в отдаленный район, тратить на это бюджетные деньги, но без землевладельца выполнить свои обязанности не можем, — говорит руководитель управления. — В итоге акт назначения проверки приходится закрывать, а после этого повторно по этому сигналу работать уже не имеем права до конца года. Таким образом, некоторым владельцам участков удается избежать административного наказания либо изъятия земли в госсобственность.

А ведь до 2015 года управление имело право проводить такие мероприятия внепланово. И эффективность работы была высокой. Сейчас все иначе. С внесением изменений и дополнений в некоторые законы инспекторы управления оказались связаны по рукам и ногам.

С. Тапеев неоднократно обращал внимание разработчиков законопроектов, касающихся земельных отношений, на эти несоответствия. Иногда его мнение учитывалось, некоторые замечания так и остались на полях. Хотя о наведении порядка в сфере землепользования постоянно говорится на совещаниях всех уровней.

— Я могу понять предпринимателей, они защищают свои права, заинтересованы в получении прибыли, — говорит С. Тапеев. — Однако в некоторых случаях огромные площади простаивают без применения по 10 — 15 лет. Получается, что предприниматели сидят на земле, как собака не сене.

В работе по контролю за использованием земли имеется много нюансов. К примеру, при предоставлении земли в аренду местные исполнительные органы руководствуются статьями 43, 44, 48 Земельного кодекса. То есть вопрос о предоставлении гектаров рассматривается земельной комиссией при акимате области, города, села. Выносится соответствующее постановление, и земля уже находится в собственности. А управление работает с тремя кодексами: Земельным, Административным и Предпринимательским. И часто нормы Земельного кодекса не стыкуются с нормами Кодекса об административных нарушениях. В статьях 92 — 94 Земельного кодекса РК говорится, что в случае если земля не используется по целевому назначению или используется с нарушениями, то она должна быть возвращена государству. Административный кодекс не содержит такой статьи, хотя до 2015 года она существовала. Потом эту норму изъяли.

— Есть еще такой момент. Мы могли бы изымать землю у гражданина, если она не используется в течение двух вегетационных периодов. Однако в Земельном кодексе этой формулировки нет, есть «два года». И суды охотно пользуются этим несоответствием, вынося решение в пользу землепользователя. Я неоднократно предлагал внести соответствующие изменения в законодательные акты. Но пока этот вопрос висит в воздухе, — констатирует руководитель управления.

Между тем в начале мая текущего года вышло распоряжение акима Жамбылской области Аскара Мырзахметова о создании региональной рабочей группы по мониторингу внутреннего контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения. По результатам работы этой группы управление сможет проводить внеплановые проверки владельцев сельхозугодий.

Если владелец является рачительным хозяином и пользуется имеющейся землей правильно, это хорошо. Но порой во время проверки выясняется, что значительная часть территорий на несколько лет вышла из оборота по причине того, что крестьянин просто не имеет средств на ее обработку. В этом случае инспекторы управления стараются убедить человека добровольно вернуть участок государству.

— Мы объясняем землепользователю, что ему лучше вернуть землю, чем платить штраф в 200 тысяч тенге и потом соответственно налоги в десятикратном размере, — говорит С. Тапеев. — Он все равно участком не пользуется, ничего на нем не выращивает. К счастью, нам удается найти правильные слова и убедить его. Если мы не можем сделать это в соответствии с нормами законов, то на помощь призываем психологические методы и весь жизненный опыт. Кстати, на недавней встрече с прокурором области Ибрагимом Имановым я услышал от него положительный отзыв о подобном подходе в работе. Он даже озвучил идею распространения нашего опыта в других регионах страны.

4 мая текущего года Президент страны Нурсултан Назарбаев подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений». Теперь иностранные граждане лишаются права на аренду земель в приграничной зоне. В Жамбылской области нет земель, напрямую принадлежащих гражданам других государств. В Кордайском районе имеются факты землевладения с долевым участием граждан КНР. Напомним, что протяженность казахстанско-кыргызстанской границы на территории Жамбылской области после демаркационных уточнений в феврале 2010 года составляет 716 километров. Со вступлением в силу изменений и дополнений в Земельный кодекс им, как подтвердил С. Тапеев, рано или поздно придется отказаться от этого участия, так как Кордайский район является приграничной зоной. Впрочем, в законопроект включена и норма, согласно которой участки в приграничных зонах не будут предоставляться в частную собственность и гражданам Казахстана.

Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты.