The news is by your side.

Наглядно о «Ненаглядном»

Чиновники от образования защищают «территорию»

Ситуация вокруг публикации «Ненаглядное пособие» напоминает пчелиный рой: пока о странном пособии по математике для начальных классов никто не знал, оно благополучно три года продавалось в розничной книжной сети. Управленцы от образования его не читали, о новой методе не слышали, но как только узнали о нем из публикации в газете, — зашумели, как растревоженный улей, и все — в свое оправдание. Хотя их в общем-то никто не винит: сборник, по утверждению издательства, одобрен Минобразования и науки, а право выбора дополнительной литературы по предмету — прерогатива учителя. 

Напомним, что в названном материале речь шла о сборнике заданий по математике для учащихся 2-4 классов Лидии Глазыриной. Пособие как пособие, если не считать практических задач на развитие логического мышления и вычислительных навыков учащихся. Автор предлагает малышам решить задачи-страшилки про привидения на кладбище, нацеливает их на поиск ругательных слов, предлагает явную абракадабру про гнусиков, которые шмыряют на глын, и тому подобное.

Первой реакцией на статью были звонки от читателей. Затем последовали комментарии чиновников. Сначала в устной форме говорилось, что эта книга не значится ни в перечне учебных изданий, разрешенных к использованию и утвержденных приказами Минобразования и науки, в списках литературы школьных библиотек. Как, впрочем, не удалось найти в перечне изданий и сборники Людмилы Петерсон, Марии Моро, Ольги Узоровой и других авторов, которые учителя средних школ и гимназий успешно применяют на своих уроках.

Затем пришел официальный ответ за подписью начальника управления образования Сулушаш Курманбековой, в котором сообщалось, что в районные отделы образования отправлены письма о запрете на использование сборника Л. Глазыриной в образовательном процессе школ и необходимости изъятия его из перечня библиотечных фондов. Понять защитную реакцию управления образования можно. Однако если названное пособие как на русском, так и на казахском языке в считанные дни было раскуплено сразу в нескольких специализированных магазинах Тараза, значит, кто-то его все же порекомендовал. Даже если так, не станем искать крайнего и попробуем разобраться и разъяснить педагогам и родителям, как влияют смешные, на первый взгляд, задачки на психику малышей.

Приведем комментарий психолога-консультанта профессиональной психотерапевтической лиги, действительного члена Общероссийской ППЛ и Европейской ассоциации психотерапии Татьяны Куроедовой.

— Взрослый может посмеяться над задачей про привидения, а ребенок, у которого сформировано только конкретное мышление и который воспринимает мир с точки зрения самого себя, не понимает абстрактных понятий (в частности, сон про привидения) и воспринимает все буквально. Если у ребенка тревожно-мнительный характер, он будет бояться открывать учебник. К чему это приводит в конечном итоге, вы знаете: у нас начались те же проблемы с детьми, что и на Западе — агрессия, суициды. Для ребенка это психотравма, такая же, как наблюдение за сценами насилия или сексуальными сценами. Травма может быть в микродозах, но рано или поздно она во что-нибудь выльется. Ребенок с несформированной психикой не может отличить реальность от вымысла, абсурдность от реальности. Для него насилие и мир абсурда становятся нормой. Ведь дети верят взрослым и тому, что написано. А потом мы, взрослые, говорим, что они неадекватны, хотя сами эту неадекватность и прививаем, капля за каплей подтачиваем психическое здоровье и благополучие наших малышей.

Здесь есть и глобальная проблема: категории добра и зла. Зло сегодня стало в мире властным. Мы видим веселую задачку, но не то, что кроется за ее внешним содержанием, поскольку помимо сознательных субстанций у нас есть и подсознательные. На уровне подсознания эта программа откладывается, накапливается и в какой-то момент прорвется, только неизвестно, в каком месте, как и с какими последствиями. И это будет результатом того, что мы сейчас практикуем. Мы что-то сеем, включая в учебники такие материалы, как в задачнике. Что пожнем в плане самоценности ребенка, ценности в отношениях к другим людям, культурного уровня и так далее, остается только догадываться. Это уже не звоночек, это уже набат.

Что касается смешных задач про мряк, пляк и хамсиков, то подобные слова используются только психологами и специально обученными специалистами. Мы знаем, что развитие ребенка может идти по право- и левополушарному типу. У левополушарных хорошо развита речь, они здраво структурируют свои ответы. Но в последнее время становится много правополушарных, у которых хорошо развиты чувства, сенсорика, а с речью — проблемы. Им очень трудно в школе. Для того чтобы выравнять развитие психических процессов таких детей, есть определенные приемы. Несуразные задачи — как раз один из приемов развития творческого мышления. Чтобы ребенку было легче учиться говорить, мы с ним придумываем секретный язык, который вне контекста, как в сборнике Лидии Глазыриной, выглядит абсурдным. То есть уместность осознавания контекста и возраста ребенка очень важна. Выходит, этого составитель сборника либо не знала, либо не учла, — делает вывод Т. Куроедова.

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.