The news is by your side.

Народная любимица. Сцене она отдала 70 лет жизни

Сцене она отдала 70 лет жизни

1 января 2022 года отмечалось 100-летие со дня рождения всенародной любимицы Розы Тажибаевны Баглановой, народной артистки Казахской ССР, народной артистки СССР, народной артистки Кыргызстана, удостоенной высокого звания «Халық Қаhарманы».

Роза Багланова — первая эстрадная певица (сопрано), первая казахская певица, получившая всенародное признание в СССР. Исполнительница казахских народных песен и известных композиторов Казахстана, популярных песен братских республик Союза и народов мира (на языках оригинала), песен военных лет. Она — самоучка, не имела профессио­нального музыкального образования, но, обладая звонким голосом, неповторимым тембром, четкой дикцией, что немаловажно для певицы, достигла впечатляющих высот в песенном искусстве.

Родилась Роза Багланова в Казалинске Кызылординской области. Рано оставшись без отца, оставила учебу в Кызылординском пединституте и пошла работать, чтобы помочь матери. С детства любила петь, участвовала в художественной самодеятельности. Случай привел ее в ансамбль песни и танца Узбекской филармонии (1941-1947). Позже она пела в Казахском театре оперы и балета имени Абая, затем в Казахской филармонии имени Жамбыла, с 1960 года была солисткой гастрольного творческого объединения «Казахконцерт», где проработала ею последние 50 лет жизни. А всего Роза Багланова прослужила на сцене 70 лет.

К 30-летию «Казахконцерта» в 1990 году в Казахстане был торжественно открыт Театр эстрады, и символическую ленточку разрезали две эстрадные знаменитости, две родоначальницы эстрадного искусства — первая певица Роза Багланова и первая танцовщица Шара Жиенкулова.

Известный советский поэт-песенник Лев Ошанин признавался, что впервые в его жизнь Казахстан вошел 14 августа 1949 года на Втором Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште, где в день первого концерта, на котором выступала советская делегация, своим певческим мастерством блеснула «… юная, милая девушка, в те дни она была одной из самых ярких звездочек фестиваля…». Это была Роза Багланова. За исполнение задорной народной песни «Ах, Самара-городок» она была удостоена звания лауреата фестиваля. Вместе с ней первые премии получили скрипач Игорь Ойстрах, виолончелист Мстислав Ростропович, балерина Майя Плисецкая и певица Зара Долуханова.

Л. Ошанин написал в те дни книгу «Дети разных народов», где, в частности, писал о казахской певице, покорившей зрителей, участников и жюри фестивального творческого конкурса своим самобытным талантом, звонким голосом и чарующей красотой:

А в партере ладони —

Красны, как с мороза, —

Вызывают казашку

Багланову Розу.

Она была также дипломантом Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1946).

За творческий труд, помимо военных наград за участие в Великой Отечественной войне, она награждена орденом Ленина (1959), орденами Дружбы народов (1981), Трудового Красного Знамени, «Отан» и многочисленными медалями, являлась обладательницей международной премии «Данекер» (2000), независимой общенациональной премии «Тарлан» (2004).

Знаменитая балерина Майя Плисецкая вспоминала, что «благодаря Розочке» она и ее знаменитые современники по искусству Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Сергей Лемешев и другие открыли для себя Казахстан. Недаром Динмухамед Ахмедович Кунаев говорил: «Казахстан знают благодаря ей».

Майя Плисецкая восхищалась не только чарующим голосом и красотой лица Розы Баглановой, но также отмечала, что у нее «неунывающий открытый характер, удивительная внешность — тоненькая, изящная талия, громадные глаза, черные толстые косы», и считала, что песню «Ах, Самара-городок» лучше Розы никто не исполнял. А ведь эта известная народная песня ранее была в репертуаре знаменитой Лидии Руслановой. Однажды, услышав ее в исполнении казахской певицы, она громогласно заявила: «Молодец, Багланова!», признав ее талант.

Когда началась Великая Отечественная война, Розе было 19. С первых дней войны она выезжала на фронт в составе женского ансамбля песни и пляски фронтовых бригад (в то время она числилась певицей Узбекской филармонии), только за первые три месяца ансамбль дал более 70 концертов. Своими песнями поднимала дух советских бойцов, популярными в ее исполнении были песни «Катюша», «Ах, Самара-городок», «Синий платочек», «Тальяночка», и фронтовики отмечали это в своих письмах певице. Приходилось не только петь фронтовикам, но и дежурить в госпиталях, ухаживать за тяжело ранеными, помогать санитарам, иногда командиры сами просили певицу спеть бойцам перед их отправкой в опасную разведку.

День Победы Роза Багланова встретила в Берлине, у стен поверженного Рейхстага, она участвовала в концерте для победителей вместе со знаменитыми Лидией Руслановой и Клавдией Шульженко.

Первую боевую награду медаль «За боевые заслуги» ей вручил 30 апреля 1943 года командующий Первым Украинским фронтом маршал Конев, сказав: «Ну надо же быть такой красивой!». Очарованный пением восточной красавицы с длинными черными косами, маршал пригласил ее танцевать во время первомайского праздничного обеда.

Вторую боевую медаль она получила весной 1945 года в Варшаве из рук маршала Рокоссовского, который с восхищением сказал: «Как вы работали в Польше!» и назвал ее «… настоящей шамаханской царицей», предсказав, что в будущем она станет гордостью советского искусства. Роза Багланова — единственная певица, которая получила медаль «За боевые заслуги» дважды.

В своих воспоминаниях она рассказывала о встречах со Сталиным и как однажды в Москве благодаря редкому 32-му размеру обуви ей достались замшевые модные ботинки, изготовленные знаменитым сапожником специально для Светланы Аллилуевой, дочери Сталина.

С концертами певица объездила полмира, и в каждой стране зрителей ждал музыкальный сюрприз — она открывала концерт популярной песней той страны, в которой выступала, и исполняла ее на их родном языке, некоторые исполнялись и в нашей стране на концертных площадках или по радио, например, словацкая полька «Танцуй, танцуй», корейская песня «Торади», она первой в Союзе исполнила гимн кубинской революции «26 июля».

Ее девизом были слова: «Человек! Ты — моя песня!». Народная любимица, она всегда пела для людей и никогда не позволяла себе выступать под фонограмму. Специально для нее создавали свои песни известные композиторы Казахстана Ахмет Жубанов, Латиф Хамиди, Еркегали Рахмадиев, Бахытжан Байкадамов, Шамши Калдаяков. Популярными в разные времена были песни «Ақ көгершін», «Бейбітшілік туы берік қолда», «Асыл арман».

Мне не раз доводилось слушать выступления Розы Баглановой как на сольных, так и праздничных концертах мастеров искусств Казахстана. Памятной для меня стала встреча и беседа с певицей в Алма-Ате. Тогда я училась на втором курсе КазГУ имени С. М. Кирова и была членом совета знаменитого «Общества семи муз», который хорошо знали в Алма-Ате и творческие коллективы, и деятели культуры и искусства Москвы, приезжавшие на гастроли в Казахстан. Основателем общества был преподаватель-историк и искусствовед Бахтажар Мекишев, выпускник Московского университета. Позднее он стал профессором, заслуженным деятелем культуры. Любовь к различным видам искусства и искусствоведческие навыки я переняла от него — вечная ему благодарность за открытие мира прекрасного!

18 марта 1967 года Роза Багланова пришла в гости к студентам с сольным концертом, ее сопровождал супруг, симпатичный мужчина, юрист по образованию. После первой части концерта их отвели в комнату отдыха, где присутствовали несколько активистов «Общества семи муз», Мекишев и кто-то из журналистов. В основном мы слушали их беседу, были какие-то вопросы. Сначала муж Розы Тажибаевны рассказывал о ее творчестве, новых песнях, которые появились в ее репертуаре, говорил, что есть песни, которые он не может слушать без волнения и даже слезы наворачиваются на глаза, особенно проникновенно пела трогательную песню Ескендира Хасангалиева «Асыл Арман». Роза Багланова поддерживала разговор мужа и кое-что напевала.

У меня с собой был альбом «Изобразительное искусство Казахской ССР», в котором был опубликован «Портрет Розы Баглановой» (1951) работы замечательного художника Ольги Кужеленко. (Это один из лучших портретов художника, но, к сожалению, опубликован не в цвете. О. Кужеленко сумела раскрыть внутреннее состояние молодой певицы и передать портретное сходство. Портрет этот является украшением первого зала Государственного музея искусств имени А. Кастеева в Алматы. В 1957 году Ольга Кужеленко написала второй портрет Розы Баглановой — в концертном платье у рояля. — Прим. автора). Улучив момент, я подала раскрытый альбом, певица оставила автограф. Затем концерт был продолжен.

Я решила написать об очередном мероприятии «Общества семи муз», гостем которого была знаменитая певица-фронтовичка, в газету. Заметка была опубликована в «Ленинской смене» 22 марта 1967 года под названием «В гостях у студентов — песня», это был мой журналистский дебют. Вот о чем писалось в ней:

«Еще задолго до концерта в фойе Казахского государственного университета имени Кирова были расклеены большие красочные афиши, извещающие о концерте народной артистки Казахской ССР Розы Баглановой. Концерт организован «Обществом семи муз».

Роза Багланова ответила на все наши вопросы. Она поет песни на 27 языках, побывала на гастролях в различных странах. Роза Багланова — первая исполнительница в нашей стране кубинского гимна «26 июля», который, кстати, она с блеском исполняет на испанском языке. В этот вечер она пела русские народные песни, песни композиторов Казахстана, казахские народные песни. Они звучали на казахском, немецком, русском, испанском языках. В заключение прозвучала известная фронтовая песня В. Соловьева-Седого «На солнечной поляночке», которую Роза Багланова пела 25 лет назад на фронте».

В последний раз я слушала Розу Багланову во Дворце культуры в городе Каратау, куда она приехала с сольным концертом в сопровождении нескольких музыкантов и солиста-домбриста. Было это в 80-х годах прошлого века. Пела она как всегда великолепно, иногда комментировала и подтанцовывала. С ней был ее сынишка. Мальчик пяти-шести лет несколько раз выбегал на сцену, не обращая внимания на музыку и людей. Зрители добродушно и с пониманием отнеслись к происходящему. Видимо, не зря он свободно чувствовал себя в Джамбулской области, воспринимая зрительскую аудиторию за своих будущих родственников и земляков: он женился на меркенке Марал, и великая певица приезжала в Мерке на сватовство. Марал Багланова была с Розой Тажибаевной до последних дней ее жизни. Певица скончалась в 2011 году, не дожив до 90-летия несколько месяцев…

Фатима ОРАЗБЕКОВА,
педагог-ветеран Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати,
член Союза журналистов Казахстана

Комментарии закрыты.