The news is by your side.

Наставник Абылай хана

Ему выпала миссия сохранить нацию

Толе би — политик, юрист и оратор. Он родился в 1663 году на территории нынешнего Шуского района Жамбылской области. Верховный бий Старшего жуза, один из авторов свода законов «Жеті жарғы». Это политик, который в свое время всеми силами боролся за единство Казахского ханства. 

Толе би был пытливым ребенком, отличался исключительной памятью. Он вырос грамотным человеком, хорошо освоившим ораторско-поэтическое искусство своего народа. С пятнадцати лет стал участвовать в собраниях биев, обратив на себя внимание общественности справедливостью мысли и ораторским искусством. Толе би вместе с биями Казыбеком и Айтеке участвовал в провозглашении Тауке ханом, принимал решение о том, чтобы все казахские роды подчинялись единому центру, правителю. А это, в свою очередь, работало на укрепление Казахского ханства. Во время жунгарского нашествия прилагал все усилия к тому, чтобы противопоставить сильному врагу объединенные силы братских казахского, каракалпакского и узбекского народов. Толе би был названным отцом и духовным наставником великого хана Абылая, который вел умелую внешнюю политику в окружении бушующего мира.

История свидетельствует о том, что нашествие жунгар было жестоким, направленным на уничтожение казахской нации. Казахи были вынуждены сниматься с родных мест и откочевывать в сторону Хивы, Бухары, Ташкента, где они строили укрепления. Но головорезы Калдана Церена преследовали их по пятам и хотели выжить даже из тех мест. И снова переселение, и снова массовое бегство и бедствия. И в это драматичное время скончался казахский правитель Тауке хан. Толе би как старший из казахских биев был вынужден взять на себя ответственность за будущее нации. Поэт-летописец Казангап Байболулы в своем высокохудожественном произведении «История Толе би» пишет, что народ стал по привычке требовать откочевать. На долю Толе би выпала трудная задача, и он должен был найти верное решение. А выход он увидел в переходе на оседлый образ жизни. Он набрался духа и провозгласил: «Настало время дать отпор врагу, больше не будем откочевывать под его натиском! Копайте арыки, занимайтесь земледелием!» И показал пример стойкости, не покинув пределов Ташкента. Да, традиционный промысел казахов — это скотоводство. Однако это довольно рискованное дело. Один джут может выкосить все поголовье скота, и тогда на казахскую землю придет большой голод. А земля, если научиться ее обрабатывать, накормит людей даже в лихую годину. Говоря так, Толе обнял могилу Тауке хана и заплакал.

О мудрости Толе би в народе бытует много преданий. Жунгарские войска, как пожар, опустошали казахские земли. Они не оставляли после себя ни одной живой души. Мирные казахи, как горох, рассыпались по бескрайней степи. На пути жунгар оказалась одинокая юрта. Жунгарский контайши послал своих воинов узнать, кто это и почему не откочевал вместе со всеми. Жунгары, прискакав к юрте, грубо спросили хозяина, кто он таков и почему здесь один. Толе би вышел им навстречу и призвал к сдержанности. И в свою очередь укорил непрошеных гостей, почему они не приветствовали старшего по возрасту. Те, поняв свою оплошность, поздоровались с хозяином. После чего Толе би сказал им: «Под моим шаныраком ласточка свила гнездо. И пока ее птенцы не окрепнут и не покинут гнезда, я никуда отсюда не уеду. Ласточка — священная птица, друг человека. А вы знаете, что во время всемирного потопа корабль пророка Ноя спасла именно ласточка?! И что от злых намерений змеи человека спасла ласточка?! И я не могу свернуть юрту, разорить гнездо и убить птенцов только потому, что к моему дому подошли враги. Вам понравится, если и ваши дома предадут огню, а ваших детей будут безжалостно убивать? Идите и передайте мои слова своему хану». Воины вернулись и передали контайши слова Толе би. Тогда жунгарский правитель сказал: «Пред нами святой человек. Не трогайте его. И его людей оставьте в покое». С тех пор Толе прослыл в народе как Карлыгаш аулие (Святая ласточка).

После смерти Тауке хана на трон взошел его сын Болат хан. Но он не смог править, как его отец. Поняв это, Болат передал бразды правления Толе би. Так Толе стал верховным бием казахов. Но поскольку перед народом стояла задача освободиться от вражеского ига, то и военное руководство перешло в руки Толе би. Он послал Казыбека би в Арку, биев Жусипа и Айтеке — к алшынам и кипчакам, Сасбука бия — к каракалпакам, Коким бия — к киргизам. Сам вместе с Саржаном, Есеем, Досаем и рядом других биев объехал казахов, проживавших вдоль Алатау и Каратау, где собрал несколько тысяч ополченцев. Этими войсками стали руководить такие бесстрашные знаменитые батыры, как Абылай, Богенбай, Кабанбай, Барак, Жолбарыс, Самен, Малайсары, Таттибай, Койгельды, Санырак, Тайшык, Кудайназар, Жарыкбас. Выступив единым фронтом, казахские войска позже наголову разбили жунгарских и ойратских захватчиков.

В 1740 году прихвостни жунгарского правителя Калдана Церена убили хана Старшего жуза Жолбарыса. Казахи во главе с Толе би были изгнаны из Ташкента. Правителем Ташкента вражеская сторона назначила манапа Кокыма. Тогда многие города вдоль Сыр-Дарьи тоже оказались под властью жунгарских захватчиков. В этот решающий момент на вершине Култобе состоялось собрание руководителей казахских племен и родов. И тут Карабек батыр призвал сдаться на милость врагу. Эта выходка Карабека возмутила Толе би, который сказал, что благо, если от отца родится сын, благо, если сын пойдет по стопам отца. Но также благо, если народ сам изгонит из своего окружения трусов, которые готовы пойти на поклон врагу! После того как возмутители спокойствия были изгнаны, Толе обратился к народу: «Земли твои простираются до беспредела, и беды твои нескончаемы… Но есть у тебя сыны, способные поднять знамя победы. Есть у тебя сыны, способные защитить, если попадешь в кабалу. Но кто скажет, что ты достоин свободы, если падешь ничком перед врагом?» После таких проникновенных слов казахи решили дать достойный отпор врагу.

Эпоха Толе би была полна вооруженной борьбы. Жунгарское ханство беспрестанно совершало набеги на казахские аулы, захватывало земли. После смерти Тауке хана казахи Старшего жуза оказались под жунгарским игом и платили подати. Но несмотря на это, Толе би проводил самостоятельную политику. Некоторые источники указывают на то, что именно Толе Алибекулы оказал влияние на султана Абылая, чтобы он поднял народ против жунгар.

В народе до сих пор бытуют предания о том, как мальчишка по имени Сабалак, пасший верблюдов Толе би, вырос в батыра Абылая, а затем и ханом стал. Толе би сыграл решающую роль в организации вооруженного сопротивления жунгарским захватчикам. Он совместно с батырами Абылаем, Кабанбаем, Богенбаем, Жанибеком и другими известными полководцами разрабатывал план ведения войны с жунгарами. То есть напрямую руководил боевыми действиями казахских ополченцев. Поэтому все казахи почитали его как верховного бия.

В свое время он был советником известных батыров, биев, более того — ханов. В устном народном творчестве сохранились сказания о том, как воспитывал батыров Абылая, Жолбарыса, Отегена, Таттибая, Куттыбая, биев и ораторов Тайкелтира, Есея, Досая и других.

В 1742 году жунгары вероломно напали на ставку Абылая и пленили его. И Толе би принял активное участие в его освобождении. В исторических преданиях рассказывается о том, что от имени казахских правителей Абильхаир хан и Толе би обратились за помощью к администрации Оренбурга. Здесь они нашли понимание, и 5 сентября 1743 года делегация в составе 90 человек, в том числе 25 русских офицеров и солдат, которыми руководил Толе би, освободила Абылая.

Толе би вместе со старшим бием Среднего жуза Казыбеком Кельдибекулы, старшим бием Младшего жуза Айтеке Байбекулы был советником Тауке хана. Он принял активное участие в реализации планов Тауке хана сделать город Туркестан своей ставкой, чтобы все казахские жузы, племена и роды подчинялись единому центру, создать военный союз казахов, каракалпаков, киргизов и узбеков для организации совместной борьбы с жунгарско-ойратскими захватчиками. Неоценима его роль в налаживании дипломатических отношений казахов Старшего жуза с Россией.

Толе би всю свою жизнь посвятил делу объединения казахов. На склоне лет к нему наведались бии Казыбек, Коки, Малик, Ержан, чтобы справиться о его здоровье. Во время беседы у него спросили, что он хотел бы сказать своему народу. Тогда Толе би ответил, что у тех, кто делится на жузы, черные лица. А кто делится на роды, те спешат навстречу собственной смерти. Кто желает делиться на семейные кланы, будут преданы забвению. Кто издевается над людьми, останется непогребенным. Если деградирует хан, он продаст свой народ. Если деградирует народ, он станет бороться за ханский трон. У справедливого бия нет родных, а у бия, у которого много родственников, нет собственных убеждений. Это слова Толе би. Это не просто слова, это кредо честного и справедливого человека. Когда к Толе би приходили люди с проблемами, он не делил их на своих родственников или друзей, все вопросы решал по справедливости. Например, в 1743 году, когда Толе являлся верховным бием Туркестанского края, к нему обратился посол царской России К. Миллер и рассказал о том, что четыре года назад на его караван по пути из Аулие-Аты в Туркестан напали воины Койгельды батыра и ограбили. Толе би собрал совет биев, чтобы рассмотреть жалобу царского посла. В работе совета приняли участие К. Миллер, Жанибек батыр, Каз дауысты Казыбек би, правитель города Туркестана Сейтхан, бек Ташкента Кокым би, каракалпакский бий Сасык би, султан Барак и другие авторитетные люди. Естественно, все споры сопровождались разбирательствами, ссорами. Так было и в этот раз. Одни высказались в пользу Койгельды батыра. Другие поддержали Миллера. И тогда Толе би сказал: «Я в интересах народа готов отрезать собственную руку. Койгельды батыр по родственной линии мне ближе, чем всем вам, но я не собираюсь его защищать. Господин Миллер мне никто, но из-за этого я не собираюсь отталкивать его. Надо думать не о заботах одного аула, а следует думать о судьбе всего народа. А если так, то оглянитесь по сторонам. Там кокандцы только и ждут, чтобы мы перессорились между собой. Тут жунгары все время раздувают огонь войны. Мы им не нужны, они зарятся на наши земли. В это суровое время нам нужен надежный друг, который протянет руку помощи. Не поэтому ли мы подписали договор с царским правительством России?! Да и друзей обижать нехорошо. Так что Койгельды батыр должен восполнить ущерб, нанесенный господину Миллеру, и заплатить ему две тысячи голов лошадей. Что такое две тысячи голов лошадей, это табун одного казахского бая. Потом сообща восполним эту потерю».

Совет биев поддержал мнение Толе би. Да и Койгельды батыр согласился с таким решением.

Вот несколько штрихов к портрету нашего славного предка Толе би, который остался в памяти народа как грамотный политик, который внес неоценимый вклад в укрепление единства казахского народа, благодаря которому казахи в самый трагический период истории сохранились как нация. А его мудрые слова до сих пор не теряют актуальности.

Ермекбай СЕРИКБАЕВ,
заведующий кафедрой «История Казахстана»
ТарГУ имени М. Х. Дулати,
кандидат исторических наук, доцент

Комментарии закрыты.