The news is by your side.

Не просто складно говорить…

Умная мысль не имеет срока давности

Выдающийся общественный деятель, бий Старшего жуза, оратор и поэт, один из авторов свода законов «Жетi жарғы» жил в XVII — XVIII веках. Находчивость, мудрость и тонкость суждений Толе би нашли признание еще при его жизни. 

Искусство красноречия у казахов всегда ценилось очень высоко, оно не утрачивает своей значимости и сегодня. Вот почему наставления, изречения Толе би, а также предания о нем актуальны по сей день.

В частности, в народной памяти сохранились его пламенные речи в пользу объединения трех казахских жузов в единое могучее централизованное государство.

 

Легенда первая

На суде Толе би поставил условие вору, укравшему треножник:

— Я привяжу к каждой ножке треножника ноги трех жеребцов, а ты ударишь их кнутом так, чтобы они сумели освободиться и убежать. Если они разбегутся, ты будешь оправдан, а если нет — заплатишь штраф. Подсудимый согласился. Но так как животные не смогли разорвать крепкие веревки, свитые из прочной кожи, вору пришлось заплатить за украденную вещь три лошади.

 

Легенда вторая

Кто-то задумал убить посла другого государства, но нашлись и противники этого злого умысла. Пришли рассудить спор к трем биям, которые внимательно выслушали обе стороны. Прямого ответа не последовало. Увидев белого гуся на глади озера, Толе би, Айтеке би и Казыбек би спросили у людей:

— Стоит ли тратить заряд дроби на одинокую птицу, есть ли от этого прок?

Поняв смысл сказанного, зло-умышленники согласились, что посол должен быть отпущен на родину живым.

 

Легенда третья

Как-то молодой Толе би приехал к Анет баба за советом. Баба попросил его сломать пополам шесть стрел по одной, а затем, сложив 12 обломков стрел в пучок, сломать их все вместе. Естественно, Толе би легко сломал каждую стрелу по отдельности, а пучок из 12 стрел сломал не сразу.

— Толежан, ты делай то, что желает большинство людей. Если исполнишь их желание, они будут прислушиваться к тебе. Если вы будете вместе и в согласии, никто не сумеет сломать вам хребет, а если нет, то его легко переломить, как одинокую стрелу, — сказал ему Анет баба.

 

Легенда четвертая

Пришли к Толе би двое мужчин, которые выкопали глубокий колодец на зимовке одного бая. Одному богач за работу дал овцу, а другому — козленка. Второй работник был недоволен оплатой. Хозяин колодца никак не внимал словам мудреца, что оба землекопа должны получить одинаковое вознаграждение, так как делали одну работу.

— У человека два глаза, который из них главнее? — спросил он у жадного бая.

— Они одинаковые, — произнес тот и дал овцу вместо козленка.

 

Легенда пятая

Молодую женщину, обладающую прекрасным голосом, гости просят спеть. Но она отказывается исполнить их просьбу, потому что боится гнева мужа.

— В девчонках она была непревзойденной певицей, а сейчас похожа на мокрую курицу, — сказали окружающие Толе би.

— Жизнь свободного воробья прекраснее судьбы соловья, оказавшегося в клетке, — ответил им он. — Попавший в сети соловей теряет голос в неволе.

Услышавший это муж певицы попросил у Толе би прощения и дал слово, что притеснять супругу больше не будет.

 

Легенда шестая

Пришел к Толе би путник и рассказывает об увиденном:

— Еду я на коне и вижу на окраине аула женщину, которая несет на спине двухлетнего ребенка да еще сноп сена. Я хотел посадить малыша на коня, но невозможно было его оторвать от матери, чья спина была усыпана колючками, — удивлялся он.

— Но разве ежиха не носит детеныша на своих иголках? Вот и ребенку мамина спина кажется мягче перины, — ответил ему мудрец.

Когда народ слагает легенды, это означает, что человек получил признание и почет, и поэтому оставил о себе память на века.

Галия АБДЫХАНОВА,
старший преподаватель кафедры философии и журналистики
ТарГУ имени М. Х. Дулати

Комментарии закрыты.