The news is by your side.

Не штрафуйте, мужики!

Зачем наказывать водителя, если фактически он не нарушитель?

Ветеран транспортной системы Джексен Тлеуов не раз поднимал в нашей газете общественно значимые проблемы. Вот и сейчас он решил обратиться к нам с тем, чтобы высказать свое мнение по поводу некоторых норм действующих правил дорожного движения, нарушение которых грозит высокими штрафами. 

Несколько лет назад в Казахстане решили резко повысить штрафы за нарушения Правил дорожного движения. Но удалось ли победить коррупцию? Судя по недавнему задержанию инспекторов полиции в Жамбылской области (по некоторым данным, на одном из рубежей Кордайского района они имели ежедневный доход в 500 тысяч тенге), высокие штрафы лишь способствовали увеличению суммы взяток представителям полиции.

По мнению Джексена Тлеуова, коррупционным деяниям способствуют не только боязнь граждан лишиться денег или прав на вождение, но и условия, которые создаются в Казахстане для участников дорожного движения.

— К примеру, в Жамбылской области практически позабыли о таком полезном знаке, как «Рекомендуемая скорость», — говорит он. — На трассах, даже на международной дороге Западная Европа — Западный Китай, на многих участках установлены знаки «Ограничение скорости» совместно с указателями предупреждающей группы («Ремонт дороги», «Неровная дорога» и так далее). Но ведь в былые годы в таких случаях, как правило, устанавливали рекомендуемые знаки. Они информируют водителей, да и применять радары сотрудникам патрульных служб уже не придется. Точно так же в городе Таразе — увидеть этот знак сегодня сродни чуду.

Еще один момент, который смущает ветерана, — это штрафы за невключенный ближний свет фар в населенных пунктах.

— Зачем штрафовать водителя, если он просто забыл включить фары, но при этом является добросовестным участником движения? — спрашивает он. — Неужели нельзя ограничиться предупредительными мерами? Что получается сейчас? Автолюбители очень часто забывают о новом требовании, обращаются на станции техобслуживания, где им кустарным способом устанавливают автоматическое включение фар при зажигании двигателя. Но у этих специалистов-самоучек минимальный опыт, нет никакого сертификата на товары, где гарантия, что завтра не произойдет самовозгорание машины?

Бывает обратная ситуация — водитель забыл выключить фары, оставив транспорт на долгое время. В результате аккумулятор садится, а потом двигатель невозможно завести.

Ветеран считает правильным решение о том, что нужно наказывать водителей за разговоры по сотовому телефону во время управления транспортом.

— Но вот пешеходов мы забыли, — говорит он. — А им тоже не мешало бы запретить пользоваться смартфонами при переходе через проезжую часть. Из-за отсутствия профилактических мероприятий среди населения люди забывают о своих обязанностях. Пешеход должен начинать переходить дорогу в положенном месте, убедившись, что его пропускают транспортные средства. У нас же они спокойно идут по зебре или где захочется, при этом разговаривая по телефону! Понятно, что прежде всего водители должны соблюдать правила. Но если бы и пешеходы были более бдительными, то наезды на них были бы редкостью.

Д. Тлеуов благодарен нашей газете за то, что в одном из выпусков полосы «Парковка» мы подняли тему водворения автомашин на спецстоянку в случае совершения грубых правонарушений со стороны водителя. Но, по его мнению, есть нюансы, с которыми сталкиваются сотни граждан.

— Если водитель по какой-либо причине оставил дома или на работе водительское удостоверение, техпаспорт или страховой полис, то его штрафуют, а машина водворяется на штрафную стоянку. Даже при уплате штрафа в тот же день машину вы сможете забрать минимум через три дня из-за разных бюрократических проволочек. Спрашивается: для чего создана единая база данных по водительским удостоверениям, техпаспортам и обязательному страхованию ГПО?

По словам ветерана, сегодня на автомашинах инспекторов установлены портативные компьютеры, имеется доступ ко всей базе данных. Там можно узнать, какие документы у человека в порядке, а какие нет. В зарубежных странах шоферам вовсе не обязательно иметь документы на транспорт, ведь все можно пробить через электронку.

— Видимо, многие наши инспекторы до сих пор не знают, как вообще пользоваться подобными программами. Тогда непонятно, для чего создавалась такая единая база данных, — негодует Д. Тлеуов.

Он хотел бы, чтобы на эти и другие проблемы обратили внимание представители МВД РК, чтобы пересмотреть действующие правила и инициировать поправки в законодательство.

— Тогда мы приблизимся к современным мировым стандартам, — уверен собеседник.

Шухрат ХАШИМОВ

Комментарии закрыты.